Система дополнительного образования является важным компонентом образовательной системы, которая позволяет детям получать дополнительные знания и навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Воспитание в системе дополнительного образования играет ключевую роль в формировании личности ребенка и его будущего успеха.
О том, какие задачи ставят перед собой учреждения допобразования и какую пользу кружки и секции приносят детям, рассказала директор Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара Надежда Куранина.
Основное в дополнительном
Сегодня воспитание – задача, стоящая наравне с обучением в любой образовательной организации, будь то детский сад, школа или кружок. Присутствие воспитательной компоненты в отечественном образовании – не новость, однако новые времена требуют новых подходов. Поэтому прежде всего основное внимание должно быть уделено индивидуальной работе.
Воспитание в системе дополнительного образования – это систематичная работа, целенаправленно организованная деятельность детей, которая строится на интересе и самостоятельном выборе ребенка.
Важными компонентами системы воспитания в организации дополнительного образования становится личность педагога, программа дополнительного образования и воспитывающая среда, созданная в учреждении дополнительного образования.
Роль педагога в системе допобразования
Перед педагогом дополнительного образования стоит несколько важных задач.
- Во-первых, он является примером для детей, взрослым человеком со схожими интересами, что и у ребенка, а значит, отличной ролевой моделью, которую дети анализируют в попытке ответить себе на вопрос: «Каким быть?».
- Во-вторых, педагог помогает мальчишкам и девчонкам строить социальные взаимоотношения в группе, формирует коллектив. Работая в команде, ребенок отвечает себе на вопросы: «С кем быть?», «Как улучшить окружающую действительность?», «Как лучше взаимодействовать с окружающими?».
- В-третьих, педагог помогает сделать профессиональный выбор и ответить на вопрос: «Кем быть?». И, наконец, педагог в целом помогает овладеть нормами общественной жизни, ответить на вопросы: «Что из себя представляет окружающая действительность?», «Кто я в этом мире?».
Педагог играет ключевую роль в системе дополнительного образования. Он является не только преподавателем, но и организатором, наставником, психологом и вдохновителем для учащихся. Педагог должен создавать условия для развития творческого потенциала учеников, помогать им раскрыть свои способности и интересы, а также формировать социально значимые качества личности.
Ценность дополнительного образования
В дополнительном образовании создается атмосфера доброжелательности, взаимного интереса единомышленников, партнерские отношения педагога и воспитанников. А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере дополнительного образования, способствуют формированию здорового образа жизни, дают педагогам возможность научить детей ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под влиянием которых и формируется личность, готовая к участию в жизни страны.
Подводим итоги
Воспитание является неотъемлемой составляющей системы допобразования. В учреждениях допобразования она строится на проработке трех основных аспектов: педагогического таланта, создания уникальных современных авторских образовательных программ и формирования воспитывающей среды, направленной на формирование детско-взрослого сообщества, транслирующего ценности дружбы, взаимопомощи, поддержки и личностного роста каждого члена коллектива.
Спортивная секция, уроки в лабораториях «Кванториум», программирование в «IT-кубах» – любое их этих занятий не только расширяет кругозор и умения ребенка, но и воспитывает, учит работать в команде под руководством опытного наставника, который раскрывает таланты ребенка.
Полную версию статьи можно прочитать здесь: журнал «Семья и школа».