Русская литература недели
Иван Охлобыстин Великая тушинская зга 2023. АСТ
Аннотация: Пафос и стёб, ностальгия по прошлому - и мистика внутри обыденности, фирменный юмор - и высший смысл, брутальный реализм - и городские легенды, слухи и анекдоты? Изобретательный стиль Ивана Охлобыстина в полной мере раскрывается в его новом романе, где смело действуют подростки из восьмидесятых, их обеспокоенные родители, изобретатели-алкоголики, высококультурные цыгане, известные рокеры, герои спецслужб в отставке, предприимчивые менты, терпимые священники, а также козел, кролик и человеческий мозг в колбе? Место действия - Тушино, над и под землей.
Наше мнение: Иван Охлобыстин, одинаково успешно снимающийся в кино, озвучивающий новое ?Простоквашино? и выступающий на патриотических митингах, приглашает всех в Тушино - на родину слонов. По неприметному спальному району на северо-западе столицы каких-то 10-15 тыс. лет назад бродили первые аборигены, утверждают исследователи ледникового периода. А потомки тех прото-москвичей комбинируют реальность и городские легенды в забористом коктейле ?Великой тушинской зги?, где фантазии автора есть где разгуляться. Разве что обидно, как издатель подозрительно полно выложил карты на стол в аннотации. Из неё кажется, что роман должен получиться изрядным китчем, на крайний случай - аляповатым попурри, бессмысленным и беспощадным. Но вот сюрприз: такого ощущения нет. Все упомянутые рокеры, ?высококультурные цыгане?, священники и даже козёл удачно смешивают в толпу героев и находят своё ?применение? по ходу сюжета, создавая пёструю, но вполне увлекательную картинку.
Получается своеобразная игра с читателем и одновременно - карнавал, праздник жизни из далёких уже 80-х. С одной стороны, всё вроде бы крайне несерьёзно при хорошо прописанных характерах и динамичности повествования. Юмор и самоирония, присущие Охлобыстину, в избытке. С другой - на вид в тексте нет какой-то метаидеи. Ради чего всё это? Исключительно для того, чтобы не скучно набрать воспоминаний из юности и превратить в лёгкое фэнтези? Возможно. Но скорее с целью сделать из Тушино отдельного персонажа и создать собственную мифологию места. В этом случае у Охлобыстина плюс-минус всё получилось. Это сказка для широкого круга - и для взрослых, и для подростков, после которой вы с опаской, но не без интереса будете выходить из метро ?Тушинская?. А вдруг там за поворотом тот самый козёл?
Детектив недели
Антти Туомайнен Теория бобра 2023. Синдбад
Аннотация: Хенри Коскинен - личность разносторонняя. Он не только страховой математик и владелец парка приключений, теперь он примеряет на себя роль примерного семьянина. Хенри наконец переехал к своей возлюбленной Лауре и ее дочери. Он со всем рвением вливается в Dads Club - негласную ассоциацию папаш-хипстеров по соседству. В это же время конкурирующий парк приключений начинает расширять свою деятельность и ради прибыли готов идти по головам. Теперь Хенри приходится иметь дело с преступниками-недоучками, одновременно совмещая это с ролью новоиспеченного отчима. "Теория бобра" - это третья часть захватывающей серии триллеров Антти Туомайнена. Книги автора переведены на 30 языков.
Наше мнение: Если во второй части хитовой финской трилогии ?Фактор кролика? всё стартовало с какого-никакого сюрприза, то ?Теория бобра? - пожалуй, очень камерное и предсказуемое окончание цикла. Типичной для Антти Туомайнена тарантиновщины (в русле его последователя Гая Ричи с хитом ?Карты, деньги, два ствола?) здесь будет существенно меньше, зато семейный пласт повествования выйдет чуть ли не на передний план. В сиквеле по-прежнему представлены все оттенки юмора и иронии, не обойдётся без авантюрных погонь и неожиданных трупов, но детективная интрига, и так нивелированная во второй части, вовсе растворится без следа. Никаких резких поворотов и сюжетных перестановок. Больше рутины, меньше безумия.
При этом ?Теорию бобра? нельзя назвать проходной, натянутой, чтобы как-то завершить весь сказ. Своей будничностью она делает происходящее более натуральным и реалистичным, где в чёрном юморе и абсурдных ситуациях проступают грусть и попытка свыкнуться с тем, что даже на фоне странных приключений, бандитских разборок и выхода из зоны комфорта жизнь всё равно возьмёт своё. Таков порядок вещей. В том числе это даёт хороший пинок главному герою Хенри Коскинену, который казался в предыдущих частях слишком статичным и намеренно деревянным. А всё вместе подводит итог достойной трилогии.
Фантастика недели
Сергей Лукьяненко Форсайт 2023. АСТ
Аннотация: Людям порой снится прошлое. Иногда хорошее, иногда не очень? Но что делать, если тебе начинает сниться будущее? И в нём ничего хорошего нет совсем.
Наше мнение: Фирменная, взрослая и во всех смыслах мудрая пророческая фантазия от мэтров жанра из России. На стыке научной фантастики, постапокалиптики, киберпанка и даже модного среди многостаночников-любителей из сети попаданчества. Читается ли она влёт? Пожалуй, нет. Заставляет ли активно сопереживать героям? Ответ ровно такой же. Затягивает ли в новый мир с головой? Тоже не совсем.
