И играл с детьми в компьютерные игры. И знаю, как к этому относятся многие преподаватели, потому что прошел через это отношение и впечатления были неприятные. Будто шел я если и не по минному полю, то по полю, где повсюду "рассыпаны" мелкие бочажки болотной трясины. Утонуть не утонешь, но в грязи вымажешься по самые уши.
В статье "Основная профессиональная проблема учителя – отсутствие контакта с детьми и взрослыми. Исправляем!" я приводил несколько конкретных примеров того, как можно установить достаточную для наших целей связь с учеником. Сегодня приведу еще несколько. Но перед этим поговорим о тех самых целях, и о том, почему многие учителя критикуют такое "заигрывание" с детьми.
Сначала о целях. Цель одна: приобрести контроль над сообществом учеников. Будет контроль, будет и повышенный комфорт в работе, и результат в обучении.
Достигается она через решение нескольких задач:
1. Установление контакта. Сначала с лидерами, потому что с ними это сделать проще. Потом с остальными, среди которых нужно стараться "зацепить" самых забитых, униженных. Зачем они нам?
Ну, во-первых, когда дети видят, что вы "дружите" не только с "крутыми", но с "лузерами" и "донными" они наделяют вас определенными качествами. Например, справедливостью и бесстрашием. Бесстрашием, потому что, действительно, люди стараются обходить "неудачников", боясь "заразиться" от них. С ними не дружат дети, с ними не хотят контактировать учителя, сами того не осознавая. Причины лежат не только в нашей природе, но в природе всего живого.
Задача: найди всех котов (ответ на следующей фотографии). Их четверо.
Вот они, разлеглись в комнате моей дочери, теперь уже студентки престижного направления обучения. Изначально у нас была только одна кошка, но мои девочки... Теперь приходится постоянно убираться в квартире всем семейством, но они счастливы (девочки).
Например, кошки. Недавно заболел наш рыжий Шарик. Так мелкая и самая злая кошка – Мурка – не просто не подпускала его к себе, она старалась загнать больного в самый дальний угол. При этом агрессии и готовности к конфликту в её виде было "выше крыши".
А вспомните поведение сильно больных, умирающих животных: они уползают подальше ото всех и никто к ним не подходит...
Если же дети видят, что вы не чураетесь "лузеров", которых покинули все, это придаёт вам ореол эдакого любителя справедливости, готового помочь всем и каждому.
Но не надо думать, что я такая сволочь, старающаяся выжать "дивиденды" из любой ситуации, потому что:
Во-вторых, есть же и гуманистические ценности. Вот разговор (два скриншота, листайте) с моим товарищем. В прошлом году он мне очень крупно помог деньгами на экипировку; в этом видео я сижу, например, в подаренной им каске. За что ему еще одно большое спасибо. Переписка с ним "на скорую руку" и "свойская". Не судите строго.
Я встречал много, очень много таких детей. И так, тысяча чертей, всегда получалось, что если им не протянет руку учитель, то не протянет никто! Психологи, социальные работники, тренера, заместители по воспитанию – все идут лесом! Психологи и соцработники, даже если бы хотели, просто не знают о его состоянии. Да и если бы узнали, у них нет такого количества вместе проведенного времени, как у него с учителем. А "фишка" в том, что это время должно быть естественным. Притащи ребенка к психологу и в девяти случаях из десяти он "закроется". Настоящие психологи длительное время заняты только тем, что расковыривают эту скорлупу!
К тренерам такие дети по своему желанию ходят очень редко, а будучи насильно приведенными, почти всегда страдают. В одной из статей о травле я объяснял, почему забитые, униженные, несчастные дети могут стать еще более несчастными в секциях.
Я несколько отклонился от темы, поэтому напоминаю. Мы говорим о цели приобрести контроль над школьниками, которая достигается решением нескольких задач.
Вторая задача состоит в том, чтобы построить свою социальную сеть. Об этом подробно говорили тут, а тут я приводил пример, как такая сеть однажды спасла мою судьбу (я тогда мог быть убитым или покалеченным, а мог сам сесть за убийство при самозащите).
