Найти в Дзене
Записки кинезиолога

Темная сторона развития: не развивать интеллект, развивая все остальное

Оглавление

Продолжаем тему темной стороны развития. В прошлых статьях мы рассмотрели ситуации, когда мы:

В этой статье рассмотрим тему развития интеллекта, как параллельную теме иного развития. Подумаем о том, что интеллекты бывают разными. О том, что, развивая одно, мы можем забрасывать другое. А также о том, что, развивая все свои интеллекты, наша жизнь становится более объемной, живой, эффективной и здоровой.

Здесь я специально использую слово интеллект, а не ум. Так как практика современности нам уже показала, что бывает интеллект и без ума – искусственный интеллект, умные дома, телефоны, машины, холодильники, да как хотите.

Подчеркну, что развивать интеллект не равно развивать ум. Тут предлагаю обратиться к прекрасному кресту Юнга:

-2

То есть мы можем развивать наш:

  • мыслительный интеллект – способность продуктивно и эффективно думать, а не вязнуть в манной каше ума, истинных и ложных воспоминаниях, фантазиях, мечтах, иллюзиях и безумии;
  • эмоциональный или чувственный интеллект – способность реагировать и взаимодействовать с миром в более широком и объемном эмоциональном ключе;
Мы достаточно эмоционально развиты, чтобы ненавидеть и сострадать одновременно ©
  • ощущенческий или тактильный, или кинестетический интеллект – это контроль над собственным телом, моторный контроль, правильное дыхание, здоровье, внутреннее равновесие, способность работать с телом других людей, чувствовать и корректировать дисбалансы как в своем, так и в чужом теле;
  • интуитивный интеллект – способность распознавать и полагаться на свою интуицию, использовать ее для самообучения и повышения своей безопасности, успешности и удачливости и пр.

На этом интеллектуальное развитие не ограничивается, как я полагаю. Я бы сказала, что есть еще:

🔷 Вербальный интеллект – способность лаконично и красноречиво доносить до собеседника или аудитории информацию на понятном ей языке. Способность общаться и читать не только на своем, но и на иностранном языке. Способность общаться с машинами на их языке и пр.

Когда мы учим иностранный язык, у нас физиологически меняется мозг. Более того, мы начинаем понимать привычные нам понятия в совершенно новом ключе, потому что для их обозначения у нас появляется новое слово на иностранном языке, которое подтягивает за собой новый контекст и новые чувства.

Вот мы не паримся над цифрой 4, а для китайцев и японцев ее звучание созвучно со звучанием слова «смерть». Они парятся.
Мы не думаем над словом белый, как над чем-то негативным. А у китайцев иероглиф «белый» также имеет значение – тщетно, впустую.
А теперь почувствуйте разницу между словами «дверь» и «врата». Вроде и то, и то – проход. Но врата – это уже что-то трансцендентальное. Врата в Рай, врата в Ад, врата в потустороннее. Можно сказать и «дверь в иной мир», но «врата в иной мир» ощущается прям как-то по-другому.
И все это имеет огромное значение для нашего бессознательного. Например, возьмите в привычку вместо фразы «Ничего себе» говорить «Вот это да!», и в вашей жизни появится больше того, что вы принимаете, а не отвергаете как «ничего себе».


🔷
Контекстуальный интеллект – способность считывать и понимать контекст, как в ситуации, так и в взаимоотношениях и иерархии между людьми. Крайне важен в азиатских странах, да и в целом, в странах с коллективистской культурой, и крайне заброшен в странах с индивидуалистической культурой («Я-культура»).

Понять, в каком состоянии собеседник и что вообще происходит в текущем моменте важно, когда вы намереваетесь сообщить кому-то приятную или неприятную новость. Например, можно уволить человека и сообщить ему об этом в понедельник. И он всю неделю запорет, а если при этом уволили одним днем, то еще и в депрессию впадет, потому что впереди рабочая неделя, все идут на работу, а он нет. А можно сообщить ему об этом в пятницу. И тогда у него будет два дня выходных на восстановление и на то, чтобы прийти в себя, без ощущения своей никчемности, потому что в выходные все равно обычно люди на работу не ходят (если работают 5/2).