Тогда в чём же соль? Давайте так: Лукьяненко ставит идею и концепцию выше всего остального, его можно понять. Получается короткое, сконцентрированное и опосредованное размышление о том, куда нас ведут технологии (а кто сомневается в том, что ведомый и ведущий давным-давно поменялись местами?). Ради этого автор (хочется верить) не стал детально прорабатывать мир, а нарисовал его грубыми мазками, как бы нехотя. По этой причине сюжет развивается довольно шаблонно, без огонька. Отсюда и слегка пресные персонажи, которые ведут борьбу по обе стороны реальности.
Но помимо концептуально-содержательной части о технологиях и самоощущении человека во времени Лукьяненко явно удались интрига и финал: они непредсказуемые. Можно спорить о реалистичности и обоснованности решений, но логика нашей жизнью управляет далеко не всегда, так что терпите. И то, что автор задумал не превращать роман в трилогию, как это сегодня модно, - тоже позитивный момент. Нельзя сказать, что все предпосылки и последствия здесь объяснены с лихвой, но точка поставлена более чем жирная.
Нон-фикшен недели
Квентин Тарантино Киноспекуляции 2023. Individuum
Аннотация: Тарантино-литератор так же легко ускользает от определений, как Тарантино-режиссер. Мемуары, история Голливуда, теория кино, зрительский дневник, палп-нон-фикшен или запротоколированный стендап - все это "Киноспекуляции". Первую документальную книгу Тарантино посвятил фильмам своей юности, определившим его вкус и интуиции: от "Грязного Гарри" и "Рокки" до "Побега из Алькатраса". Автор наводит порядок на режиссерских кухнях своих предшественников, неизменно задаваясь вопросом: а как бы выглядела история кино, случись все иначе? Это полная искренней любви и азарта книга режиссера, чьи огромные познания, профессиональный опыт и связи в Голливуде позволяют быть убедительным даже в самых фантастических и спекулятивных построениях. Вы можете представить, как Брайан Де Пальма снял бы "Таксиста"? Квентин вам расскажет.
Наше мнение: Если вы хотите узнать побольше о том, как великий Тарантино писал сценарии и находил актёров, которых потом делал культовыми, то вам не сюда. Разумеется, Квентин в тексте повсюду на стыке режиссёрских эссе и собственной автобиографии, однако книга хоть и его, но не о нём самом, а о фильмах, поливавших (по большей части в 70-х) грядку будущего режиссёра. А что потом на ней взошло, знает весь мир.
В нескучной манере он не только накидывает читателю подборку нетривиальных картин (о многих вы точно не слышали), но и позволяет посмотреть на них с неожиданной стороны. А может быть, и со многих сразу. Нескромно (хотя с виду по делу) Тарантино выписывает люлей знаменитым кинодеятелям, части из которых его советы, возможно, пригодились бы для кассы, чтобы предупредить провалы: мало кто даёт леща своим коллегам, тут нужна смелость.
Канва выходит пёстрой и живой. В отличие от большинства режиссёров, которые стараются выдать типичную биографию в стиле родился, женился и получил ?Оскар? или наоборот - высоколобую критику, Квентин одновременно мудро и наивно вспоминает о том, что до карьеры в кино он в это кино ходил сам, будучи по другую сторону экрана. И в каждом эссе о других он раскрывается чуть больше сам и позволяет чуть лучше понять, как сформировалось его творческоя мировоззрение. Возможно, именно в таком стиле Тарантино писал бы рецензии на "Кинопоиске".
Водка недели
Вильям Похлебкин История водки. XIV-XX вв. 2023. Individuum
Аннотация: "История водки" первоначально не предназначалась для печати и тем более никогда не мыслилась как некая занимательная "история пьянства" для развлекательного чтения. Это научно-исследовательская работа, посвящённая выяснению конкретного, "узкого" и притом чисто исторического вопроса: когда началось производство водки в России и было ли оно начато раньше или позже, чем в других странах? Иными словами, задача автора состояла в том, чтобы выяснить, была ли наша страна Россия в деле производства водки вполне оригинальна или же и в этом сугубо, как мы считаем, национальном вопросе нам кто-то из Европы (а может быть, и из Азии?), так сказать, "указал путь".
Наше мнение: Столетие главного исследователя русской кухни Вильяма Похлёбкина в 2023 году решили логично отметить переизданием его работ, коих немало (около 40 томов и сотни статей). И в этой серии, совершенно очевидно, есть царь-книга о главном русском алкогольном напитке, которая вышла на излёте советского времени в 1991 году и быстро стала классикой. Сама по себе задача автора - доказать, что водка появилась именно в России, - была столь же амбициозной, сколь и сомнительной. Но шар в лузу залетел. Как обычно, в наших краях отчаянно ищут источники гордости кроме космоса и балета. Почему бы и нет?!
Уже потом Борис Родионов и другие учёные включились в антипохлёбкинскую гонку, доказав, что многие факты Вильям Васильевич, скажем так, додумал и даже слегка подтасовал, чтобы его теория выглядела более правдоподобной. Исследователи - они такие, люди увлечённые, их не в чем винить. В частности, благодаря ему в сознании масс закрепилась мысль о том, что Дмитрий Менделеев обессмертил своё имя не только таблицей, ненавистной школьникам, но и изобретением 40-градусной.
Но от этого ?История водки? не стала менее значимой, хотя читать её, конечно, стоит в сочетании с критикой этого разума - чистого, как слеза из морозилки в пятничный вечер. ?Пол-литра, вдребезги? Да я тебе!?
Святослав Тарасенко