Давным-давно, ещё в античные времена, кто-то обратил внимание на то, что если построить дом, а потом постепенно его обновлять, заменяя устаревшие или сгнившие элементы, через некоторое время вполне можно заменить вообще всё в этом доме. И тогда возникает резонный вопрос - а тот ли это дом, который был создан изначально, или его копия?
Позже тот же вопрос трансформировался уже в мифологическом контексте: дело в том, что афиняне долгие годы свято хранили корабль, на котором, якобы, легендарный герой Тесей вернулся с Крита в Афины. Хранили и плавали на нём на остров Делос, отправляя туда священное посольство. Разумеется, перед каждым плаванием осуществлялась починка корабля, при которой заменялась часть испорченных досок, а в результате спустя некоторое время были заменено всё, что только можно. Вот тогда опять задались вопросом - а действительно ли это тот же самый КОРАБЛЬ ТЕСЕЯ, ведь в нём уже нет ничего от того судна, на котором герой плавал?
Эта проблема заинтересовала философов, которые начали рассуждать в более широком смысле. Мол, то же самое можно сказать и о человеке, который постепенно меняется, а значит, резонно спросить - тот ли он, кем был когда-то, или уже совсем другой?
(Философы тогда не знали, что живые организмы состоят из клеток, которые постоянно делятся и обновляются, более того, организм постоянно обменивается с окружающей средой теми или иными веществами, в результате чего с годами в нас, практически, не остаётся тех химических элементов, которые присутствовали в нас при рождении - всё новое. А кое-кто вообще подсчитал и пришёл к потрясающему выводу: все окружающие нас атомы за время существования Земли как планеты уже по нескольку раз находились в составе молекул, из которых были построены тела самых разных существ - от питекантропов и мамонтов до трилобитов и плаунов.)
В качестве более наглядного примера, иллюстрирующего КОРАБЛЬ ТЕСЕЯ как философский парадокс, учёные обычно приводят легендарный крейсер "Аврору", который хранят, как символ, но за период с момента схода его со стапелей в 1900 году там уже почти ничего не осталось "родного", дерево сгнило, метал проржавел, следовательно, почти всё заменили. И та "Аврора", которая сейчас стоит в Санкт-Петербурге, на самом деле, не та, которая, согласно революционным мифам, давала залп по Зимнему дворцу. Или всё-таки та?
Небольшое отступление. В силу профессии я был во многих городах нашей страны. В одних сохранилось очень много старых домов, которым по 100 и более лет, причём они реально старые, то есть обветшалые, все в трещинах и с почерневшими от времени деревянными элементами. В других тоже много таких домов, но их хорошенько отреставрировали, косметически отремонтировали и их старина выглядит не дряхлой, а благородной. В третьих отреставрировали, но плохо, лучше бы не трогали. В четвёртых просто снесли всё старое и на том же месте построили точно такое же новое, один в один. А в пятых снесли всю древность и вместо неё наплодили кучу современных железобетонных коробок и стекляшек.
И уместно спросить - а тот ли это город, на самом деле, и можно ли называть тем же самым словом поселение, в котором уже ничего не осталось от изначального?
Возвращаясь к парадоксу, о котором, кстати, мы узнали из сочинений Плутарха, те же философы, задаваясь вопросом "тот же" КОРАБЛЬ ТЕСЕЯ перед нами или "не тот", сами на него и отвечают - дескать, всё дело в неопределённости понятия «тот же». В зависимости от того, как его задать, будут разные ответы. Если с точки зрения формы - одно, если с точки зрения места - другое, времени - третье, и пр. Опять же, можно вспомнить про количественно-качественные характеристики, функционал и пр.
Интересно взглянуть на это с позиции одного из героев сказки Александра Волкова "Волшебник Изумрудно города".
- Жаль, что этого не случилось раньше! - вздохнул Железный Дровосек и продолжал: - Гингема заколдовала мой топор, он отскочил от дерева и отрубил мне левую ногу. Я очень опечалился: ведь без ноги я не мог быть дровосеком. Я пошел к кузнецу, и он сделал мне прекрасную железную ногу. Гингема снова заколдовала мой топор, и он отрубил мне правую ногу. Я опять пошел к кузнецу. Девушка любила меня по-прежнему и не отказывалась выйти за меня замуж. «Мы много сэкономим на сапогах и брюках!» - говорила она мне. Однако злая волшебница не успокоилась: ведь ей очень хотелось получить целую корзину пиявок. Я потерял руки, и кузнец сделал мне железные. Когда топор отрубил мне голову, я подумал, что мне пришел конец. Но об этом узнал кузнец и сделал мне отличную железную голову. Я продолжал работать, и мы с девушкой по-прежнему любили друг друга…
- Тебя, значит, делали по кускам, - глубокомысленно заметил Страшила. - А меня мой хозяин сделал зараз…
- Самое худшее впереди, - печально продолжал Дровосек. - Коварная Гингема, видя, что у неё ничего не выходит, решила окончательно доконать меня. Она ещё раз заколдовала топор, и он разрубил моё туловище пополам. Но, к счастью, кузнец снова узнал об этом, сделал железное туловище и прикрепил к нему на шарнирах мою голову, руки и ноги. Но - увы! - у меня не было больше сердца: кузнец не сумел его вставить. И мне подумалось, что я, человек без сердца, не имею права любить девушку. Я вернул моей невесте её слово и заявил, что она свободна от своего обещания. Странная девушка почему-то совсем этому не обрадовалась, сказала, что любит меня, как прежде, и будет ждать, когда я одумаюсь. Что с ней теперь, я не знаю, - ведь я не видел её больше года…
Источник - https://www.miloliza.com/80-volkov-skazki/2762-volshebnik-izumrudnogo-goroda-4
Про Тесея я уже упоминал в статьях НИТЬ АРИАДНЫ, ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ, КОМПЛЕКС ФЕДРЫ, но теперь о нём чуть более подробно.