В качестве третьей задачи, укрепление и развитие контактов и сети. Несколько раз за время работы я обращался за помощью к своим бывшим ученикам. Один раз, например, они просто вошли в школьную группу в ВК и сказали, что "такие" шутки (а там немного перегнули) со мной лучше не шутить. И этого было достаточно. А второй раз я просто упомянул фамилию одного из выпускников моей предыдущей школы, чего тоже хватило. А вот один из множества конкретных примеров (так трогательно, что и сейчас один глаз защипало):
Эта девочка (уже девушка) и сегодня пишет свои композиции, выступая в малых залах за деньги и случись необходимость, я могу запросто позвать ее на беседу со школьниками (если бы они сейчас у меня были).
В общем, всё просто.
И теперь подходим одновременно и к компьютерным играм, и к дому.
У каждого есть увлечения. Надеюсь. И среди них можно поискать то, что будет интересно детям. Ненавязчиво подвести разговор к этой теме – дело техники.
Не буду тянуть. Вот три из моих увлечений, которые я когда-либо успешно использовал:
1. Командные компьютерные игры.
Я, всё-таки, человек уже нового века и эта "чума" в своё время затягивала и нас с друзьями. Оттуда и "уши торчат".
Поэтому, когда я узнал, что многие в одной из школ увлекаются "танчиками", я так повернул диалог, чтобы они попросили поиграть с ними после уроков.
Но тут надо понимать, что мы не развлекаемся, а решаем конкретные задачи (которых больше, чем я назвал):
я собрал всех в своем канале, я был "командиром", я раздавал указания – в этом случае быть "яколой" не только не постыдно, но и полезно.
Не удивительно, что увлеченные игрой под моим грамотным управлением (а играть я умел) ребята привыкали мне подчиняться, увеличивая в своих глазах мой авторитет.
Но тут надо помнить, что рассказы о такой игре, как и её видеозапись, обязательно распространяться по школьному сообществу. И первыми, кто станет выискивать в этом слабые места будут наши гнилые коллеги. Поэтому такую запись нужно вести самостоятельно от начала и до конца, чтобы никто не смог предъявить сообществу смонтированный вариант. А перед началом игры внятно описать, что материться плохо и нельзя, что такое поведение будет жестко пресекаться и обозначить то, как к вам можно и нужно обращаться, выставляя хотя и минимальные, но границы.
2. Шашки и шахматы.
В шашки я часто играл в детстве с отцом, а в шахматы мы играли в "общаге" с друзьями, набиваясь в "двушку" и толпясь вокруг двоих играющих, ожидая своей очереди "на победителя".
Однажды я проходил по школе и удивленно заметил двоих увлеченно играющих в шашки пацанов. Это был шанс!
Спросив, хорошо ли они умеют играть и прикинувшись новичком, я попросил игры. Когда они были готовы свернуть партию, я сказал, что поиграю "на победителя".
– Вы же плохо играете? - Усомнился один из них, под общие улыбки зрителей.
– Ну... не знаю. Уж наверное не хуже школьника! - самодовольно ответил я, прикидываясь простачком.
Пацан купился легко. Тут дело в том, что человек, знакомый с шашками "шапочно" часто уверен в том, что это простая игра и у него всё легко получится.
Такой поворот беседы развеселил компанию. И очень быстро было высказано предложение поиграть на что-то. Деньги я сразу отмел:
"Азартные игры – плохо. Мне отец всегда запрещал"
А вот предложение сыграть на пинки принял. И не нужно удивляться. Сегодняшние школьники, – они такие.
Ну и еще надо сказать, что увидев разыгрывающуюся партию и элементарные ошибки, которые были допущены с обеих сторон, я был полностью уверен в победе. Иначе "с пинков бы съехал".
Партия закончилась моей убедительной и быстрой победой. От выдачи "своих" пинков очень огорченному победителю я, конечно же, отказался.
3. Спорт и физическое развитие.