🔷 Экологический интеллект – способность понимать, как мои мысли, чувства, действия влияют на окружающую среду, людей, природу, животных, даже камни, металлы и кристаллы.

Можно плевать на природу и действовать как ее венец, и получить то, что получал человек всегда – по шапке. А можно выстраивать свою деятельность с учетом природных процессов. Да хоть тот же сельскохозяйственный календарь на основе лунных циклов – прекрасно работает тысячелетиями. Ну не будете же вы сеять зимой. Хоть тут ума хватает.

🔷 Добавьте здесь что-то свое.

-3

А теперь пробежимся по базовым заглюкам, связанным с развитием в контексте забрасывания интеллектуального развития.

Не развиваем ум, мышление

Избегание мыслей и мышления

◾️ В целом, развитие интеллекта также укладывается в парадигму развития. Однако, про него часто забывают, например, практикуя методы преодоления ума.

«Нужно просто не думать. Весь вред от мыслей», – как мантру повторяла некая мадам.
Весь вред не от мыслей, а от вредных мыслей. Думать о вредном и думать неправильно вообще вредно.


При развитии духовности люди часто упираются рогом в то, что нужно достигнуть состояния безмыслия и будет вам счастье-счастье. Остановить там мысленный диалог, избавиться от мыслей. Не думать о белой обезьяне.

Фишка же в том, что остановка внутреннего диалога и состояние без-мыслия – это скорее следствия правильной духовной практики, а не ее цель.

Когда ваш ум не привязан, гибок, глубок и спокоен, его не беспокоит легкая рябь на поверхности.

Пока ваше мышление ограничено узким понятийным аппаратом, пока в нем мало слов и концепций для описания каких-то процессов, вы продолжаете вариться в каше уже заезженных навязчивых мыслей. Тут нужно не от них отказываться, а переключать свое внимание на то, чтобы исследовать что-то еще. Книжки читать, изучать новое. Смотреть на уже «понятное» с другого угла.


То есть нужно развивать свой интеллект в управлении мышлением. Это навык. Есть инструменты. И этому можно научиться. Вместо того, чтобы быть слугой беспокойной обезьяны или дикого коня ума, можно научиться с ним сотрудничать и использовать его силу себе на пользу. Избавиться от него все равно до конца не получится. Но его можно преодолеть и интегрировать.

Что делать?

🔷 Если вас преследует какая-то мысль, просто задайте себе вопрос «Какая мысль будет следующей» и наблюдайте за тем, как вашу голову заполняет блаженная пустота.

🔷 Если вас запарили кучи бессвязных непродуктивных мыслей, просто позвольте себе думать вообще о чем угодно. Часто, после этого тоже наступает «белый шум пустого эфира».

🔷 Если мысли вгоняют вас с тревогу, переключитесь в другую модальность – из вербальной в визуальную, из пассивно воспринимающей, в активно создающую. Представьте себе красный огурец. Прям красный. Прям с полосочками или пупырками. Тоже красными. Попробуйте.

🔷 Подумайте, что вы всегда ассоциировали себя и свое сознание с тем, кто думает мысли. По факту сознание – это не тот, кто думает мысли (производит мысли), сознание – это тот, кто слышит эти мысли. Но это просто так, упражнение, чтобы почувствовать, что кроме мыслей есть нечто еще. Офф-топ, так сказать.

✅ По факту же ум, а точнее его беспокойство, вообще напрямую не связан с умом, а связан с подавленными эмоциями, чувствами, ощущениями или беззвучно, но на полную орущей интуицией, которую мы отказываемся слышать. Когда мы решаем вопрос с причиной беспокойных мыслей, они перестают нас тревожить. Но для этого нужно развивать другие виды интеллекта и понимания.

