То, как повёл себя Тацуки Фудзимото в третьем томе «Огненного удара», отчётливо давало понять: финал не за горами. Вывести сюжет из этого вновь на ровную магистраль было бы непросто, считай, невозможно. Мангака и не стал – и принялся заколачивать гвозди в крышку уже заготовленного для своей истории гроба.
Они… только вчера потеряли подругу, а сегодня уже смеются.
Твою семью… И твою… И твою тоже… Это я их всех убил.
А теперь смотрю, как вы смеётесь.
Быть может, это и неплохо. Хорошую вещь – особенно если она начинает вдруг буксовать – имеет смысл заканчивать вовремя, не растягивая искусственно количество главок и книг. «Огненный удар» был определённо хорошей вещью – и останется таковой по крайней мере в моей памяти. Да, я готов признать, что автор в итоге завёл свой рассказ куда-то не туда – но вместе с тем ему удалось сохранить атмосферу и интонацию, а эти две вещи далеко не всегда появляются на страницах вместе.
Злость. Боль. Безумие. Ложь.
Когда меня со всех сторон окружали только они… было куда лучше.
Ты можешь впустить в дом… либо всех, кроме меня… либо меня одного. Если тебе придётся выбирать, кого ты пустишь в дом?
И ещё Фудзимото удалось поднять на недосягаемую, пожалуй, высоту вопрос: «А что именно хотел сказать этим автор?» Для манги, которую зачастую стереотипно понимают как простую форму повествовательного искусства (грубо говоря – книжка с картинками, для детей), это, на мой взгляд, весьма высокое достижение. Которое к тому же умножается по меньшей мере на два: объяснить я замысел не смогу (и пытаться не буду), а вот сердцем – чувствую.
– Ты не мститель. Не герой. Не бог. И не Огненный Удар. Будь тем, кем хочешь быть. Таково моё желание.
– Луна…
– Живи.
Ледяной дьявол уже близко! Предательница Иуда скоро будет здесь! Сначала Иуда лгала нам, а затем украла пламя у господина Агни и у всего мира! Пришло время мести! Да сгорит Иуда в вечном пламени, её покарающем! И да согреет оно весь наш мир!
В завершающей книге Фудзимото принимается уж слишком вольготно обходиться с имеющимся в его распоряжении временем, перебрасывая нас сперва на десять лет вперёд, затем на «80 лет спустя», после чего отматывая на «несколько сотен лет», «несколько тысяч лет», «несколько десятков тысяч лет», «несколько миллионов лет»… Столь космические – в прямом смысле – амбиции дают нам намёк, что речь здесь шла о сотворении нового мира, но то, что автор замахивается в этой истории на Святое Писание, было вполне очевидно и ранее. Подмигивание усиливается с появлением Писания Огненного, а в нём – «глава 25, стих 17» (!!! – надеюсь, вы понимаете, о чём это я): «Блажен тот пастырь, кто во имя милосердия и доброты ведёт слабых сквозь долину вьюги…»
(Примечательно, что, согласно прошлому тому, кино лежало и в основе предыдущей, неправильной веры: «Огонь Бехемдолга» оказался «самым обычным боевиком», а бог, которому «молились с утра до ночи, был самым обыкновенным человеком. Актёром».)
Так что призыв к господину Агни – «Вернитесь на Землю, пожалуйста!» – определённо навевает на мысль о Втором пришествии; собственно оно и есть – кульминационное событие данного тома.
Последние десять лет он меня испытывал. Но господин Агни любит меня больше, чем кого бы то ни было. Я знаю это. Потому что я верю в господина Агни сильнее, чем кто-либо. И понимаю его лучше всех…
– Почему ты хочешь, чтобы я жил?.. Ты приказываешь мне… Живи… Но… почему?
– Потому что хочу… чтобы ты… жил…
– Жить?! Но как!..
– Ешь. Спи. Просыпайся. Вместе со мной!
Свыкшись с тем, что убить себя у него не получится, Агни спокойно и мирно жил «с группой женщин на заброшенном солевом заводе»: «Похоже, Иуда погасила его пламя. Теперь он обычный благословенный, умеющий регенерировать». Но вновь стало холодать – и давно уже потерявшие своего Бога последователи агниизма отчего-то решают, что «если ничего не предпринять, очень скоро мир весь покроется льдом». И согреть его может лишь жертвоприношение, и не найти им лучше жертвы, нежели Иуда.
Завтра ночью я снова приду. К тому времени ты должен определиться. Спасёшь ли ты всё человечество… или одну-единственную женщину, которая напоминает тебе твою сестру.
Да, они знают, где она, как знали всё это время и то, где находится Агни. Просто не трогали их до поры до времени. А лучше бы так и вовсе забыли. Но нет – возвращая в рассказ повзрослевшего Сана, Фудзимото не просто показывает, до чего может дойти окостеневшая вера, но и идёт дальше, до логического – теперь уж – завершения своего трагического сюжета…
– Огненный Удар – тот самый человек, который сжёг дома и целые семьи в Бехемдолге! И вы называете его Богом? Это же безумие!
– Бехемдолгом раньше правила Иуда! Сотворив несуществующего бога, она насмехалась над праведным народом! И тогда господин Агни сошёл с небес! Освободил нас от грязной лжи Иуды!
– Никого он не освобождал! А только убивал!
– Души, сгоревшие в пламени господина Агни, отправились к солнцу, в мир покоя! Где нет ни снега, ни голода, ни безумия! А есть только мирные дни и милосердие господина Агни!
– Это всё ложь!..
– Тебе-то откуда знать?
Все, кроме тебя самого, хотят, чтобы ты был счастлив…
Уже во второй своей книге мангака показал нам образ идеального (в какой-то мере) рая: пустой кинозал. Ровно такой был воссоздан выжившими героями и в новом мире – «вот только ни одного фильма в нём так и не показали…» За единственным исключением: в финале потерявший память Агни смотрит-таки найденный фильм про самого себя – чёрно-белый, без звука, без монтажа; понятно, что это и не фильм даже, а просто всё то, что было снято Тогатой и Нэнэто за недолгое время их киноманской страсти.
Человек, объятый пламенем, был главным героем. Он постоянно присутствовал на экране. Иногда он с кем-то сражался, кого-то убивал… Потом убивали его. Сцены смерти были ужасно жестокими, и в них не было никакого смысла.
Конечно, когда я несколько месяцев назад начинал читать эту мангу, я рассчитывал на иную судьбу этой хроникальной картины. Мыслей, что именно тут может быть, у меня было немного, но я особо и не фантазировал, доверившись в этом смысле автору…
Увы, Фудзимото не довёл свой замысел до ума – споткнувшись на полуслове, оборвав песню посередине куплета. Постарайся он лучше – и результат мог бы быть ярче.
Но «обвинять» и сетовать я не буду. Пусть так. В таком вот решении тоже есть своя прелесть. Мне кажется, тут всё-таки можно говорить если не о сюжетной, то об эмоциональной победе. Жалко их, этих героев? Жалко.
А сочувствие порой приравнивается к любви.
Никакой он не Бог… А просто… Просто несчастный человек!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 3 и 4 (ВИДЕО)
«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 3
«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 2
«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 1
40-й анонс «Бумажных комиксов» – и ТРИНАДЦАТЬ вышедших летом новинок: манга, артбук + летопись популярного сериала!
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 8
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 7
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 6
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 5
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 4
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 3
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 2
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 1
«Токийский гуль» Суи Исиды: "zakki:re" (ВИДЕО)
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!