В одной из статей я об этом уже говорил. Там я показывал детям "фокус" и предлагал повторить. Подробнее тут:
Вообще, способов установить контакт навалом; если будет желание, то смекалка и воображение очень быстро помогут "нашему брату":
При этом надо понимать, что такая деятельность стремительно "раздвинет ваши личные границы" и дети начнут написывать или даже названивать вам после работы. Ну что же, лично мне это никогда не было в тягость. А на сообщения в ВК/ВтС/ТГ я старался отвечать сразу.
Если же у меня не было времени или я не был готов поддержать "дружескую" беседу, то просил написать попозже. Или обещал сделать это сам, – в зависимости от важности случая.
Ну и в заключение о том, почему многие педагоги такое поведение осуждают.
Тут тоже всё просто. Очень многих из нас можно смело зачислять в группу "сорока сорокарублевых педагогов". Знаете, откуда цитата?
Но есть и другие. Настоящие учителя. И критикуют они такой подход, потому что он криво реализуется. Вернее, даже не криво. Дело в другом...
В одном из колледжей, где мне пришлось работать, директорскую власть на тот момент по определенным причинам узурпировал глуповатый, но очень энергичный "молодой управленец".
Я смело размещаю тут это фото, – страна должна знать своих "героев". Вообще, если кому интересно, пройдите по ссылке, ознакомьтесь с образованием специалиста и достижениями. А главное, послушайте пятиминутное видео его аттестации на должность. Всё сразу станет ясно.
Ничего не понимающий в педагогике и не желающий ничего понимать Стасик рьяно взялся за развитие "блогосферы", "социальных сетей учителей", расставил по всему колледжу игровые столы для студентов, завалил преподавателей кучей всевозможных онлайн-совещаний с тестированием на знание вопросов там обсуждавшихся. Ввел электронную систему слежения за тем, сколько времени преподаватели проводят на работе, а сколько тратят, например, на курение. Проводил ежедневные публичные порки и вообще вел себя таким образом, который приближал его к кумиру, – Исааку Иосифовичу Калине. Он тогда был министром московского образования, а недавно его сына Ромочку арестовали за хищение в особо крупном размере в сфере образования.
Такое поведение очень быстро настроило против него всё педагогическое сообщество, но оно, как у нас водится, предпочитало помалкивать и подчиняться, как и в случае с "ужасным" И.И. Калиной. И тот и другой в совершенстве владеют техникой психологического террора. Это я как специалист утверждаю.
Что касается меня, то я прекрасно понимал, что Стасик из себя представляет и что он просто двигает свою карьеру на модной теме.
И решил поступить так, как диктует любимая моим батей поговорка:
"Нас попугивают, а мы поёб....ем" – вы меня уже достаточно знаете, чтобы я открывал вам и такие секреты )
Пошел к нему в кабинет и прямо в глаза наговорил много неприятных вещей (чистую правду), глядя на растеряно хлопающего ресницами и вдруг начавшего заикаться здорового (выше меня) инфантила-карьериста. Ну не мог я удержаться, особенно после того, как увидел публичное унижение нескольких взрослых женщин-педагогов...
Всё это происходило при открытой двери и были свидетели, которые потом разнесли "новость" по обрадованной педагогической общественности.
Но дело-то не во мне. Дело в других настоящих преподавателях, которые, посмотрев на эти "заигрывания с детьми" (да еще и через горб педагогов) еще больше уверились, что все это "муть".
Ну, еще бы! Формализм, который принес только вред. Одни игральные столы в рекреациях добавили проблем по затаскиванию студентов на занятия, а шум от всяких теннисов мешал вести пары. И ничего никто сделать уже не мог: играли такие студенты, которым все слово боялись сказать. Сам же Стасик реальные проблемы всегда обходил десятой стороной...
В общем, тех немногих педагогов, которые могли бы оценить данный метод часто разочаровывают такие стасики.
Но это же не значит, что метод сам по себе плох, верно? Надо просто работать, а дорогу осилит идущий.