Найти тему

Чудесные истории в учительской практике

Была у меня ситуация, когда весь арсенал методов не принес существенных результатов. Но вдруг всё изменилось, как по-волшебству.

На дворе стояла поздняя осень 2015-го года. Я тогда работал на очень дешёвой по меркам Москвы должности – преподавал только ОБЖ и БЖД в корпусе одного из колледжей. Больше никаких обязанностей у них для меня не было, часов было мало и никаких перспектив на горизонте тоже не наблюдалось. Зарплата была смешной – около 30 тысяч. И это после того, как я ушел с престижных на тот момент 100 тысяч и должности заместителя директора по безопасности. На этой должности я находился во время событий, описываемых в книге "Восточный фронт". Вот одна из её глав:

О том, как мои воспитанники устроили массовую драку в школе.
Педагогические беседы27 ноября 2022

После этой, знакомой многим по книге, школы я не смог найти работу по профессии, к которой лежала бы душа. Либо не было вакансий, либо просто не брали. Но сидеть без дела и денег было нельзя. Поэтому, не бросая поиски, мне пришлось пойти на учебу по специальности "Машинист метрополитена". Учась делу, которое (железки и механизмы, а машины у меня нет до сих пор, хотя права купил) никогда не вызывало куража, я надеялся на появление какой-нибудь вакансии по моему профилю, но её всё не было и не было...

Так и прошло более года, когда я даже про новости забыл, не то что про педагогику. Так далеки были от меня все эти механики, пневматики и электрики и так много сил приходилось вкладывать в процесс. Но обучение я закончил успешно, хотя и не блистательно и пошел работать.

И, несмотря на то что платили в метро хорошо, это была совсем уж не моя работа. Потому, пройдя через помощника машиниста и сев в водительское кресло, я не стал за него цепляться, а ушел к студентам при первой возможности...

Устроился в "колледж" и впервые услышал из уст "студентов" термин "шарага", с которым вел борьбу до самого увольнения. Устроился от такой безысходности, что наплевал не только на маленькие деньги, но и на отсутствие перспектив в должности. Рассудив так, что главное – дело жизни, а остальное как-нибудь приложится.

Мой предшественник на этом месте буквально вылетел из дверей колледжа, после чего написал заявление на увольнение. Там случился серьезный конфликт со студентами. Ах, да! Колледж и студенты...

Вот такой "колледж":

Обратите внимание на "курсы", товарищи учителя. И вспомните всех самых тяжелых своих учеников. Представьте, в кого они "повзрослели". Вот, это был на тот момент "наш" контингент.
Обратите внимание на "курсы", товарищи учителя. И вспомните всех самых тяжелых своих учеников. Представьте, в кого они "повзрослели". Вот, это был на тот момент "наш" контингент.

Сейчас в списке нет автослесарей, а тогда были. Среди них, как раз, и были самые отмороженные студенты на тот момент.

Надо ли говорить, что почти все до одного преподаватели этого "учебного заведения" ходили на работу, как на каторгу. Где в каких-то группах можно было немного расслабиться, а в других как не напрягайся, "вымоют и высушат" однозначно.

Ну и, чтобы совсем уж расставить все точки, скажу, что и сам корпус располагался в одном из самых злачных районов Москвы и приезжали туда учиться из таких же районов.

В силу всего этого преподаватели работали спустя рукава. "Лишь бы день продержаться".

Одним из длинной череды событий унижающих не только профессиональное, но и просто человеческое достоинство оказалось дежурство около ворот. Тех самых, которые можно видеть на фотографии выше.

Дело в том, что "дети" уходили со многих занятий минут на десять раньше звонка, а приходили на все пары минут на десять позднее. Все это время они курили. Думаю, понятно, что в таком месте курят все почти поголовно?

А вот "место для курения":

-3

Там, вдали за остановкой, видно метро. Ну и остановка рядом со входом. Если вы еще сами не подумали о том, что там бывает, я расскажу.

