В женском журнале 1916 года нашла интересную статью о войне и детстве, которая написана по фактическим наблюдениям тех лет и отличается, скажем так, от того взгляда на явление, который принят в наше время.
Первая часть материала посвящена рассуждению о том, насколько полезно наряжать детей в военную форму.
В годы Первой мировой костюмчики для детишек в виде военной формы вошли в моду. Они стали обычным явлением. В военных рядили и только что начавших ходить малышей, и детей 10-11 лет... Причем, военная форма полностью заменила им другую повседневную одежду.
И вот задается вопрос - насколько вообще уместно знакомить детей в столь юном возрасте с тем, что такое война? Зачем это им? Война - совершенно не детское дело, и было бы хорошо, чтобы дети о ней вообще не знали. Это намного полезнее для детской психики, чем искусственное приближение детей к этому страшному явлению.
И тут плавный переход ко второй части материала - к тем детям, которые на эту войну попали.
Как?
Да просто сбежали из дома, как правило.
Еще вчера мама этого ребенка падала в обморок, если ее мальчик порезал пальчик, и вот он уже вернулся с фронта и совершенно спокойно рассказывает, как сидел в окопах, стрелял, видел огромное количество убитых и раненых. И все это он рассказывает совершенно спокойно, солидно, без всякого страха.
Нормально ли это вообще?
Безусловно - нет.
Самое интересное, что таких беглецов, видимо, было очень много. Явление становилось практически массовым.
На фронт бежали в основном дети из неблагополучных семей. Большая их часть, потолкавшись среди солдат, была замечена начальством и отправлена обратно.
Но.
Попадали они, как правило, не в родительские дома. А в дома, так называемых "патронесс". То есть богатых женщин, которые любили детишек, жалели их, и устраивали у себя дома за свой счет приюты для таких детей фронта.
И вот эти дети крестьян, которые сперва удирали из родной деревни на войну, а потом, насмотревшись там ужасов, которые по определению калечили детскую психику, попадали в дома таких благодетельниц, оказывались в центр внимания, как герои. По сути, ничего героического не совершив. Они теперь жили на всем готовом, в компании таких же возвращенных с фронта беглецов, о них заботились, ими восхищались, им дарили подарки, давали деньги.
Ребенок привыкал к халяве и поклонению, и всеми днями только ел, спал и ходил по иллюзионам. Учиться их почему-то никто не отправлял - просто баловали, считая, что дети многое увидели и должны теперь получить в жизни что-то хорошее.
Приводится пример встречи с одним таким ребенком:
Мысль здесь проста. Ребенок получает все, что захочет, просто потому, что когда-то сбежал от родителей. Он, при полной неразвитости умственной и психической, привыкает к легкой жизни, и попробуй потом его заставить учиться или работать...
Вот так, благими намерениями богатых восторженных благодетелей, куются кадры будущих уголовников...
В общем - я совершенно не знала ничего о таких сторонах общественной жизни в России в ту эпоху.
Конечно, встречала информацию о детях-героях, о детях, которые сбежали на фронт... Но мы воспринимаем эти данные все-таки через призму наших знаний о тех же с виду ситуациях в годы Второй мировой, хотя внутри явления, если разобраться, все было совершенно иначе.
И сбегали на фронт дети из других соображений, и отношение к ним в обществе было неоднозначным, учитывая те факты, которые на сейчас малоизвестны...
То есть "сын полка" не всегда было о патриотизме и героизме. Но часто просто о глупости и непослушании. И искалеченной психике ребенка.
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.