Вы знаете нашего Господа и Спасителя Агни?
Из трёх ключевых плюсов, которыми был славен первый том «Огненного удара» (тема огненной мести, тема нового бога и тема кино), Тацуки Фудзимото выбрал для продолжения второй – и сосредоточился, в основном, на нём одном.
На смену саморазрушительной мести пришла идея воодушевляющего спасения – и Агни действительно спасает рабов Бехемдолга, как и пророчил первый апостол его Сан. Тогата, пытавшаяся было воспротивиться попытке изменить намеченный ею ход событий («Пожалуйста, только без новых сюжетных поворотов!»), поначалу грустит («Плакал мой сценарий… А я ведь идеально всё продумала!..»), но затем смиряется, понимая и принимая все преимущества вдруг образовавшегося расклада («Хм… Становится всё интереснее. Похоже, даже вмешиваться не надо – отличная история получается»).
Продолжающиеся съёмки словно бы выходят за скобки рассказа, выпадая из круга авторских интересов, и в центре повествования оказывается наиболее перспективная (по крайней мере, на данный момент) идея зарождения нового религиозного культа. В мире, где все привыкли, что Бог только карает, появляется Бог, который спасает и милует; так Ветхий Завет сменяется в этой манге Новым.
– Почему?.. Мои родители молили о пощаде, но их никто не пожалел. Однако мы должны пощадить этих людей?..
– Именно поэтому мы и должны проявить милосердие! Если мы их убьём, то станем такими же, как они. Мы не из Бехемдолга. Мы последователи агниизма. Главная цель агниизма – победить этот жестокий мир. Продолжить убивать, нести смерть за смертью… означает проиграть этому миру. Господин Агни уже наказал Бехемдолг, от лица всех своих верующих свершил возмездие. Всё, что можем мы, – это простить. Прощение позволит нам после смерти попасть в благословенный мир покоя. В тёплую обитель, озаряемую пламенем господина Агни.
Как водится, увеличивается не только число уверовавших последователей: прибавляется и апостолов. Их внешний вид, быть может, кому-то покажется предосудительным (непривычно видеть в этом качестве девицу в купальнике и мужика в одних лишь труселях), однако бойцовские качества сейчас куда важнее, а они неоспоримы. Тогата благодаря своему трёхсотлетнему опыту становится своего рода спичрайтером, отвечая за новые смыслы и подсказывая Агни модель поведения (то есть буквально режиссирует становление новой веры, находя, что «это уже смахивает на самую настоящую религию»). И если раньше имя девушки-антагонистки вызывало недоумение, то теперь всё логично: пусть нынешняя роль Иуды заметно отличается от библейской, но последствия от её поцелуя наверняка будут столь же плачевны.
– Понимаешь… Мало того что ты весь охвачен огнём, так ещё и регенерируешь, после того как тебя разорвут на части, летаешь по воздуху, спускаешься с небес и спасаешь рабов. Это и есть чудеса. Все считают, что ты – Бог. {…} Все терпят лишения только потому, что надеются на тебя, Бога.
– Не может быть!.. Они сами это выдумали…
– Да, фантазии… Что ж, имеют право. А ты имеешь право решать, оправдать их надежды или нет. Но я хорошо знаю, что будет, если ты этого не сделаешь.
– И что же?..
– Они в тебе разочаруются… И разозлятся за то, что ты их подвёл. И тогда рабы, которых ты сюда привёл, либо разбегутся кто куда… либо накинутся на тебя. Что делать будешь?
Фудзимото, конечно, тот ещё циник; не могу со всей определённостью сказать, насколько в Японии знают Библию, чтобы считать все проводимые им параллели, но читателю из страны, скажем так, с христианской традицией вполне может показаться, что мангака намеренно ходит по краю, то и дело рискуя наткнуться на обвинения в «оскорблении чувств».
Так, способность главного героя к регенерации заменяет здесь знаменитое умножение семи хлебов («Не переживай. Я вкусный»); собственно, с этого ведь роман и начинался (Агни кормил своей плотью голодающую деревню), более того – через эту его особенность завязался весь основной сюжет («каннибалов» сожгли как еретиков, тогда как он сам прошёл через чудо первого своего воскрешения и преображения). На сей раз ни руку, ни ногу уже не отрубишь («Остальная плоть так обуглилась, что есть её невозможно»), поэтому приходится довольствоваться лишь левой половиной головы, которая «не затронута пламенем» и «поэтому вполне съедобна». В народе тут же решают, что попавшиеся в похлёбке «глаза господина Агни полезны для зрения» («Если съешь его глаз, будешь лучше видеть!»), отведав его рот – «получишь часть его божественной силы», а вкусив ухо – «от всех болезней вылечишься».