Тесей, он же Тезей - персонаж древнегреческой мифологии, сын Эгея и, одновременно, Посейдона (раньше такое частенько бывало).
Воспитывали его выдающиеся педагоги того времени - мудрец Питфей, кентавр Хирон, богиня Афина и пр.
Когда он вырос и возмужал, совершил много славных дел, победив и наказав таких отморозков как Перифет, Синид, Керкион, Скирон, Дамаст, он же Прокруст, и пр. Причём каждого казнил так, как тот хотел казнить его самого. Также этот герой победил огромного марафонского быка, который вытаптывал посевы, причём скрутил его голыми руками.
Благодаря проискам царицы Медеи, которая не хотела, чтобы Тесей стал царём, он чуть не был отравлен своим же земным отцом Эгеем, который не узнал в нём сына. Но вовремя обошлось, и Медее пришлось убежать, а Тесей стал царём-наследником.
А потом его странным образом определили в команду из семи юношей и семи девушек, которых ежегодно отправляли на Крит и приносили в жертву царю Миносу, а точнее - его сыну Минотавру, засевшему в лабиринте. Но, как мы знаем, что, благодаря Ариадне, Тесей не заблудился там, а когда встретился с полубыком, убил его и освободил всех пленников.
Попутно он охмурил дочь Миноса Ариадну и уплыл домой вместе с нею. Но потом почему-то бросил её на острове Дия. Возможно, потому, что полюбил другую (Эглу), а может, просто побоялся, что критянку дома плохо встретят. Как мы знаем, Ариадна либо повесилась с горя, либо стала супругой Диониса.
А когда они уже подплывали к дому, Тесей забыл поменять паруса с чёрных на белые, чтобы сигнализировать об успешном плавании. Эгей, увидев дурной знак, подумал, что его сын погиб, и бросился в море, которое с тех пор называют Эгейским.
Приняв царство после отца, Тесей провёл много важных реформ - разделил афинян за три сословия (благородных, землевладельцев и ремесленников), первым из эллинов начал чеканить монету, на которую поместил изображение быка, расширил владения, основал несколько городов и пр.
Любопытно, что на первых Олимпийских играх этот герой сразился с Гераклом, и поединок закончился ничьей. Неудивительно, ведь Геракл был сыном Зевса, Тесей - Посейдона, а эти два бога "по силе и важности" у греков считались почти равными.
Потом он воевал с амазонками, участвовал в охоте на вепря в Этолии, выступал на стороне лапифов в войне с кентаврами, плавал вместе с аргонавтами за золотым руном, принял у себя слепого Эдипа и потом похоронил его. Также Тесей участвовал в похищении Елены, сестры Кастора и Поллукса (см. КАСТОРКА и ПОЛЛУЦИТ), причём на тот момент она была ещё совсем девочкой.
Вместе со своим другом Перифоем Тесей отправился в загробный мир, чтобы украсть, ни много ни мало, саму Персефону, жену властителя подземного мира Аида. Но тот оказался хитрее, в результате два товарища провели у него в заточении несколько лет. Потом пришёл Геракл который в тот момент выполнял свой последний 12-й подвиг, и спас, но только Тесея, а Перифой так и остался у Гадеса (по другой версии, его растерзал Кербер).
Финал жизни этого замечательного человека печален. Пока Тесей бегал в поисках всё более и более красивых женщин для себя и своего друга, братья Диоскуры захватили в плен его мать Эфру (она стала служанкой Елены), а царём Афин сделали совсем другого человека. А когда Тесей вернулся, афиняне отказались принять его обратно на царство и прогнали. Тогда он их проклял и покинул город как изгнанник.
А потом, по пути на остров Скирос, Тесей свалился в пропасть. Или ему помогли, но это уже не важно. Великий победитель Минотавра, Прокруста и прочих гадов разбился, упав со скалы.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!