Найти тему

Запретный плод: производство сидра увеличивается вместе со спросом

Оглавление

Сидр продолжает оставаться одной из наиболее быстрорастущих категорий среди слабоалкогольных напитков.

Президент AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что с начала года спрос на него вырос более чем на 12%. Растёт и предложение, появляются новые производители. Если в 2021 году их было 115, в 2022–м — около 125, в 2023–м — уже более 140. Таким образом, за 2 года число игроков на рынке сидра выросло более чем на 20%.

Удар по репутации

По данным руководителя НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, в первом полугодии 2023–го продажи сидра в России выросли на 25,4%. Однако летом спрос начал снижаться. В июне 2023 года розничные продажи сидра в натуральном выражении по всей России сократились на 3% год к году, в июле — на 3,1%. В августе–сентябре падение производства и розничных продаж сидра продолжилось.

Ораз Дурдыев добавляет, что в июне снижение объёмов составило 9% к июню 2022 года, а в июле продажи сократились на 7%. "Негативная динамика была связана с массовым отравлением населения псевдосидром. Это был суррогатный алкогольный коктейль, который недобросовестные производители специально зарегистрировали как псевдопивной напиток с целью ухода от уплаты налогов. Он не имеет никакого отношения ни к пиву, ни к сидру. Тем не менее целой категории и добросовестным производителям был нанесён серьёзный репутационный урон. Кроме того, некоторые производители сокращают продажи и планируют уходить с российского рынка, что также влияет на объёмы продаж", — поясняет эксперт.

Однако Максим Черниговский считает, что в IV квартале текущего года негативный фон в отношении сидра должен снизиться и в этом сегменте алкогольного рынка произойдёт восстановление производства и продаж до прошлогоднего уровня.

О вкусах не спорят

Тем временем сидр становится всё более популярным напитком в заведениях общественного питания. Управляющий баром "Белый налив" и бар–менеджер бара "Сидрерия на Моховой" Данила Коновалов подтверждает, что производство сидра в России растёт с каждым годом. При этом за последний год ушло не так много зарубежных марок и сразу же появились альтернативы от других зарубежных производителей. "Даже пивовары заходят на этот рынок и выпускают сорта сидра. Растёт не только ассортимент, но и количество заведений, посвящённых этому напитку", — добавляет он.

Данила Коновалов подчёркивает, что российские сидроделы не боятся экспериментировать с новыми вкусовыми сочетаниями — с ягодами, фруктами и овощами. Некоторые пробуют коптить яблоки перед производством, добавлять хмель или даже перец в свой продукт, выдерживать его в бочках из–под вина, хереса, бурбона и т. п. Огромное внимание уделяется выбору сортов яблок, для этого даже высаживаются новые сады, что говорит о долгосрочных перспективах и крайней серьёзности намерений производителей.

Основатель Токсовской сидрерии Алексей Белецкий отмечает, что сидр очень похож на вино с технологической точки зрения. В том числе и процесс производства такой же долгий. Поэтому какие–то изменения на отрезке длиной всего год сложно заметить.

Растёт число новых небольших проектов в различных регионах России, в основном на Северо–Западе. Речь идёт именно о традиционных сидроделах, то есть тех, которые отжимают яблоки непосредственно у себя на производстве и не используют сок, восстановленный из концентрата или пастеризованный. Трудно приходится импортёрам: сидр из некоторых стран (прежде всего Великобритании) стало сложнее найти в магазинах.

"Для локальных производителей это скорее минус — наличие высококлассных зарубежных сидров на полках способствует развитию вкусов у потребителей и здоровой конкуренции. Объём производства в последнем сезоне у нас увеличился, в среднем мы растём на 30–40% по объёму. Коллеги тоже не отстают. Думаю, в целом сегмент натурального сидра по традиционным ГОСТам увеличивается в 2–3 раза в год. А потенциал роста этого рынка — в сотни раз (если смотреть цифры по душевому потреблению сидра у нас и в странах Европы). Яблоки растут практически везде в России. Правда, далеко не все подходят для сидра. Но вообще у традиционного сидра есть всё, чтобы стать самым популярным алкогольным напитком", — считает Алексей Белецкий.

Спрос пока упирается в недостаточное знакомство аудитории с сидром и в тяжёлую экономическую ситуацию. Всё–таки в силу небольших объёмов производства у наиболее серьёзных сидроделов продукт получается недешёвый. На полках стоит в основном массмаркет из концентрата — сладкий, с красителями и ароматизаторами, зато в несколько раз дешевле традиционного.

Для тех, кто не пьёт

В России также набирает обороты производство безалкогольного сидра. Одна из крупнейших компаний — ООО "ОПХ" (бывший Heineken в России) в августе 2023 года запустило в производство безалкогольный сидр "Мистер Лис" на заводе в Петербурге. Уровень локализации сырьевой базы "Мистера Лиса" составляет 98–99%. Производство безалкогольного сидра включает в себя дополнительный этап — деалкоголизацию. Этот процесс проводится на специальной установке, где сидр нагревается до 40–45 градусов, в результате чего происходит испарение спирта. В итоге его содержание в продукте составляет 0,03%. От момента поступления яблочного сока на завод и до выпуска готового продукта в среднем проходит порядка 20 дней.

Безалкогольный сидр — новая и очень интересная ниша. Алексей Белецкий замечает, что это даёт расширение аудитории на тех, кто не может или не хочет употреблять алкоголь, а также возможность рекламировать свой бренд. Открывается доступ к маркетплейсам. Так что все сидроделы так или иначе задумываются о выпуске такого варианта напитка.

Данила Коновалов подчёркивает, что производство безалкогольного сидра растёт пропорционально росту производства алкогольного. Есть производители, которые дублируют свои особо успешные алкогольные сорта в безалкогольном исполнении.

"Из факторов, которые замедляют рост, — это зарегулированность (медленная, со сбоями работа Федерального реестра алкогольной продукции; начало маркировки; введение Реестра производителей пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи). Причём все системы дублируют функционал уже существовавших ранее ЕГАИС и декларирования. Национальная ассоциация производителей традиционного сидра активно призывает распространить на нас правила, которые регулируют работу российских виноделов, так как продукты очень похожи (с той разницей, что сидр менее алкогольный, а сырьё для него растёт намного в большем числе регионов). Каждое производство сидра обладает эффектом мультипликатора — увеличивает количество рабочих мест в смежных отраслях: сельском хозяйстве, общепите, производстве упаковки и т. д.", — заключает Алексей Белецкий.

https://www.dp.ru/a/2023/09/14/zapretnij-plod-proizvodstvo?from=dzen-news