✅ Мышление – полезная штука, если знать, как его использовать. Но тут важно понимать, куда его вообще можно применить. Многие же, не знают, зачем им ум. А точнее, зачем они вообще живут и где их место. Но это уже более глубокие вопросы, на которые отвечать себе не хочется (хотя они входят в тему развития). Поэтому проще сфокусироваться на том, чтобы отказаться от ума. Ну или погрязнуть в бессвязной и непродуктивной умственной жвачке.

Развивать тело и дух без развития мышления

◾️ Еще один косяк, развивать духовность, чувствительность, тактильность, совершенно забрасывая мыслительный интеллект. В результате получается нечто безголовое, но очень чувствительное. Несколько юродивое и приторно благостное. Наверняка видели таких.

Что-то до них донести – невозможно, т.к. думалка выключена. А точнее затоплена окружающим миром. Причем затоплена до состояния младенческого не различающего ума. А для выживания младенчикам нужны те, кто о них заботится, но это так, на заметку.

В целом, плохого в этом ничего нет, если вам при этом не нужно кормить семью и детей. Ну или вы не стремитесь спасти все человечество методом его немедленного просветления в радиоактивных лучах вечной славы.

Более экологично с этой точки зрения было бы развивать не только чуткость, чуйкость и эмпатию, но и учить матчасть. Чтобы лучше понимать, что я там чувствую. Например, те же целители без медобразования. Ну хорошо, целИ, вопросов нет. Но когда знаешь анатомию нормально, то и результат целительства лучше становится. Но это так, на заметку.

Также это можно рассмотреть на примере кинезиологии. Я знаю кинезиологов, которые практикуют, не очень понимая, что именно они на самом деле делают. Как это работает. Да, у них есть результат. Но.

Те кинезиологи, которые погружаются в тему, выясняют, как это работает. Знают медицину. Хоть как-то изучают восточную медицину. Хоть как-то изучают физику и природу реальности, гораздо лучше понимают более тонкие процессы в организме и способны взять и проработать больше и эффективнее.

Те, кто понимает, как что работает, могут использовать интеллект в том числе для того, чтобы создавать что-то новое. Авторские методы, свои коррекции и так далее. Да, без этого можно обойтись, но с этим мир и кинезиологическая практика, в частности, становятся более объемными, говорящими, живыми и динамичными. Следуют в ногу со временем, достижениями, миром и меняющимися людьми.

Мы развиваем мыслительный интеллект, чтобы лучше и точнее описывать то, что в действительности происходит. Лучше понимать закономерности и использовать их при необходимости. Иметь возможность как-то влиять на свою жизнь, а не просто ждать, что «Мир обо мне позаботится» (нам же не 6 месяцев от роду, в конце концов).


Для примера просто сравните разносторонне образованного монаха или гуру с «диким» гуру, который полностью уверен в своей просветленности. Они оба могут быть реализованными. Но первые при этом будут более полезны и безопасны для общества. Вторые же могут организовать секту и начать творить дичь, как часто и делают.

Не развиваем эмоциональный интеллект

Головастик

◾️ Этим чаще всего грешат те, кто сверхсильно развивают как раз мыслительный интеллект. Думать научились, а чувствовать нет. Получается такой задрот-сухарь-головастик, который страдает психосоматикой, неврозами и прочими навязчивостями.

Эмоции такими людьми отвергаются как нечто ничтожное, никчемное и абсолютно бесполезное для жизни. В целом, с позиции мышления, с ними нельзя не согласиться, однако эмоции, например, играют важную роль в запоминании нового.

Мы лучше и на более долгое время запоминаем эмоционально окрашенные события. Вспомните, например, свой обычный будний день. В подробностях. А теперь вспомните эмоционально окрашенное событие (положительное или негативное). Первую влюбленность там, или первое унижение. О-о-о, вот это-то то мы помним годами, если не десятилетиями.


