В одном интервью Вы сказали в ответ на реплику журналиста о Вашем детстве: «Меня и в детском саду все любили, пока я не ушёл. Мне стало скучно, я нашёл дырку в заборе и сбежал». Можно сказать, что для Вас, успешного в профессии человека, музыка стала такой «дыркой в заборе», сквозь которую можно уйти от обыденности. Согласны с таким сравнением?
- Нет. Творчество всегда было важнее, чем всё остальное. У меня есть голос, я люблю петь, придумывать тексты, очень надеюсь, что некоторые из них можно считать поэтическими, придумывать мелодии, надеюсь, что некоторые из них не вторичны. Кстати и в деятельности, которую принято считать не творческой, именно способность и желание придумывать что-то новое и интересное чаще всего и является ключом к успеху.
На разных жизненных этапах чем для Вас было творчество?
- Сначала я понимал это как возможность получить чистый кайф от жизни и прославиться, сейчас я думаю, что это единственно возможный для меня способ развиваться. Творчество это одна из практик, которая тренирует в нас способность входить в особое, гармоничное, единственно правильное состояние, в котором в идеале нужно находиться постоянно. Т. Е. сам продукт творчества, каким бы прекрасным он не был, это нечто абсолютно вторичное. Важно, только то, что с тобой происходит в эти моменты, важно научится «входить» в это состояние, а музыка, картины, бизнес проекты или победа в соревновании – это что-то вроде спор, которые, выделяясь в процессе, как бы заражают твоё окружение. Возможно, что если бы понимание этого нам прививали с рождения, мы, как в игре, перескакивали в итоге на следующий уровень, который я понимаю, как жизнь уже именно в этом состоянии. А так время, конечно, безнадёжно потеряно, но это не значит, что надо сдаваться.
Сейчас вы готовите новый альбом. Каким он получается?
- Пока он не очень получается и поэтому постоянно переделывается.
Дата релиза открыта, но слушатели ожидали альбом в начале весны. Почему отложился выход?
- Потому не получается. Увы.
Есть ощущение, что вы невероятный перфекционист. Бывает, что стремление «сделать идеально» начинает мешать? (Если да, то как справляетесь с этим?)
- Бывает. Справляюсь просто – случаются моменты, когда начинает казаться, что вот это получилось хорошо. Они, как правило, непродолжительные, но иногда я успеваю за это время что-то опубликовать. Или, если дал слово, что сделаю к какому-то сроку.
Ваши песни звучат, в основном, в виртуальном пространстве: Вы практически не выступаете. Почему?
- Это отнимает слишком много внимания и времени. Важнее потратить его на то, чтобы что-то ещё придумать.
Как Вы представляете своего слушателя? (Какой он? Это представление сложилось по комментариям на YouTube?)
- Наши слушатели очень разные, потому что песни очень разные.
Слушатель песен на стихи Есенина и Ваших авторских песен – один человек? (Как Вы думаете, почему соседство собственных произведений с текстами Есенина оказалось таким органичным в Вашем исполнении?)
- Мне кажется, чаще это разные люди. Некоторые мои песни совсем не гармонируют с есенинскими. Поэтому пришлось недавно создать ещё один канал, где песен на стихи Есенина не будет. А органичными они иногда получаются, потому что я работаю в них на Есенина, а не на себя.
Владимир Высоцкий, много лет игравший в спектакле «Пугачев», говорил, что ему очень близок образ Есенина, он с ним ощущал какие-то общие черты. А в чем Вы чувствуете сходство с Есениным?
- Почти ни в чём. Я вообще не понимаю, как он писал. Ему невозможно подражать, хотя вроде бы всё просто. Высоцкому можно, Бродскому можно, а ему не получается.
Как Вы выбираете, из какого стихотворения сделать песню?
- Абсолютно интуитивно.
С Есениным часто сравнивают поэта Бориса Рыжего, потому что судьбы обоих строились в моменты разрушения старого мира и создания нового. Как человек, который много работает с текстами Есенина и тонко их чувствует (новый сингл «Мне осталась одна забава» - очередное тому подтверждение), Вы видите в них тяжесть контекста? Или поэтическая судьба Есенина больше замыкалась на нем самом, чем питалась временем? Какие мотивы в поэзии Есенина Вам особенно близки сейчас?
- Да нет в них нет тяжести контекста. А если что-то такое и ощущается, то это не важно. Поэзия появляется, когда человек на какое-то время попадает в единственно правильное, на мой взгляд, состояние. Что-то вроде транса или медитации. Поэзия это случайный, побочный продукт этого состояния. Какой там контекст, какое содержание, какие чувства – абсолютно неважно. Важно только умение в это состояние попадать. А то, что там сделано, помогает окружающим почувствовать его присутствие. Тот подъём, который они при этом могут ощутить – это как свежий воздух в душной комнате. Вы только что думали, что эта комната и есть весь мир, а тут раз - и пахнуло чем-то ещё, огромным, прекрасным, неведомым… И тот, кто это написал только что побывал там.
Расскажите, как обстоят дела с Вашей сказкой о Емеле? Уместно сравнить её со сказкой «Про Федота-стрельца…» Леонида Филатова или были другие источники вдохновения? В каком формате этот проект будет существовать?
- Сказка про Емелю написана, хотя концовка меня уже несколько смущает тем, что некоторые сюжетные линии недостаточно развиты и, возможно, когда-нибудь я это дело исправлю. «Про Федота-стрельца…» была для меня скорее источником оптимизма, чем вдохновения. То, что будучи достаточно длинным произведением в стихах, она стала популярной, давало надежду, что этот успех можно хотя бы отчасти повторить. Хоть я и убеждён, что в данном случае важен процесс, а не результат, писать в корзину почему-то неинтересно. Наверное, нельзя, даже делая что-то очень правильно, делать это только для себя. А вдохновляли те, кто меня слушал в процессе написания и явно не скучал при этом.