Найти в Дзене
КруиЗеро

Что такое шлюп?

Сергей Балакин

Французская гоночная яхта «Ikra» - классический шлюп с бермудским гротом и «генуэзским» стакселем. Фото автора
Французская гоночная яхта «Ikra» - классический шлюп с бермудским гротом и «генуэзским» стакселем. Фото автора

Пожалуй, ни у одного морского термина нет такого разнообразия значений, как у слова «шлюп». Дело в том, что шлюп – это и класс судов (кораблей), и тип парусного вооружения. Причём со временем оба этих значения сильно менялись и между собой практически не пересекались. Попробуем в этой путанице разобраться.

Если открыть любую морскую энциклопедию или словарь, то там будет сказано, что шлюп - это тип военного судна, на котором российские (и не только российские) мореплаватели совершали дальние плавания, в том числе кругосветные. Вот что, например, написано во втором томе «Морского энциклопедического справочника» (Л., Судостроение, 1987): «Шлюп. 1. Парусный 3-мачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб».

К такому определению сразу возникает ряд вопросов. Бриги и корветы по размерам и составу вооружения очень близко примыкают друг к другу, и «впихнуть» между ними ещё один тип трёхмачтового корабля затруднительно – непонятно, чем он будет отличаться от корвета? Ещё вопрос: едва ли не самый известный шлюп Российского флота «Восток» крупнее корвета и вообще по всем признакам должен быть отнесён к фрегатам – почему же он числился шлюпом?

Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Худ. М.М.Семёнов
Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды. Худ. М.М.Семёнов

Причина столь невнятной трактовки термина заключается в том, что на самом деле шлюп – это не тип парусного судна, а класс судов (подробнее о классах и типах я рассказывал здесь). В британском флоте шлюп (sloop) – это судно для колониальной службы, обладающее большой дальностью плавания и несущее облегчённое вооружение. То есть главная характерная черта шлюпа – это его предназначение, а не конструктивный тип. По типу же парусной оснастки эти суда могли быть совершенно разными – у англичан имелись, к примеру, трёхмачтовые ship-sloops (корабли-шлюпы, де-факто - корветы), двухмачтовые brig-sloops (бриги-шлюпы) и прочие мелкие суда, в том числе одномачтовые. Таким образом, шлюп не занимал «промежуточное положение между корветом и бригом», а сам по типу мог быть и корветом, и бригом, и фрегатом. Показательно, что в британском флоте при его жёсткой регламентированности шлюпы вообще не имели ранга.

Модель английского двухмачтового шлюпа (brig-sloop) «Wolf»
Модель английского двухмачтового шлюпа (brig-sloop) «Wolf»

В Российском флоте, как и в английском, шлюпом считалось судно, специально приспособленное для дальних плаваний и экспедиций. В класс шлюпов зачислялись бриги («Моллер», «Сенявин»), фрегаты («Восток», «Камчатка»), транспорты («Мирный», «Благонамеренный» и др.). Вот как писал про свой шлюп «Предприятие» известный мореплаватель Отто Коцебу: «По своим размерам он не уступал фрегату среднего ранга, но во избежание ненужной нагрузки был вооружён лишь 24 шестифунтовыми пушками».

Кстати, шлюпы «Нева» и «Надежда», на которых Крузенштерн и Лисянский совершили первое кругосветное плавание, официально в состав Российского Императорского флота не входили. Эти суда были куплены в Англии Российско-Американской компанией и являлись её собственностью. То есть, выражаясь современным языком, представляли собой ЧОП – частное охранное предприятие.

Шлюпы «Надежда» и «Нева», худ. Е.В.Войшвилло и Б.М.Стародубцев. Андреевские флаги на судах были поднятии по личному распоряжению императора Александра I, хотя по уставу нести их не имели права
Шлюпы «Надежда» и «Нева», худ. Е.В.Войшвилло и Б.М.Стародубцев. Андреевские флаги на судах были поднятии по личному распоряжению императора Александра I, хотя по уставу нести их не имели права

В середине XIX века удивительную метаморфозу претерпел класс шлюпов в США. Американцы по каким-то причинам почти все свои фрегаты и корветы причислили к шлюпам; в ранге фрегатов остались только самые большие корабли водоизмещением а 4-5 тыс.т. Даже знаменитые суперфрегаты типа «Constitution», вооружённые тяжёлыми 24-фунтовыми пушками и ещё недавно превосходившие по размерам и огневой мощи большинство современных им линейных кораблей, теперь превратились в шлюпы. Например, в 1855 году американцы на замену списанного суперфрегата «Constellation» построили его почти точную копию, получившую то же название, но ставшую отныне шлюпом. Новый «Constellation» остался в истории как последний чисто парусный корабль американского флота; он дожил до наших дней и ныне является кораблём-музеем в городе Балтимор.