Огромное столпотворение здоровых лоботрясов, каждый из которых курит, плюется, швыряется бычками и матерится. При этом многие "рамсят", "бычатся" друг с другом громко ржут, отпускают сальные шуточки проходящим девушкам, задирают проходящих парней. Хотя последнее бывало редко – все старались обходить толпу по другой стороне улицы, не доходя до пешеходного перехода ))) Из-за этого на дороге постоянно сигналили проезжающие автомобили...

Пребывая в курсе сложившейся ситуации всё руководство либо "забивало болт", либо делало вид, что решает проблему. Одним из таких "решений" была организация дежурств из преподавателей в этом месте. В обязанность преподавателя входило:

следить за тем, чтобы аллеечка была свободна от студентов,
чтобы студенты не плевались, не матерились,
чтобы не было драк,
чтобы "ковры" набросанных бычков убирали дежурные из самих студентов (самые забитые пацаны) после перемены в установленные рядом ведра.

Уверен, вам уже смешно!

Нет? Ну, не знаю, как вам, а мне, когда я это сейчас вспоминаю, смешно.

Но тогда было не до смеха.

Меня включили в график и я узнал, что стараются это делать так, чтобы у тебя было хотя бы одно "окно". Чтобы ты попал хотя бы с одной стороны дежурства до начала перемены. А так как это условие выполнить тяжело, то дежурному преподавателю предъявлялось еще одно требование: загонять пацанов внутрь вместе со звонком.

В общем, сейчас вспоминаю и понимаю, что целый рассказ написать можно. Но не буду, ибо других дел хватает. Скажу только, что и тогда и сейчас итогом всех этих размышлений у меня остается стойкое убеждение, что за это нужно было не только увольнять, но и осуждать как минимум условно все руководство с запретом на дальнейшие работы в сфере образования. Ведь, закрывая глаза на происходящее, оно:

1. Унижало детей, тех самых пацанов-дежурных. Что с ними там происходило не многие смогут и представить. И это еще неизвестно, как оно всё повлияло на их жизни.

2. Унижало преподавателей. Я думаю, моему читателю хватит воображения представить в какой ситуации учителя оказывались чуть ли не ежедневно. Не буду это описывать.

3. Превращало таким образом всех детей в еще больших скотов, чем они были на тот момент.

Вот уж верно: самые страшные пороки это трусость и глупость.

Я тогда очень скоро пошел к руководству корпусом и сказал, что на заднем дворе необходимо установить курилку. И что? И ничего! У нас студентам (среди которых и несовершеннолетние есть) курить нельзя, оказывается! А если мы установим курилку, то нарушим закон.

"Обоссаться и не жить"! Я по другому это комментировать не могу...

И все эти тупые и трусы/тупые трусы могут спокойно уходить с таким аргументом домой! Ежедневно!

Не посылать тревожные сообщения "по инстанции", надеясь, что наверху задумаются и тоже напишут куда надо. Что уж ТАМ-то примут какие-то меры. А просто молчать и уходить домой.

А сколько у нас таких мест по Москве, где студенты курят на тротуаре! Масса! И еще раз повторяю: они не просто курят. Это целый рассадник асоциального и даже противозаконного (распространение наркотиков) поведения. Но вернёмся к теме.

Конечно я начал с этим бороться. Как на тот момент мог. А мог я тогда уже хорошо, но не отлично. Поэтому очень быстро на меня стали косо смотреть. А уж после дежурства, где я совершенно не желал терпеть унижение, у меня появились открытые враги. Буквально за несколько первых дней студенты стали говорить, что меня нужно "отоварить". И я знаю, что эти и встретили бы и попробовали бы "отоварить". И у них были бы значительные шансы на успех, потому что все были на говне носили ножи (я, кстати, тогда тоже вернул в свой карман давно перекочевавший в ящик стола нож).

