Сергей Балакин
Пожалуй, ни у одного морского термина нет такого разнообразия значений, как у слова «шлюп». Дело в том, что шлюп – это и класс судов (кораблей), и тип парусного вооружения. Причём со временем оба этих значения сильно менялись и между собой практически не пересекались. Попробуем в этой путанице разобраться.
Если открыть любую морскую энциклопедию или словарь, то там будет сказано, что шлюп - это тип военного судна, на котором российские (и не только российские) мореплаватели совершали дальние плавания, в том числе кругосветные. Вот что, например, написано во втором томе «Морского энциклопедического справочника» (Л., Судостроение, 1987): «Шлюп. 1. Парусный 3-мачтовый военный корабль XVIII-XIX вв. с прямым вооружением. По размерам занимал промежуточное положение между корветом и бригом. Предназначался для разведывательной, дозорной и посыльной служб».
К такому определению сразу возникает ряд вопросов. Бриги и корветы по размерам и составу вооружения очень близко примыкают друг к другу, и «впихнуть» между ними ещё один тип трёхмачтового корабля затруднительно – непонятно, чем он будет отличаться от корвета? Ещё вопрос: едва ли не самый известный шлюп Российского флота «Восток» крупнее корвета и вообще по всем признакам должен быть отнесён к фрегатам – почему же он числился шлюпом?
Причина столь невнятной трактовки термина заключается в том, что на самом деле шлюп – это не тип парусного судна, а класс судов (подробнее о классах и типах я рассказывал здесь). В британском флоте шлюп (sloop) – это судно для колониальной службы, обладающее большой дальностью плавания и несущее облегчённое вооружение. То есть главная характерная черта шлюпа – это его предназначение, а не конструктивный тип. По типу же парусной оснастки эти суда могли быть совершенно разными – у англичан имелись, к примеру, трёхмачтовые ship-sloops (корабли-шлюпы, де-факто - корветы), двухмачтовые brig-sloops (бриги-шлюпы) и прочие мелкие суда, в том числе одномачтовые. Таким образом, шлюп не занимал «промежуточное положение между корветом и бригом», а сам по типу мог быть и корветом, и бригом, и фрегатом. Показательно, что в британском флоте при его жёсткой регламентированности шлюпы вообще не имели ранга.
В Российском флоте, как и в английском, шлюпом считалось судно, специально приспособленное для дальних плаваний и экспедиций. В класс шлюпов зачислялись бриги («Моллер», «Сенявин»), фрегаты («Восток», «Камчатка»), транспорты («Мирный», «Благонамеренный» и др.). Вот как писал про свой шлюп «Предприятие» известный мореплаватель Отто Коцебу: «По своим размерам он не уступал фрегату среднего ранга, но во избежание ненужной нагрузки был вооружён лишь 24 шестифунтовыми пушками».
Кстати, шлюпы «Нева» и «Надежда», на которых Крузенштерн и Лисянский совершили первое кругосветное плавание, официально в состав Российского Императорского флота не входили. Эти суда были куплены в Англии Российско-Американской компанией и являлись её собственностью. То есть, выражаясь современным языком, представляли собой ЧОП – частное охранное предприятие.
В середине XIX века удивительную метаморфозу претерпел класс шлюпов в США. Американцы по каким-то причинам почти все свои фрегаты и корветы причислили к шлюпам; в ранге фрегатов остались только самые большие корабли водоизмещением а 4-5 тыс.т. Даже знаменитые суперфрегаты типа «Constitution», вооружённые тяжёлыми 24-фунтовыми пушками и ещё недавно превосходившие по размерам и огневой мощи большинство современных им линейных кораблей, теперь превратились в шлюпы. Например, в 1855 году американцы на замену списанного суперфрегата «Constellation» построили его почти точную копию, получившую то же название, но ставшую отныне шлюпом. Новый «Constellation» остался в истории как последний чисто парусный корабль американского флота; он дожил до наших дней и ныне является кораблём-музеем в городе Балтимор.
Первые американские парусно-винтовые корабли, аналогичные европейским фрегатам и корветам, тоже именовались шлюпами, причём они обладали очень мощным вооружением. Так, знаменитый шлюп «Kearsarge», расправившийся с рейдером южан «Alabama», имел на вооружении 11-дюймовые (280-мм) пушки системы Дальгрена – в Европе столь тяжёлыми орудиями в то время не могли похвастаться даже новейшие броненосцы. Вообще, американские шлюпы 1860-х годов были самыми большими и самыми сильно вооружёнными представителями этого класса кораблей за всю историю его существования.
В Британии тоже строились парусно-паровые шлюпы, причём в немалом количестве. Однако они разительно отличались от американских: это были относительно небольшие корабли, предназначенные для службы в заморских колониях. По водоизмещению и составу вооружения они находились между канонерскими лодками и крейсерами 3-го класса. Единственный сохранившийся представитель семейства колониальных шлюпов – это «Gunnet», спущенный на воду в 1878 году. Ныне он является натурным экспонатом морского исторического музея в городе Чатем.
История классических колониальных шлюпов закончилась в 1904 году с завершением строительства серии трёхмачтовых парусно-паровых судов типа «Fantome». В американском флоте к тому времени шлюпов тоже не осталось – им на смену пришли крейсера. В других странах корабли аналогичного назначения именовались не шлюпами, а посыльными судами, авизо или мореходными канонерскими лодками.
Но десятилетие спустя класс шлюпов неожиданно возродился – правда, в ином качестве. В ходе Первой мировой войны у «Владычицы морей» появились новые грозные противники – авиация, мины и особенно германские подводные лодки. Соответственно возникла потребность в многоцелевых кораблях небольшого водоизмещения, предназначенных решения широкого круга задач в прибрежных водах – дозорной и конвойной службы, противолодочной и противовоздушной обороны, траления и т.п. Так возник новый класс эскортных кораблей, который англичане опять-таки назвали шлюпами.