Шлюп «Constellation» на вечной стоянке в Балтиморе, США. Его часто (и вполне обоснованно) называют фрегатом. Фото автора
Шлюп «Constellation» на вечной стоянке в Балтиморе, США. Его часто (и вполне обоснованно) называют фрегатом. Фото автора

Первые американские парусно-винтовые корабли, аналогичные европейским фрегатам и корветам, тоже именовались шлюпами, причём они обладали очень мощным вооружением. Так, знаменитый шлюп «Kearsarge», расправившийся с рейдером южан «Alabama», имел на вооружении 11-дюймовые (280-мм) пушки системы Дальгрена – в Европе столь тяжёлыми орудиями в то время не могли похвастаться даже новейшие броненосцы. Вообще, американские шлюпы 1860-х годов были самыми большими и самыми сильно вооружёнными представителями этого класса кораблей за всю историю его существования.

11-дюймовое гладкоствольное орудие Дальгрена на шлюпе «Kearsarge»
11-дюймовое гладкоствольное орудие Дальгрена на шлюпе «Kearsarge»

В Британии тоже строились парусно-паровые шлюпы, причём в немалом количестве. Однако они разительно отличались от американских: это были относительно небольшие корабли, предназначенные для службы в заморских колониях. По водоизмещению и составу вооружения они находились между канонерскими лодками и крейсерами 3-го класса. Единственный сохранившийся представитель семейства колониальных шлюпов – это «Gunnet», спущенный на воду в 1878 году. Ныне он является натурным экспонатом морского исторического музея в городе Чатем.

Винтовой шлюп «Gunnet» в доке музея Chatham Historic Dockyard. Фото автора
Винтовой шлюп «Gunnet» в доке музея Chatham Historic Dockyard. Фото автора

История классических колониальных шлюпов закончилась в 1904 году с завершением строительства серии трёхмачтовых парусно-паровых судов типа «Fantome». В американском флоте к тому времени шлюпов тоже не осталось – им на смену пришли крейсера. В других странах корабли аналогичного назначения именовались не шлюпами, а посыльными судами, авизо или мореходными канонерскими лодками.

«Fantome» - головной корабль последней серии колониальных шлюпов британского флота, 1902 г.
«Fantome» - головной корабль последней серии колониальных шлюпов британского флота, 1902 г.

Но десятилетие спустя класс шлюпов неожиданно возродился – правда, в ином качестве. В ходе Первой мировой войны у «Владычицы морей» появились новые грозные противники – авиация, мины и особенно германские подводные лодки. Соответственно возникла потребность в многоцелевых кораблях небольшого водоизмещения, предназначенных решения широкого круга задач в прибрежных водах – дозорной и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны, траления и т.п. Так возник новый класс эскортных кораблей, который англичане опять-таки назвали шлюпами.

«Delphinium» - один из представителей крупной серии эскортных шлюпов типа «Flower», строившихся в Англии в 1915-1917 гг.
«Delphinium» - один из представителей крупной серии эскортных шлюпов типа «Flower», строившихся в Англии в 1915-1917 гг.

Шлюпы нового поколения строились в Англии до конца Второй мировой войны. Наиболее мощными и удачными представителями этого класса стали корабли типа «Black Swan» («Чёрный лебедь»). Однако по своим характеристикам они фактически стали идентичны фрегатам и эскортным миноносцам, появившимся к тому времени во флотах Великобритании и США. В итоге в послевоенные годы шлюпы, сохранившиеся лишь в британском флоте, были переклассифицированы во фрегаты.

Адмиралтейский чертёж британского шлюпа «Black Swan»
Адмиралтейский чертёж британского шлюпа «Black Swan»
Шлюп «Cygnet» - один из кораблей типа «Black Swan», 1944 г.
Шлюп «Cygnet» - один из кораблей типа «Black Swan», 1944 г.

Нужно отметить, что в межвоенный период во Франции и Португалии возродились, пусть в несколько ином облике, и колониальные шлюпы. Но официально они относились к классу авизо, поэтому здесь их рассматривать не будем.

В 50-е годы прошлого столетия история военных шлюпов вроде бы закончилась, но… В мае 2012 года министерство обороны Великобритании представило концептуальный проект под названием «Перспективный шлюп типа «Black Swan». Представляется, что оба названия – шлюп и «Black Swan» - выбраны не случайно: во-первых, они напоминают о наиболее удачном представителе семейства эскортных кораблей периода Второй мировой войны, во-вторых, свидетельствуют о новом назначении корабля. Предполагается, что британские шлюпы XXI века совместят функции патрульных кораблей класса OPV (Offshore Patrol Vessels), тральщиков-искателей мин и американских «литоральных» кораблей (Littoral Combat Ships), предназначенных для действий в прибрежной зоне театра военных действий. Правда, за прошедшие 11 лет реальных шагов по воплощению проекта в жизнь не наблюдается.

Проект перспективного шлюпа «Black Swan», 2012 г.
Проект перспективного шлюпа «Black Swan», 2012 г.