Если мы не понимаем свои эмоции, то нам труднее понять потребности нашего тела. Чего нам действительно хочется. Что нам действительно нравится. Что приносит удовольствие, а от чего хочется избавиться. Где нам хорошо, а с кем нам плохо. В общем, действуем «от ума» часто во вред себе, потому как сигналы вреда не слышим и не воспринимаем – эмоциональная лампочка, которая о них сигнализирует, выкручена – светиться красным сигналом нечему.

Что делать?

Здесь вариантов действий несколько.

🔷 Почитать книжки про эмоциональный интеллект. Например:

  • Эмоциональная жизнь мозга – Ричард Дэвидсон;
  • Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ – Дэниел Гоулман;
  • Мудрость Психопатов – Кевин Даттон (внезапно, но крайне любопытно).

Это позволит понять, как именно можно развивать свой эмоциональный интеллект, зачем это делать и что будет, если этого не делать.

🔷 Походить к психологу, психотерапевту именно с задачей лучше понимать свои эмоции. Да, будет больно, будет бесить и будет скучно местами. И долго. Но в результате – крайне полезно.

🔷 Поизучать а какие эмоции вообще бывают. Именно с названиями. Не просто «бесит», «раздражает», а, например, «я чувствую себя отделенным» или «я чувствую себя под нависшей угрозой», или «я чувствую себя охраняемым провидением» (это описания эмоций из Эмоциональной последовательности в кинезиологии).

🔷 Читать художественную литературу, чтобы различать и проживать эмоции вместе с героями. Тут чем больше и разнообразнее, тем лучше. Особенно, если от книги прям сердечко кровью обливается и кишки скручивает. После такого, прежним вы уже не будете – ваш эмоциональный спектр расширится в разы. И не забывайте про романчики, от которых бабочки в животе, все дела. Для баланса нейромедиаторов, так сказать 😊

Зажатое тело

◾️ Также недостаточно развитый эмоциональный интеллект может быть у кинестетиков и интуитов. Они больше ориентируются на ощущения в теле, на глубокие нутряные импульсы. Они могут даже эти самые эмоции через тело прорабатывать.

Минус здесь – соматизация. То есть превращение эмоции в телесное страдание и боль, высыпания, почесуху и аллергию. Ну и так далее.

То есть если я не знаю, как называется то, что я чувствую, а могу это только ощущать, то приходится переводить эмоцию на язык телесных ощущений. Так «Меня раздражает товарищ Василий из соседнего отдела» превращается в высыпания и красные пятна на теле. Или вас начинают мучать постоянные насморки и боли в горле от того, что вы не хотите осознавать и ощущать, как вам осточертела конкретная деятельность, а выразить словами это или не получается или страшно до кома в горле.

Для примера здесь приведу телесно-ориентированные техники в сочетании с работой с эмоциями.

Например, можно делать краниосакральную терапию только по телу. Это занимает 1-1,5 часа. Но если к ней добавить разрядку эмоций, которые «застряли» в теле и обозначение их словами, то зажимы уходят сами и без усилий и тело балансируется быстрее и глубже.

Такой же пример – висцеральный массаж. Может быть крайне болезненной штукой, а в брюшке у нас много эмоций оседает. Если сочетать это с техникой Эмоционального баланса – нашел зажим, определил эмоцию, отработал, то зажимы уходят быстрее и без боли.

А вообще тело можно править и без прикосновения. Достаточно поработать с эмоциями и, ой, таз перестает перекашивать, лопатки выравниваются, коленки болеть перестают, шея появляется и так далее.

В общем, учите эмоциональную матчасть. Это полезно как для памяти, так и для тела. Особенно для тела.

Не развиваем телесный интеллект

Плохой контакт с телом

◾️ Есть люди, которые могут тонко чувствовать и глубоко понимать мир. Но, блин, выглядят как задохлики, а когда идут, у них все тело ходуном ходит. Это не плохо, не хорошо. Просто на это стоит обратить внимание.

Есть те, кто стремится к успеху, социально и финансово прокачан, семья, победы, все дела, походы в тренажерку каждый день и железо-железо-железо. Их тело буквально похоже на сжатый в пружину камень. Но при этом испытывает жуткий стресс и, часто, страх прикосновений.