Наверное, я бы выкрутился. Что-нибудь придумал, как обычно. У меня вся книга такими придумками пестрит. Но они стали "пробивать" меня в интернете перед тем, как "наказать"...

– Денис Николаевич, - удивительно уважительно, а не развязно обратился ко мне один из лидеров самой отмороженной группы, - а вы знаете Дмитрия Капралова?

Я задумался. Такое обращение прямо указывало на какие-то возможные изменения ситуации. Но нет, никаких Капраловых я не знал.

– Нет, не знаю. Кто это?

Но на мой вопрос сразу не ответили. Пока еще я ничем не заслужил ответа, несмотря на впервые такое уважительное обращение. Видно было, что сам по себе факт заданного вопроса пацан (Да какой там! Уже молодой мужчина!) оставил без внимания. Захочет, пояснит. Не захочет, может и послать, – запросто.

К лидеру подался его товарищ и что-то прошептал ему на ухо. Вся группа сидела в гробовой тишине.

– Он в десанте служил. В "клетке" бился. – Вполне себе агрессивно, свысока пояснил мой собеседник, считая, что этой характеристики достаточно, чтобы Капралова знали очень многие.

Но мне и в этот раз нечего было ответить. Я конечно знал, что такое десант и "клетка", но Дмитрий Капралов...

– Н-нет! - с сожалением, но твердо сказал я, прощаясь с надеждами на настоящий диалог.

В этот момент в беседу вступил третий отморозок и только в этот момент я понял, что он смотрит на меня с какой-то странной помесью надежды, уверенности и пренебрежения беседой со мной.

– Ну он в Подвале занимался лет пять назад! - На месте этой фразы я едва ли не услышал другую: "Ну вспоминай, тугодум ты эдакий!"

Тем более, что было понятно: Подвал – это имя нарицательное, а не просто место. Но никакого Подвала, который бы наводил чуть ли не священный трепет на этих двадцатилетних отмороженных здоровяков я не знал!

– Не знаю я никакого Подва... Какой подвал? Где? - я быстро выпалил последние два вопроса.

– В Бирюлях!

– Западных?

– Ну!

Бирюлево Западное, пять лет назад, в подвале тренировался Дмитрий Капралов... Неужели!

– А Капралов – это фамилия?

– Х*й знает. Он в ВК так записан.

– Покажите!

И я увидел своего Димку. Конечно, никаким Дмитрием он для меня тогда не был. И уж тем более не был он Капраловым. Помнил я его таким:

На фотографии он сидит рядом с Лёхой, о котором мои постоянные читатели должны  помнить по самому началу книги "Восточный фронт".
На фотографии он сидит рядом с Лёхой, о котором мои постоянные читатели должны помнить по самому началу книги "Восточный фронт".

А показали его мне таким:

-5

И он был одним из самых деятельных участников той межнациональной драки и последующей за ней разборки, которая описана в книге и новостном сюжете НТВ.

О том, как мои воспитанники устроили массовую драку в школе.
Педагогические беседы27 ноября 2022

– Ну конечно я его знаю! Только никакой он не Капралов! - с облегчением и улыбой "признался" я.

– Это он у вас тренировался в Подвале? - из этого "у вас" просто выплёскивалось уважение.

– Сначала у меня. Потом сам. Я оставил им подвал...

Всё. С этого момента моё положение в колледже изменилось кардинально. А причиной нового уважительного отношения ко мне стало даже не то, что Димка превратился в уважаемого для этих сопляков человека и сам стал тренировать многих из них. А то, что я когда-то оказался одним из всех взрослых, поддержавшим их в ситуации перманентного межнационального конфликта. Ну и, конечно, то, как мы из той ситуации вышли: с драками, массовыми сходками, прокуратурой и даже гранатами.

Видео с пятой минуты:

Я понял, что те события, которые я сам уже давно позабыл живут среди этих пацанов едва ли не легендой. Потому что им приходится выживать в этих каменных джунглях ежедневно. И та проблема, которая на какое-то время была решена в Бирюлево заставляет их напрягаться постоянно.