Пока мы говорили о шлюпах – военных кораблях, разнообразие которых поражает воображение. Но это ещё не всё. Как уже было сказано, у термина «шлюп» есть другое значение: это тип парусного вооружения, появившегося в XVII веке. До этого единственным типом косых парусов были паруса латинские. Но у них имелись недостатки: тяжёлый наклонный рей (называвшийся рю) был не слишком удобен в обращении и затруднял смену галса. Отсюда и возникла идея укоротить рей, превратив его в гафель, а парус разрезать на две части. Одна из частей стала стакселем, а вторая – триселем. Судно с такими парусами и стали называть шлюпом. То есть шлюп – это одномачтовый парусник с любыми косыми парусами, за исключением шпринтовых и латинских. При этом конструктивные особенности самого судна не имели значения.

-13
Яхта «Spartan» (1913 г.) – классический гафельный шлюп. Фото автора
Яхта «Spartan» (1913 г.) – классический гафельный шлюп. Фото автора

Например, в XIX веке в Российском флоте появился новый класс быстроходных военных судов – тендеры. На них единственная мачта была смещена к середине корпуса, длинный бушприт стал выдвижным, а парусность увеличена за счёт топселя, дополнительных кливеров, а также марселей и брифока. Тем не менее, по типу парусного вооружения тендеры оставались шлюпами. В частности, так утверждает авторитетный морской историк Карл Марквардт в своём фундаментальном труде «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века». Таким образом, парусную оснастку шлюпа несли и сами шлюпы, и одномачтовые суда других классов и разновидностей – куттеры (они же тендеры), буеры, херен-яхты и т.д.

Русский военный тендер; справа вверху – варианты использования разных комплектов парусов
Русский военный тендер; справа вверху – варианты использования разных комплектов парусов
Реплика французского каперского куттера (тендера) «Le Renard» - судна Робера Сюркуфа. Фото автора
Реплика французского каперского куттера (тендера) «Le Renard» - судна Робера Сюркуфа. Фото автора

Однако в современной яхтенной литературе шлюп и тендер выделены самостоятельные типы парусного вооружения. При этом говорится, что бермудский шлюп несёт только два косых паруса – стаксель и грот; лишь у гафельного шлюпа парусов может быть три (плюс гаф-топсель). А у тендера обязательно должны присутствовать бушприт и один или несколько кливеров. Также упоминается про смещённую к миделю мачту.

Реплика английского лоцманского куттера (тендера) Бристольского канала «Annabelle J». Фото автора
Реплика английского лоцманского куттера (тендера) Бристольского канала «Annabelle J». Фото автора

Такая классификация лично мне кажется несколько странной. Ведь в других типах парусного вооружения ни число парусов на мачтах или бушприте, ни само расположение мачт значения не имеют. Зато она вносит определённую путаницу. В мире есть исторические яхты и реплики знаменитых судов, которые теперь непонятно, как называть. По старой классификации они шлюпы, а по новой – тендеры…

Впрочем, да простят меня яхтсмены за крамольную мысль, но современная яхтенная терминология – это сильно искажённая парусная. Скажем, в эпоху паруса любой моряк точно знал, что прямые паруса ставят и убирают, а косые – поднимают и спускают. Полагаю, от команды современного шкипера «Майнаем стаксель!» его бы кондратий хватил… Да что говорить, если такую обыденную дельную вещь, как киповая планка, яхтсмены поголовно называют клюзом!

Знаменитая яхта «Tuiga» (1909 г.). В годы своей юности она считалась шлюпом; по нынешней яхтенной классификации она – тендер. Фото автора
Знаменитая яхта «Tuiga» (1909 г.). В годы своей юности она считалась шлюпом; по нынешней яхтенной классификации она – тендер. Фото автора

В завершение рассказа упомянем шлюпку. Напрашивается предположение, что это слово произошло от шлюпа – мол, шлюпка – это маленький шлюп. В общем, так оно и есть, но в русский язык эти слова пришли в разное время и разными путями.

Слово «шлюп» пришло из Западной Европы: это производная от английского sloop или голландского sloep. А вот «шлюпка» происходит от французского chaloupe – баркас, лодка. В XVIII веке в Российском флоте появились лёгкие военные суда - дубель-шлюпки. Это название – калька с французского double chaloupe: «двойная шлюпка». Причём речь не о катамаране, состоящем из двух шлюпок, а о судне, размеры которого примерно вдвое больше обычной шлюпки. Позже аналогичные суда стали называть канонерскими лодками.

Модель дубель-шлюпки Российского флота
Модель дубель-шлюпки Российского флота

Кстати, на Американском континенте слово «дубель-шлюпка» знакомо многим: так там называется одно из блюд фастфуда, что-то среднее между шаурмой и расстегаем. Вот такой курьёз…

-20

Ещё на тему «морской филологии»:

- Метаморфозы слова «катер» (здесь же подробно об упоминавшихся выше куттерах)

- Типы и классы кораблей

- Откуда взялось слово «гальюн»?

- Плавать или ходить?

- Вопрос с подвохом: крейсера «Варяг», «Аврора», «Новик» - это корабли или суда?