Есть те, кто считает себя грамотным спортсменом. Если не профессионалом, то уж точно профессиональным любителем. И при этом не правильно дышит, у него зажата диафрагма, от чего едет таз и все его тренировки превращаются в медленное, но прогрессирующее самоповреждение, потому что нагрузка распределяется неправильно.

Все это – вопросы телесного интеллекта. О которых мы часто даже не знаем, чего уж тут говорить про развитие.

Однако исследования и самонаблюдения людей, которые развивают свой телесный интеллект, да даже просто занимаются физической активностью, в которой приходится учиться чему-то новому, показывают, что такие тренировки повышают эффективность умственной деятельности. А еще память, внимание и способность дольше оставаться в ясном уме.

Что делать?

Уделять внимание мягкой физической активности, в которой вам нужно с вниманием следить за тем, что именно вы делаете, а не за тем, сколько раз вы отжались и гантелю какого веса кинули в тренера.

Наше тело лучше и глубже реагирует на мягкое воздействие. От жесткого же оно лишь развивает компенсаторику, пытаясь защититься от потенциальной травмы.


Это техники:

  • Фельденкрайз – проводят групповые и индивидуальные тренировки;
  • Пилатес – групповые и индивидуальные тренировки, видео в сети, программы тренировок;
  • Каланетика – есть в интернете;
  • Соматика – пример моего любимого русско-говорящего тренера ниже;
  • Цигун – есть в интернете, есть групповые тренировки;
  • Дыхательные упражнения – по началу желательно под контролем кого-то, чтобы вам показывали, что вы продолжаете дышать неправильно. Ну или в зеркало смотреться, чтобы следить за движением живота и диафрагмы, но это менее эффективно.

А еще упражнения на нормализацию положения тела (позы). Вот этот мужчина мне нравится, но там все на инглише.

Для примера, те же спортсмены с хорошим моторным контролем имеют меньше травм, а то и не имеют их вовсе, нежели те спортсмены, у которых моторный контроль не простроен.

На этом этапе хорошо бы еще периодически похаживать к кинезиологам, телесно-ориентированным терапевтам, остеопатам. Они ускорят ваш прогресс и улучшат восприятие тела вашим же мозгом. Плюс подкорректируют дисбалансы и, возможно, порекомендуют что-то по питанию и/или работе с эмоциями, что также важно для тела, как, собственно, свободное движение.

✅ Когда мы лучше ощущаем свое тело, когда наш мозг начинает «видеть» разные и все более мелкие его участки, он начинает лучше обращаться с этим телом. Уходит боль, которая беспокоила раньше, улучшается настроение, появляется больше сил.

А сил больше появляется потому, что вы перестаете тратить чудовищное количество энергии на постоянную зажатость.

✅ Улучшается кровоснабжение в освобожденных от зажимов участках тела. А освободиться от зажимов, еще раз, позволяет вовсе не массаж, а мягкая работа с телом и хорошее его восприятие и ощущение мозгом.

В общем, счастье, продление молодости и большая удовлетворенность качеством жизни все дела.

✅ Дополнительным бонусом при этом может быть «открытие способностей». Это когда ваше тело расстресовывается, лучше и тоньше себя чувствует, и вы начинаете потихоньку ощущать что-то, чего не ощущали раньше. Мурашки там, ощущение волн или потоков энергии, тепло или наэлектризованность. Кто как.

На самом деле никакие это не «Способности», а просто обычное свойство тела ощущать свое и чужое электро-магнитное поле, ну или эфирное тело.

А вот когда вы его ощущать начинаете, то получаете доступ к новой ступени развития телесного интеллекта – энергетической. Это же наше тело излучает и поглощает энергию, генерит электро-магнитное поле и импульсы. И тут уже… Цигун, чакры и меридианы заиграют новыми красками 😊

Но на этом этапе хорошо бы подтягивать умственную матчасть, чтобы знать, как оно что там работает и не накосячить по дурости.

