Живший в XVI веке герцог Тосканский не избежал того, что наши предки называли: Седина в бороду, а бес в ребро. Его новая молодая и веселая любовница так отличалась от благородной и сдержанной жены! Сверкая глазами, она жадно смотрела на него:
– Ах, дорогой, это невероятно! Потрясающе, бесценно! Ты лучший мужчина на свете Божьем!
Герцог слушал ее и, словно завороженный, готов был исполнить любую прихоть ненасытной Камиллы...
***
Долгие годы Козимо I Медичи был счастливо женат на Элеоноре Толедской. Но многочисленные беременности, роды и смерти их общих детей подточили здоровье его супруги, скончавшейся в 1562 году. Подробнее можно прочесть в данной статье:
Отгоревав по почившей жене, Козимо, разменявший пятый десяток лет, стал позволять себе то, чем не грешил в период брака: многочисленные случайные связи.
Еще одна Элеонора
Одной из его любовниц стала 23-летняя аристократка Элеонора Альбицци, с которой герцог зачал дочь, умершую вскоре после рождения, и сына Джованни Медичи (отец узаконил его происхождение).
Ходили слухи, что Козимо даже задумал жениться на Элеоноре, но его камергер сболтнул о планах господина его же старшему сыну Франциско, который, с 1564 года был назначен собственным отцом регентом герцогства Тосканского (отец оставил себе лишь титул). Сына возмутила перспектива обзавестись мачехой и он высказал свое неодобрение по этому поводу отцу. Слухи утверждают, что свою легендарную ярость, которой не раз (правда безосновательно) приписывали убийства даже собственных детей, Козимо излил на болтливого камергера, зарезав его.
Впрочем, уже год спустя Козимо охладел к своей любовнице. Вероятно, этим воспользовались его старшие дети, спешно организовав ее брак с дворянином Карло Панчиатичи, обвиненном в мятеже. Карло сделали предложение, от которого приговоренный к казни не смог отказаться, а именно: похитить Элеонору и жениться на ней в обмен на помилование и 10 000 скуди. Элеонора была вынуждена выйти замуж и даже родила троих детей своему супругу. Но в 35 лет ее жизнь сделала крутой поворот: она была обвинена в измене, за что отправилась в монастырь до конца дней своих, а именно на 56 лет.
Козимо же нашел себе новую любовницу которой стала:
Камилла Мартелли жадная до всего
Предки Камиллы принадлежали к знатным патрицианским родам, но семья ее была небогатой. Воспитание и образование Камиллы родители доверили монахиням-августинкам в монастыре Святой Моники, которые так и не сумели научить её грамотно писать. Впрочем, Камилла пленила Козимо явно не способностями эпистолярного жанра. Она была младше Козимо на 26 лет и умело распаляла страсть в стареющем герцоге.
Видимо, монахини не смогли привить своей воспитаннице и умеренность, так как она со страстью отдавалась не только герцогу, но и возможности тратить его деньги.
В 1568 году у 23-летней Камиллы родилась дочь от Козимо, который вскоре отметил свой 49 день рождения. Сразу после рождения девочку, названную Вирджинией, отобрали у матери и поручили заботам первого камергера герцога, представив её всем как его племянницу.
Козимо женился на Камилле в 1570 году по прямому распоряжению папы Пия V. Точнее говоря, папа поставил Козимо перед выбором: жениться или расстаться с любовницей. Козимо выбрал первый вариант. Этот брак позволил узаконить происхождение его дочери Вирджинии и включить ее в тосканскую линию наследования. Однако брак был морганатическим, в связи с чем Камилле не был присвоен титул «Великая герцогиня».
В ответ на возмущения своего старшего сына Франческо Козимо отвечал:
«Я частное лицо, и я взял в жены флорентийскую аристократку из хорошей семьи», имея в виду, что, поскольку он больше не был великим герцогом, он был волен выбрать себе жену из любого сословия общества.
