О чем нужно знать, отправляясь в Беларусь летом 2022 года?
1. Из российских платежных карт к оплате принимают только «МИР»; рублями РФ расплатиться невозможно, можно только обменять на BYN в обменных пунктах.
2. Курс белорусского рубля относительно нашего «укрепился» почти в 2 раза; если в январе за 100 RUB давали 6 BYN, то сейчас только 3.5; т.о. в финансовом отношении поездки стали не такими привлекательными.
Все остальное в соседнем государстве по старому: чисто, уютно, поля распаханы, коровки пасутся, отношение доброжелательное (чуть менее, чем раньше), дороги неплохие (за редким исключением).
Полоцкие экскурсоводы рекомендуют начать осмотр города на территории Верхнего замка, там с XI века была сосредоточена общественная, культурная, духовная, торговая жизнь.
От древнего городища ничего не осталось, только «преданье старины глубокой».
По сюжету, под горой на глубине 1000 метров находится прекрасный город Богоцк. Там солнце, свет, дышится легко. Там спрятаны богатства, нажитые многими поколениями полочан: летописи, библиотеки, религиозные артефакты, знаки, предсказывающие будущее. Кто попадет в Богоцк станет бессмертным, мудрым, добрым и справедливым; узнает секреты «философского камня» и вечной молодости.
Лабиринты укрыты глубоко в земле и доступны только людям с чистыми помыслами, не утратившими духовной связи с предками.
На самом деле все гораздо прозаичнее. Древняя застройка Полоцка в черте крепостной стены отличалась большой плотностью, на одного жителя приходилось ~ 5 м2 полезной площади.
Добавим к этому множество пивоварен и бань. Несмотря на усилия властей предотвратить пожары не представлялось возможным. В 1643 году город выгорел весь без остатка, до последнего дома.
Следствие установило виновницу бедствия: служанка Федора Моргунова обронила 2 серебряные монетки и пыталась их найти с помощью горящей лучины. В результате неосторожного обращения с огнем: «всё место Полоцкое – замки верхний и нижний, коллегиум, костелы, церкви, ратуша в попел обратились». Суд приговорил Федору к сожжению на костре.
Единственный архитектурный памятник, находящийся сейчас на Замковой горе — храм Святой Софии, Премудрости Божией.
Он даже отдаленно не напоминает прежний собор XI-XVII веков.
Строительство началось в 1030 году во время княжения Всеслава Брячиславича, прозванного Чародеем.
Князь Всеслав, внук Владимира Великого и Рогнеды — личность легендарная. На страницах «Слова о полку Игореве», «Повести временных лет» в восточнославянском фольклоре он предстает богатырем, чародеем, способным превращаться в зверя.
Необычные способности получил при рождении, поскольку мать (имя неизвестно) зачала мальчика «от волхования».
Всю свою сознательную жизнь Всеслав Брячиславич посвятил укреплению государственности Полоцкого княжества, присоединению новых земель, войнам за контроль над важной торговой артерией - Западной Двиной.
Он единственный из полоцкой ветви Рюриковичей взошел на Киевский престол.
Современники подозревали князя в язычестве… Однако Всеслав активно строил церкви, собрал великолепную библиотеку христианской литературы и позволил учредить в Полоцке пост епископа русской православной церкви.
Святая София строилась с соблюдением византийских канонов. Страдала от войн и пожаров, но восстанавливалась в прежнем виде.
После взятия Полоцка в 1579 году войсками Стефана Батория храм остался единственным православным в городе.
Через двадцать лет был передан унианам по Брестской унии, акту о присоединении Киевской Метрополии к Римской католической церкви.
Во время Северной войны (1700-1721 гг) Речь Посполитая, в составе которой находился Полоцк, выступала союзницей России. В городе размещался крупный русский гарнизон.
В 1705 году Петр I лично нанес визит в костел.
В церкви между царем и монахами-базилианами случился конфликт.
По версии польской стороны Петр явился пьяным, нецензурно выражался, пытался осквернить мощи Иосафата Кунцевича.
Наши же говорят, что Петр проявил интерес к останкам Кунцевича, а служители культа ответили дерзко: «Это архиепископ полоцкий, вероломно убитый еретиками (православными)».
Царь ужасно разозлился, приказал всех арестовать. Монахи оказали сопротивление, вследствие чего погибли.
Собор у униан конфисковали, в дальнейшем использовали под пороховой склад.
В 1710 году боезапас взорвался. Уцелела единственная правая аспида.
Восстановлением храма занялся архитектор Флориан Гребницкий.
Работы шли с 1738 по 1750 год. На прежнем фундаменте возвели совершенно другое здание в стиле виленского барокко.
Святая София, Премудрости Божия вернулась в лоно РПЦ после церковного собора 1839 года.
При советской власти в церкви разместили краеведческий музей.
Музейно-культурно-просветительский статус сохраняется до сих пор.