Не развиваем интуитивный интеллект

Слово интеллект к интуиции не очень применимо, однако и ее можно обучать. Это очень любопытно.

Интуиция связывает нас с естественным порядком вещей и нашей природой. Свободная от оков суждений, связанная только с ощущениями, она ведет к предсказаниям, которые нас задним числом удивляют.
Люди склонны считать удивительными или сверхъестественными самые примитивные проявления интуиции.
То, что люди пренебрежительно называют «совпадением» или «внутренним ощущением», на самом деле является когнитивным процессом, который работает быстрее и совсем не так, как знакомое нам пошаговое мышление, на которое мы так охотно полагаемся. Мы считаем, что осознанное размышление чем-то лучше, хотя по сравнению с медлительной логикой интуиция летает. Особенно, когда человек находится под угрозой или рискует.
Интуиция – это путешествие от А до Я без остановки у других букв. Это знание без объяснений.
Интуиция, к которой мы прислушиваемся, более ценна, чем простое знание.
Гэвин де Беккер – Дар страха


✅ Особенность в том, что интуицию также можно натренировать. Нужно лишь научиться распознавать ее голос за шумом сознательных объяснений. А еще нужно знать, что именно более опасно на самом деле. То есть, намеренно подгрузить в мозг и бессознательное информацию о фактах.

Например, мы часто опасаемся того, на что не можем повлиять – падения самолета, землетрясения и прочих стихийных бедствий, и игнорируем то, на что реально можем повлиять.

За 2018-2023 год от нападения акул погибло 64 человека, пострадало 586 человек.
При этом от ДТП в 2021 году, к примеру, только в России погибло 14,9 тыс. человек. В авиакатастрофах, в том же 2021 году в России погибло 38 человек.

Таки что более опасно? Акулы, летать или ездить на машине (пьяным)?

Это не значит, что не нужно водить машину, это значит, что нужно учитывать риски. Например, безопаснее зимой полететь из Москвы на Камчатку на самолете, чем ехать через всю страну на машине. А может и вообще дома посидеть или в теплые страны смотаться – что вам тут подскажет интуиция.

Если вы изучили вопрос и лучше знаете признаки опасности (знание), а еще к этому и потренировались их различать (навык), ваша интуиция (бессознательные процессы) в дальнейшем начнет распознавать их автоматически. Главное – слушать ее сигналы.

Что страшнее – почувствовать себя глупо, отказавшись ехать с незнакомцем в лифте. Или глупо застрять в тесной кабинке без возможности выхода с потенциально агрессивным и превосходящим вас массой и силой чужаком? Когда бойся – не бойся, а тебе это уже мало поможет.


✅ Также хорошо изучать статистику и исследования по вопросам, которые кажутся нам контр-интуитивными. Это когда на интуиции мы бы дали один ответ, а на самом деле ответ другой. Особенно объемно этот вопрос раскрыт в книге Даниэля Канемана «Думай медленно, решай быстро».

Это нужно, чтобы понимать, в чем можно доверять интуиции, а в чем она не сильна. Спойлер – не сильна она в математике. Потому как математика не связана с интуицией. За нее мало того, что другие зоны мозга отвечают, так она еще и работает по законам, не связанным с биологией.

Для затравки — простая математическая загадка. Тетрадь и ручка вместе стоят 1 рубль и 10 копеек. При этом Тетрадь стоит на 1 рубль дороже ручки. Сколько стоит ручка?
Подавляющее большинство людей отвечают, что ручка стоит 10 копеек. Ответ очевиден, но неверен (ручка стоит 5 копеек, а тетрадь, соответственно, 1 рубль 5 копеек).
Тут вспомните школьные уроки математики с простым уравнением с одним неизвестным (Х).
1.10 = Х + (Х+1)


В целом интуиция лучше и эффективнее работает на всем, что касается вашего выживания, безопасности, здоровья и среды, с которой вы взаимодействуете. С цифрами и прогнозами курсов акций она не помогает, т.к. они работают по другим законам, не биологическим, а математическим и хаотическим.

