Официальный брак призван защищать интересы супругов, однако многие об этом забывают и допускают роковые ошибки.
Многие пары проживают в так называемом «гражданском браке», юридически верно именуемым «сожительством». Гражданский брак – это тот брак, который зарегистрирован в органах ЗАГС, но в обывательской речи под ним понимается банальное сожительство без регистрации.
Многие пары негативно относятся к браку, полагая, что он лишь усложняет жизнь и не дает никаких плюсов. И зря. Почему – расскажем историю из практики.
Без обязательств и без гарантий
К нашим юристам по наследству обратилась Оксана Н. из Москвы, прожившая без регистрации со своим «мужем» 25 лет. Изначально брак не был зарегистрирован из-за трений между родственниками, которые были категорически против брака Оксаны и ее возлюбленного Александра.
Ну, на нет – и суда нет, порешила пара, и все это время долго и счастливо проживала без брака.
Александр даже не был записан отцом общего ребенка – сына Ивана, родившегося в 2002 году. Оксана умышленно оформила статус «матери-одиночки», для получения незначительных преференций от государства. В те годы пара жила весьма бедно и хваталась за любую возможность облегчить жизнь.
В середине «нулевых» дела у Александра пошли в гору, он занялся бизнесом. Жена формально была оформлена заместителем директора в его организации, но лишь для стажа, по факту она в основном занималась домом и, иногда, мелкими задачами в рамках его бизнеса.
Жили супруги на удивление мирно. Ни скандалов, ни претензий. Брак для них действительно был не нужен и не важен. При этом отношения с родственниками так и не были налажены: родители Александра не общались с «семьей» из-за выбора сына.
И вот в апреле 2019 года Александр погиб в ДТП. Нелепая случайность.
Как наследство – так родня!
Тут и началось самое неприятное: юридически Оксана ему никто. Как и сын Иван. Просто проживавшие с ним лица, которые даже не иждивении не состояли толком, поскольку – у Оксаны была «зарплата» и небольшой доход от сдачи в аренду нежилого помещения. Сын тоже уже работал официально и не состоял на иждивении юридически.
Родственники Александра среагировали оперативно: заявление о вступлении в наследство было подано в кратчайший срок его матерью. А наследовать есть что:
- 3 автомобиля;
- 2 квартиры;
- Загородный домик;
- ТЦ в 500 кв.м.,
- Складские помещения в 800 кв.м.
Общая стоимость имущества превысила 120 млн. рублей.
У Оксаны же остался лишь малолитражный автомобильчик, квартира-однушка и маленькое помещение в 45 кв.м., которое она сдавала в аренду. С формальной должности Оксану уволили спустя две недели после смерти гражданского супруга.
Лучше, чем ничего, но в браке она бы имела все необходимые права на оставшееся после смерти мужа имущество, а уж оплошность с неустановленным отцовством и вовсе вышла боком.
Что делать?
Наши юристы приступили к оказанию помощи по посмертному установлению отцовства.
Установить факт признания отцовства едва ли получится без экспертизы, поскольку в качестве заинтересованных лиц будут выступать заявившие свои права наследники, и все они будут очевидно против.
Посмертная генетическая экспертиза вполне может исправить положение, после чего сын сможет претендовать на наследство отца.
Вот только достанется ему лишь 1/3 от всей наследственной массы, поскольку и мать и отец Александра будут являться равноправными наследниками. И хотя отец никаких прав на наследство не заявлял пока, мы уверены – как только будет подан иск в суд об установлении отцовства, оно тут же будет подано, ведь 6 месяцев на вступление в наследство еще не истекли.
Конечно, в данной ситуации Оксана совершила множество роковых ошибок, отвергнув законный брак. Брак – это не просто штамп и обязательства, это еще и гарантии для супруга в случае развода или смерти партнера. Помните об этом!