Систематический обзор и метаанализ проводились с использованием следующих ключевых слов: «АМГ», «антимюллеров гормон», «живорождение», «кумулятивное живорождение». Поиски проводились с января 2004 г. по апрель 2021 г. на PubMed и Embase.
Всего в метаанализ было включено 32 исследования.
Вероятность живорождения в зависимости от АМГ в циклах ЭКО/ИКСИ:
- АМГ в сыворотке считается хорошим предиктором количественных результатов ЭКО/ИКСИ, включая среднее количество извлеченных яйцеклеток, средний % циклов с извлеченными яйцеклетками, среднее количество криоконсервированных эмбрионов, средний % циклов с криоконсервированными эмбрионами, среднее количество переносов эмбрионов.
- Уровень АМГ в сыворотке крови является более значимым прогностическим маркером фолликулярного ответа и выхода ооцитов (оценивается по количеству зрелых ооцитов, полученных в день пункции), чем возраст женщины, концентрация ФСГ или эстрадиола.
- Женщины с уровнем АМГ в сыворотке 1,1 нг/мл демонстрируют лучший ответ на стимуляцию овуляции, меньшую частоту отмены программы ЭКО и большее количество полученных ооцитов.
- В одном исследовании вероятность наличия хотя бы одного эуплоидного эмбриона, доступного для переноса, значительно увеличивалась с каждым полученным дополнительным эмбрионом.
- На эту связь влияет возраст - овариальный резерв является фактором, ограничивающим успех ВРТ у женщин старшего репродуктивного возраста. т.к. если они имеют меньшее количество ооцитов - меньшая часть из них хорошего качества. У этих женщин достаточный овариальный резерв может частично компенсировать более низкое качество ооцитов, что приводит к лучшим результатам ВРТ.
Вероятность живорождения в циклах ВМИ и при самостоятельных попыток зачатия:
- Снижение овариального резерва, отражающееся в низком уровне АМГ в сыворотке, по-видимому, не оказывает вредного воздействия на способность рекрутировать от одного до трех доминантных фолликулов во время стимуляции яичников (монофолликуллярной), а также на снижение фертильности, частоты наступления беременности и родов в течение цикла внутриматочной инсеминации (ВМИ).
- Эти данные согласуются с результатами исследований, в которых делается вывод о том, что уровни АМГ в сыворотке крови не предсказывают частоту клинической беременности после ВМИ. Однако в литературе получены противоречивые результаты, поскольку два исследования пришли к выводу, что концентрация АМГ в сыворотке крови значительно выше у пациентов с живорождением после ВМИ .
- В двух исследованиях оценивали вероятность живорождения в контексте операций на яичниках в анамнезе или операций по поводу эндометриоза: уровень АМГ в сыворотке не был значимым предиктором частоты живорождения.
Уровень АМГ и привычное невынашивание:
- Самое крупное исследование Zarek et al. проспективно показало, что уровни АМГ в сыворотке крови (низкие или высокие) не были связаны с фертильностью среди 1202 женщин с доказанной фертильностью и потерей беременности в анамнезе.
- Самое крупное недавнее исследование Steiner et al., проспективно проведенное с участием 750 женщин в возрасте 30–44 лет без истории бесплодия, подтвердило, что снижение уровня АМГ в сыворотке крови по сравнению с нормальным овариальным резервом не снижает вероятность зачатия в течение 6 или 12 циклов попыток .
- Streuli et al. обнаружили, что единственной переменной, влияющей на вероятность беременности в течение 3 или 6 месяцев, был возраст женщины.
Все эти данные подтверждают гипотезу о том, что уровень АМГ в сыворотке крови является количественным, а не качественным биомаркером овариального резерва и, следовательно, не отражает способность женщины забеременеть.
Этот параметр не следует использовать в качестве биомаркера фертильности у женщин, пытающихся зачать ребенка естественным путем, не имеющих в анамнезе бесплодия, с целью прогнозирования показателей вероятности успешной спонтанной беременности.