И тогда я организовал тренировки для пацанов в этом колледже. Я понимал, что половина из них уже работает, а вторая половина просто не в том возрасте, чтобы начинать заниматься. Но мне нужно было закрепить успех.

На первую тренировку приехали некоторые из тех самых ребят, привезли всё снаряжение, разгружать которое я попросил их во время перемены, подъехав на машине прямо к воротам.

Слева от меня (а я 182 см ростом) Димка, справа по порядку Ваня и Лёха – главные участники тех самых событий.
Слева от меня (а я 182 см ростом) Димка, справа по порядку Ваня и Лёха – главные участники тех самых событий.

Теперь я выходил дежурить с удовольствием. Не скажу, что с чистотой и унижениями слабых ребят было всё без проблем. Но чистоты было значительно больше, потому что теперь каждый старался кидать свой окурок в ведро и плевать только на газон. А унижений не было хотя бы явных, которые я бы видел.

Более того, теперь мне начали жаловаться преподаватели, а в отдельных случаях звонили и просили выйти на улицу, оказать им какую-нибудь помощь.

И на самом деле это не было концом работы. Это было её началом. Потому что такой мощный старт – это, конечно, много. Но очень скоро кому-то надоело бы подчиняться, кто-то вновь поступил бы в колледж, а кто-то ушел. Но это всё была бы уже моя обычная и привычная мне работа...

Некоторые из тех ребят, кстати, ушли со мной в следующий колледж, где я тоже вел секцию специально для них, наполняя душу новой директрисы еще одной результативной строчкой в ведомости "внебюджета". А другие до сих пор "зафрендлены" со мной в ВК.

Справа от меня студент из этого колледжа пришел на совместное мероприятие в "Веревочный парк", приведя с собой сестру.
Справа от меня студент из этого колледжа пришел на совместное мероприятие в "Веревочный парк", приведя с собой сестру.

Могут съехидничать (хватает у меня таких, пришлых комментаторов): это, конечно, всё понятно. Но как быть женщине?

Напомню фразу из начала:

Надо ли говорить, что почти все до одного преподаватели этого "учебного заведения" ходили на работу, как на каторгу.

Почти все – это не все. Была одна женщина, мастер производственного обучения, которую защищали мои новые отморозки!

К сожалению, я не успел с ней познакомиться поближе. Мне подвернулась очень хорошая вакансия и я ушел заместителем директора по безопасности, специалистом по охране труда, преподавателем ОБЖ, БЖ и истории в другой колледж с восемью корпусами (расскажите-ка мне про нагрузку что-то новое!). До сих пор жалею, что не узнал историю дружбы тех отморозков с женщиной.

Кроме того, надо понимать, что не все приёмы, которые применяют мужчины доступны женщинам. И не все женские схемы доступны учителям-мужчинам. Как помнить и то, что есть важные "уроки-науки", такие, как математика. Где многое из воспитательных приемов применять нельзя. А есть такие "неважные" уроки, как ОБЖ, на которых есть все возможности воспитывать.

(Хотя помню я одну математичку. Учился у неё в своё время воспитательным методам.)

А главное, надо понимать, что, подбирая педагогические приемы под себя, мы должны работать вместе, достигая общей для всех единой цели. Помогая и поддерживая друг друга. И тогда ваша "социальная сеть" будет работать на вас даже тогда, когда вы этого и вовсе не будете ждать.

А это уже студенты из следующего колледжа. У меня к тому времени профессионализма стало столько, что сединой стал просачиваться из черепной коробки.
А это уже студенты из следующего колледжа. У меня к тому времени профессионализма стало столько, что сединой стал просачиваться из черепной коробки.

Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).

Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).

Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).

Все о безопасности детей от ОБЖшника.

"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).

Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).

Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).

Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).

Анатомия ЕГЭ в лицах (о том, кто и как разваливал советское образование) .

Библиотека/фильмотека (полезные произведения).