Для чего развивать интуитивный интеллект?

Интуиция – это краеугольный камень нашей безопасности.
Гэвин де Беккер – Дар страха


🔷 Чтобы быть в безопасности. Ну или хотя бы большей безопасности. И тренировки тут играют ключевую роль.

Хороший охранник, воин, солдат, полицейский, чувствует опасность там, где ее еще не видно. Он регулярно тренирует свое чутье «в поле».

Хороший врач интуитивно чувствует, что с пациентом все в порядке или что он болен, пусть даже диагностика еще не проведена.

Хороший психолог (не только профессионал) чувствует, как поведет себя человек, что скажет и сделает. Даже что почувствует. И ведет его так, что тот даже не замечает, что его ведут.

Если вы в хороших отношениях со своей интуицией, то чувствуете, что с вами что-то не так, или с местом что-то не так, или что лучше не заходить в этот вагон метро, или что лучше постоять на светофоре, пусть на дороге нет машин. Вы просто уберегаете себя от возможных происшествий, которые могут вам навредить.

🔷 Чтобы быстрее принимать решения в условиях неопределенности, которые окажутся верными. Но тут, все-таки, стоит еще и знать о контр-интуитивной реальности 👆. Быстро принятое решение не всегда оказывается верным.

Точнее так. Для тела такое решение всегда оказывается верным. А вот экономика контр-интуитивна и работает по-другому. Так что если вам надо быстро принимать экономические решения, то вы должны быть или классным профессионалом (хотя это тоже часто не спасает), или стараться не принимать таких решений быстро без расчетов, или быть классным математиком.

Хотя есть любопытный пример бухгалтера с идиосинкразией. Он мог пробежаться по отчету глазами и сказать, что с ним, с отчетом, то бишь, что-то не так. Просто потому, что отчет, с которым что-то не так, виделся ему коричневым. А вот что именно там не так, он уже выяснял, вникая в цифры.
Но это скорее исключение, хоть и довольно любопытное.


🔷 Чтобы раскрыть творческий потенциал.

Тут простой пример. Когда вы долго бьетесь над какой-то проблемой, пытаясь решить ее «сознанием», «умом», «логикой», она не решается. Но стоит лишь отвлечься, пойти погулять, потупить в стену или залипнуть на то, как дышит вода океана, ответ приходит «сам собой».

Ну, во-первых, не сам собой. Ваш мозг и психика уже над ним работали, просто вы блокировали приход информации своей думалкой.

Во-вторых, можно подумать, что логикой и «умом» эта задача не решается. А решается чем-то еще. И стоит только перестать активно крутить ее в «уме», как она решается этим чем-то, что с умом не связано. Часто тут помогает интуиция.

Если вы совсем дерево и интуицию не слышите, то ответ вам может прийти во сне или в виде человека, книги и иной информации, которые ваша психика «подтянет», чтобы они вам этот ответ озвучили или намекнули на него. Да, так тоже бывает.

В-третьих, на решение какой-то задачи нам требуется время и информация. И время, чтобы обработать эту информацию. А 👇

Сознающий разум при самом сильном напряжении своих способностей способен обрабатывать в единицу времени в 200 тыс. раз меньше информации, чем бессознательное.
Дэвид Брукс – Общественное животное


Так что технически мы не раскрываем свой творческий потенциал, а просто позволяем интуиции и другим частям психики делать свое творческое дело без глупого контроля этого процесса глупым же разумом.

А что вы думаете по поводу такого подхода к развитию интеллекта? Пишите в комментариях. Кому интересно поработать с собой, своей интуицией, телом или эмоциями, можете прийти на прием ко мне – контакты в шапке профиля.

Еще почитать по теме

Темная сторона развития: развивая одно, забрасываем жизненно важное

Темная сторона развития: развиваем не то, развиваемся до самоуничтожения

Почему нет денег: точка зрения бессознательного

Как наше бессознательное мешает нам достичь цели