Камилла стала яблоком раздора между Козимо и его детьми от первого брака. Дети были в шоке от пристрастия своей мачехи к показной роскоши, которая казалась вульгарной по сравнению с изысканной элегантностью его покойной жены Элеоноры Толедской.
Великий герцог, чтобы не вызывать скандала, предпочитал жить с женой на виллах Кастелло и Поджо-а-Кайано, а не при дворе во дворце Питти.
Но этот брак все равно не находил поддержки ни у детей Козимо, ни у его приближенных. Во Флоренции судачили, что герцог или околдован, или же его разум угасает.
Камилла же, став женой, начала активно пользоваться своим положением, выпрашивая у супруга различные привилегии для своей родни. С ее помощью отец Камиллы был освобожден от налогов и возведен в кавалеры ордена Святого Стефана. Своей овдовевшей сестре Камилла выхлопотала отличное приданое, для организации повторного брака. Для себя же купила на мужнины средства виллу, которую неустанно и не считаясь с расходами, расширяла и облагораживала. И это не считая различных «мелочей» в виде разнообразных драгоценностей полученных от супруга.
С 1572 года здоровье Козимо стало ухудшаться, и Камилла, поняв, что скоро будет вдовой, стала проявлять все большую ненасытность. Она требовала от мужа все больше и больше украшений, нарядов и подарков. Терпение старшего сына герцога, наблюдавшего эту жадность купающейся в роскоши мачехи, лопнуло, и в феврале 1574 года Франческо подписал указ, в котором запретил исполнять требования отца в отношении Камиллы и её дочери.
К Козимо по указу сына был приставлен секретарь с поручением следить за состоянием здоровья великого герцога и доносить о реальном положении дел. Секретарь послушно докладывал Франческо о всех грехах и излишествах его мачехи, отдельно упоминая ее высокомерное отношение к придворным. В ненависти к Камилле были равны даже жена и любовница Франческо, которые, как следует из их положения, ни в чем другом не могли найти общего языка.
В январе 1573 года у Козимо I случился инсульт, приведший к частичной парализации. Великого герцога перевезли во Флоренцию и положили в покоях дворца Питти. Последние месяцы жизни супруга Камилла провела рядом с ним.
В апреле 1574 года Козимо I скончался. Сразу после его смерти Камиллу вынудили удалиться во флорентийский монастырь.
Монахини умоляли удалить ее из монастыря
Определенно, монашеский уклад после нескольких лет невиданной роскоши пришелся Камилле не по нраву. Она стала жаловаться на строгий устав и условия жизни новому великому герцогу Тосканы Франческо I. Тот не желал уступать и лишь по просьбе самих монахинь, уставших от выходок Камиллы, распорядился перевезти вдову отца в монастырь Святой Моники, тот самый, в котором прошло её детство.
Камилле было запрещено без разрешения великого герцога покидать монастырь. Но она могла принимать посетителей. До самой смерти Франческо I в октябре 1587 года вдова оставалась заточенной в монастыре. Это так плохо сказалось на ее психическом здоровье, что в апреле 1587 года двор во Флоренции обратился с просьбой к римскому папе разрешить провести над ней обряд экзорцизма (изгнания демонов). В январе 1588 года новый герцог Фердинандо I разрешил Камилле пребывание на приобретенной когда-то вилле. Находясь там, она несколько улучшила свое здоровье. Во всяком случае, в начале следующего, 1589 года Камилла собиралась обратиться к Фердинандо I с просьбой разрешить ей снова выйти замуж. Узнав о пожеланиях Камиллы, герцог не пожелал даже выслушать ее и отправил обратно в монастырь Святой Моники, где она и скончалась в 1590 году в возрасте 42 лет.
Благодарю, что дочитали!
Лайк и подписка помогают рекомендовать статьи и развивать канал. Это очень важно автору. Спасибо всем неравнодушным!