Один раз в год, в день памяти Евфросиньи Полоцкой (5 июня) проходит православное богослужение.
Спустившись с Замковой горы, стоит заглянуть в бывший Полоцкий иезуитский коллегиум, учрежденный по указу короля польского, великого князя литовского Стефана Батория в 1580 году. Единственный в Европе того времени новициат готовил монахов-преподавателей для иезуитских школ.
Архитектурный комплекс каменных построек сложился к середине XVIII века; кроме учебных и жилых корпусов включал: богадельню, музыкальное и театральное училища, амбары, конюшню, пекарню, пивоварню, коптильню, мастерские и суконную фабрику.
Указом Александра I (1812 г) коллегиум был преобразован в Иезуитскую академию с правами университета, крупнейшее учебное заведение на территории Беларуси.
В 1820 году деятельность иезуитов в Российской Империи запретили; академию передали Кадетскому корпусу.
Для обучения отбирали мальчиков 9-14 лет преимущественно из дворянских семей, проживающих в белорусских губерниях. Кадеты заканчивали 2-х годичные подготовительные и 4-х годичные общие курсы. Программа включала военную подготовку; изучение русского, французского, немецкого языков; точные науки — физику, химию, математику; гуманитарные предметы — историю, литературу, а также занятия пением, музыкой, танцами.
Особо отличившиеся получали право продолжить образование в Дворянском корпусе Петербурга.
Сейчас здесь находится историко-филологический факультет Полоцкого государственного университета и Художественная галерея.
От бывшего коллегиума до площади Свободы (начало проспекта Франциска Скорины) буквально 300 метров.
Большая часть истории Полоцка прошла в череде войн.
Виной тому географическое положение — центр Европы, как-никак!
В ходе ОВ 1812 года Полоцкая земля стала ареной сражений русской и французской армий.
14 июля корпус маршала Николя Шарля Удино, наступающий на Санкт-Петербург, был атакован отрядами русской армии под командованием Перта Христофоровича Витгенштейна. Бой у деревни Клястицы длилось 3 дня. По итогу, Наполеон отказался от наступления на север, ограничившись Москвой.
Кровопролитным стало и Полоцкое сражение в октябре, потери обеих сторон оценивались в 15 тысяч человек.
В ознаменование побед русской армии, по указу Николая I в Клястицах установили памятник героям Отечественной войны 1812 года.
Он не сохранился, но точно такой же есть в Полоцке; проект архитектора Антония Адамини.
На площади Свободы увековечен и подвиг защитников, освободителей, участников партизанского движения, отдавших жизни в годы Второй мировой войны. Авторы лаконичного монумента архитектор Аладов и скульптор Муромцев.
Промышленность Полоцка развивалась не так успешно, как торговля и мелкое ремесленное производство.
Город до сих пор выглядит провинциально-купеческим, с невысокой застройкой XIX-XX веков и преобладающим частным сектором.
Главный проспект (вернее бульвар) носит имя славного сына белорусского народа Франциска Скорины.
Философ-гуманист, ученый-медик, писатель, общественный деятель, предприниматель родился в Полоцке в 1470 году.
Его отец, состоятельный купец дал сыну прекрасное образование. Франциск учился в Краковском и Падуанском университетах. В Италии блистательно защитил диссертацию на степень доктора «лечебных наук».
Однако он предпочел книгопечатание врачеванию. В 1513-1516 годах занялся издательским делом, практически неизвестном в Великом княжестве Литовском.
При деятельном участии Франциска Скорины в типографии Праги был издан первый Псалтырь на кириллице. До 1530 года ему удалось напечатать 23 книги Ветхого Завета.
Затем работы остановились, очевидно из-за отсутствия финансирования.
Издания Скорины распространялись в многочисленных рукописных копиях; повлияли не только на развитие духовной культуры белорусских земель, но и всего Великого княжества Литовского, а также стимулировали развитие типографского дела в Московском государстве.
На проспекте имени знаменитого книгопечатника есть отсылка к литературе.
Памятный знак букве «Ў» открыт в 2003 году, одновременно выполняет функцию солнечных часов.
22 -я буква белорусского алфавита уникальна, не имеет аналогов ни в одном известном языке мира.
Цитата на постаменте принадлежит поэту Рыгору Бородулину: «Ад Еўфрасінні, ад Скарыны, ад Полацка пачаўся свет» («От Евфросинии, от Скорины, от Полоцка начался мир»).
Собственно, возле «Ў» осмотр центральной части города можно закончить и отправиться в Спасо-Евфросиниевский монастырь.
Если в Полоцке Вы не проездом, а более основательно, знакомство с белорусской культурой можно дополнить посещением музеев.
Их восемь и по крайней мере два (Музей истории и архитектуры Софийского собора, Музей книгопечатания) очень интересные.
Республика Беларусь. Полоцк. Женские судьбы.
#беларусь #полоцк #интересные места #путешествия на машине