Шлюпы нового поколения строились в Англии до конца Второй мировой войны. Наиболее мощными и удачными представителями этого класса стали корабли типа «Black Swan» («Чёрный лебедь»). Однако по своим характеристикам они фактически стали идентичны фрегатам и эскортным миноносцам, появившимся к тому времени во флотах Великобритании и США. В итоге в послевоенные годы шлюпы, сохранившиеся лишь в британском флоте, были переклассифицированы во фрегаты.
Нужно отметить, что в межвоенный период во Франции и Португалии возродились, пусть в несколько ином облике, и колониальные шлюпы. Но официально они относились к классу авизо, поэтому здесь их рассматривать не будем.
В 50-е годы прошлого столетия история военных шлюпов вроде бы закончилась, но… В мае 2012 года министерство обороны Великобритании представило концептуальный проект под названием «Перспективный шлюп типа «Black Swan». Представляется, что оба названия – шлюп и «Black Swan» - выбраны не случайно: во-первых, они напоминают о наиболее удачном представителе семейства эскортных кораблей периода Второй мировой войны, во-вторых, свидетельствуют о новом назначении корабля. Предполагается, что британские шлюпы XXI века совместят функции патрульных кораблей класса OPV (Offshore Patrol Vessels), тральщиков-искателей мин и американских «литоральных» кораблей (Littoral Combat Ships), предназначенных для действий в прибрежной зоне театра военных действий. Правда, за прошедшие 11 лет реальных шагов по воплощению проекта в жизнь не наблюдается.
Пока мы говорили о шлюпах – военных кораблях, разнообразие которых поражает воображение. Но это ещё не всё. Как уже было сказано, у термина «шлюп» есть другое значение: это тип парусного вооружения, появившегося в XVII веке. До этого единственным типом косых парусов были паруса латинские. Но у них имелись недостатки: тяжёлый наклонный рей (называвшийся рю) был не слишком удобен в обращении и затруднял смену галса. Отсюда и возникла идея укоротить рей, превратив его в гафель, а парус разрезать на две части. Одна из частей стала стакселем, а вторая – триселем. Судно с такими парусами и стали называть шлюпом. То есть шлюп – это одномачтовый парусник с любыми косыми парусами, за исключением шпринтовых и латинских. При этом конструктивные особенности самого судна не имели значения.
Например, в XIX веке в Российском флоте появился новый класс быстроходных военных судов – тендеры. На них единственная мачта была смещена к середине корпуса, длинный бушприт стал выдвижным, а парусность увеличена за счёт топселя, дополнительных кливеров, а также марселей и брифока. Тем не менее, по типу парусного вооружения тендеры оставались шлюпами. В частности, так утверждает авторитетный морской историк Карл Марквардт в своём фундаментальном труде «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века». Таким образом, парусную оснастку шлюпа несли и сами шлюпы, и одномачтовые суда других классов и разновидностей – куттеры (они же тендеры), буеры, херен-яхты и т.д.
Однако в современной яхтенной литературе шлюп и тендер выделены самостоятельные типы парусного вооружения. При этом говорится, что бермудский шлюп несёт только два косых паруса – стаксель и грот; лишь у гафельного шлюпа парусов может быть три (плюс гаф-топсель). А у тендера обязательно должны присутствовать бушприт и один или несколько кливеров. Также упоминается про смещённую к миделю мачту.
Такая классификация лично мне кажется несколько странной. Ведь в других типах парусного вооружения ни число парусов на мачтах или бушприте, ни само расположение мачт значения не имеют. Зато она вносит определённую путаницу. В мире есть исторические яхты и реплики знаменитых судов, которые теперь непонятно, как называть. По старой классификации они шлюпы, а по новой – тендеры…
Впрочем, да простят меня яхтсмены за крамольную мысль, но современная яхтенная терминология – это сильно искажённая парусная. Скажем, в эпоху паруса любой моряк точно знал, что прямые паруса ставят и убирают, а косые – поднимают и спускают. Полагаю, от команды современного шкипера «Майнаем стаксель!» его бы кондратий хватил… Да что говорить, если такую обыденную дельную вещь, как киповая планка, яхтсмены поголовно называют клюзом!
В завершение рассказа упомянем шлюпку. Напрашивается предположение, что это слово произошло от шлюпа – мол, шлюпка – это маленький шлюп. В общем, так оно и есть, но в русский язык эти слова пришли в разное время и разными путями.
Слово «шлюп» пришло из Западной Европы: это производная от английского sloop или голландского sloep. А вот «шлюпка» происходит от французского chaloupe – баркас, лодка. В XVIII веке в Российском флоте появились лёгкие военные суда - дубель-шлюпки. Это название – калька с французского double chaloupe: «двойная шлюпка». Причём речь не о катамаране, состоящем из двух шлюпок, а о судне, размеры которого примерно вдвое больше обычной шлюпки. Позже аналогичные суда стали называть канонерскими лодками.
Кстати, на Американском континенте слово «дубель-шлюпка» знакомо многим: так там называется одно из блюд фастфуда, что-то среднее между шаурмой и расстегаем. Вот такой курьёз…
Ещё на тему «морской филологии»:
- Метаморфозы слова «катер» (здесь же подробно об упоминавшихся выше куттерах)
- Откуда взялось слово «гальюн»?
- Вопрос с подвохом: крейсера «Варяг», «Аврора», «Новик» - это корабли или суда?