Сегодня трудовое воспитание, как понятие напрочь отсутствует в большинстве школ России. Считается непедагогично заставлять ребенка работать на уроках Технологии, если он этого не хочет. Практика показала, что такое либеральный подход является не совсем правильным, который ведет к разложению дисциплины в образовательных учреждениях.
В статье рассмотрим, как формировалось трудовое воспитание в советских школах, почему труд в советской педагогике являлся приоритетным направлением. Как полезный труд влиял на формирование личности школьника и как к этому относились родители.
Общественно-полезный труд в школах СССР
В середине 1920-х гг. в системе народного образования Советского Союза обнаружилось острое противоречие. В условиях, когда развитие страны требовало коренного изменения принципов деятельности образовательных учреждений, основные задачи трудового воспитания и обучения рассматривались в качестве второстепенных и не представляли стратегического значения. Уходили в прошлое все принципы и методы работы, не отвечавшие этим требованиям.
Постепенно в общественном сознании формировалось убеждение, что задачи трудового воспитания в школе являются второстепенными и могут не выполняться полностью. Многочисленные реформы оказывали на них достаточного влияния, создавали среди руководителей, ответственных за педагогическую работу, убеждение в их полной оправданности.
В первые годы Советской власти в школе продолжали выполняться важнейшие задачи народного просвещения. Это объяснялось стремлением избежать перенапряжения воспитательного процесса, который после военных лет резко обеднел новыми идеалами, образами, формами и методами.
Своего пика такие тенденции достигли в 1950-е гг., когда произошло резкое увеличение числа уроков труда, в том числе и общественного цикла, что было вызвано введением всеобщего трудового воспитания. В последующие годы советская педагогическая система могла похвастаться всеобщим внедрением методов трудового воспитания на уроках
На уроках труда, кроме чисто практических занятий изучались основы здорового образа жизни, вопросы быта. Некоторые уроки по своему содержанию и тематике значительно перекликаются с уроками истории.