Все и правда считают тебя богом. А не каким-то там горящим эксгибиционистом. Теперь ты – смысл жизни каждого из них. Ты – их Бог… понимаешь? И если они поймут, что это неправда, у нас будет куча проблем. Потом всё подробно объясню. Так или иначе, ты больше не можешь вести себя как простой смертный! Ты собрал этих рабов… И теперь должен о них заботиться. Вот что значит спасти чью-то жизнь. Ты сам принял решение спасти рабов. И теперь ты… должен играть роль Бога.
Если вас это почему-то каким-то образом задевает – просто закройте глаза и пройдите мимо. Мне же, напротив, наблюдать за таким вот преломлением вечного сюжета в формате книжки с чёрно-белыми картинками необыкновенно интересно – и второй том «Огненного удара» вполне подтверждает впечатления от первого: пусть он не столь искрится вдохновением, как стартовая книга, но и выказать неудовольствие не получится. Где-то автор обманывает наши ожидания, где-то развивает напрашивавшиеся прогнозы, где-то направляется и вовсе в непредсказуемые дебри, но в целом это всё по-прежнему весьма и весьма любопытно.
Когда притворяешься богом, главный фокус состоит в том, чтобы показываться людям на глаза как можно реже. В новых учениях всякое бывает, но в больших религиях бог никогда не жил среди обычных людей. Богу совсем необязательно появляться перед людьми. Но ты так круто выглядишь, что будет нелишним иногда давать им на тебя посмотреть.
Поставив точку в основной части материала, не могу в качестве киноманского бонуса не отметить, что к теме кино Тацуки Фудзимото внезапно возвращается в финале этого тома, причём даже дважды. Сперва он рисует лучший из всех возможных (во всяком случае, лично для меня) образ рая – и тут как раз вновь можно порадоваться, что на вопрос героя отвечает именно Тогата:
– Куда люди попадают после смерти? {…}
– В кинотеатр.
– В кинотеатр?..
– Это такое здание, где показывают фильмы. После того как умрёшь… ты оказываешься в кинотеатре. В руках у тебя карамельный попкорн и кола. И ты должен найти своё место в зале. Как только найдёшь и сядешь, в зале выключают свет. Сначала идут трейлеры всякие. А потом тебе показывают разные фильмы, самые интересные… Целую вечность, без остановки.
(Если так – я, повторюсь, согласен!)
А затем мангака весьма неожиданным образом одновременно и объясняет стремление несмотря ни на что вечно жить, и оправдывает желание всё разрушить, дабы на руинах воссоздать всё заново и ещё лучше:
Ты спросила, как я могу жить в этом мире. Но есть то, что придаёт мне сил. Ради этого… я готова прожить всю жизнь до конца…
Последняя часть «Звёздных войн» закончилась открытым финалом. {…} Пусть даже на это уйдёт несколько десятков тысяч лет!.. Я подниму культуру до уровня той эпохи, которая создала «Звёздные войны»… и смогу увидеть новую часть саги! Ради этого я готова разрушить весь мир!
И вот тут, конечно, сразу же хочется с автором поспорить: во-первых, не сходится по годам (какую именно серию он считает последней, если к моменту оригинальной публикации девятая ещё попросту не успела выйти?!.), а во-вторых… Ну блин, Сурья (это та, что выдаёт себя за Ледяную Ведьму), ну сочини ты фанфик себе спокойненько, чего всех остальных-то мучить?!. Наверняка ведь даже лучше получится, чем вышло в итоге!..
Но тут мы уже отвлекаемся и уходим в сторону. Посмотрим, куда забредёт эта манга в следующем своём томе.
Ну да ладно… Как бы Агни ни старался, хеппи-энда не будет…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Огненный удар» Тацуки Фудзимото: 1
39-й анонс «Бумажных комиксов»: Фудзимото, Кисимото, Сандерсон да Лавкрафт!
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 7
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 6
«Человек-Бензопила» Тацуки Фудзимото: 5
«Призрак в доспехах» Сиро Масамунэ: 1 («Отряд особого назначения»)
«Призрак в доспехах» Сиро Масамунэ: 1,5 («Процессор с человеческой погрешностью»)
«Призрак в доспехах» Сиро Масамунэ: 2 («Человеко-машинный интерфейс»)
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!