Ники Лауда, без сомнения, один из выдающихся пилотов 70-80-х годов. И заслужил свою репутацию он не только тремя титулами, но и известной аварией 1976 года, собственным поведением и высказываниями.
Начало карьеры автогонщика было для Ники очень необычным для будущего чемпиона мира. Никто не мог предполагать, что молодой австриец, взявший в банке кредит для оплаты участия в гонках за команду March, сделает столь головокружительную карьеру. Типичный рента-драйвер, Лауда дебютировал в Гран-При Австрии 1971 года. Ничего удивительного, что дебют вышел неудачным. Равно как и полный сезон 1972 года, в котором Лауда не набрал ни одного очка. И, как ни странно, именно это подвигло его на продолжение карьеры. Соображения были самыми простыми — надо было как-то расплачиваться с банковским займом.
Он убедил руководство British Racing Motors дать ему шанс на тестах. Там Лауда превзошёл основных пилотов команды, что позволило ему продолжить выступления в Формуле-1. Всего 5 раз в 14 гонках Ники смог финишировать и набрал лишь 2 очка. Тем не менее, его талант опытного настройщика и техника разглядели в Ferrari, куда австриец получил приглашение.
Переход в Ferrari разом перевёл Ники в разряд топ-пилотов. Он 9 раз выигрывал квалификацию и дважды побеждал в гонках. Первая победа была одержана в Испании. Лауда победил, как и предстало будущему чемпиону — хет-триком. Как будто за его плечами было уже множество трофеев.
Безусловно, его стиль пилотирования стоил большего, нежели четвертое место в чемпионате мира. Но досадные отказы техники и более редкие собственные ошибки, не позволили ему войти в призовую тройку сезона.
Тем не менее, впечатление Лауда произвёл не меньшее чем его партнёр Клей Регаццони, который стал вице-чемпионом мира. Швейцарец тоже отличался красочной манерой езды, но в тот сезон именно более стабильные выступления позволили Клею опередить австрийца.
Начало следующего чемпионата не предвещало громких успехов. Ferrari начали сезон на старой модели, и хотя Лауда и Регаццони набирали очки в первых гонках, они были далеки от подиума. Дебют новой и успешной Ferrari 312Т тоже не поразил чьё-либо воображение — Ники набрал скромные два очка. Правда, уже в следующей гонке пилоты «Скудерии» стояли на первом ряду стартового поля, однако оба алых болида до финиша не добрались. В четырёх первых гонках сезона победили четыре пилота, а лидировал действующий чемпион мира Эмерсон Фиттипальди.
Начиная с гонки в Монте-Карло, ситуация резко изменилась. Лауда побеждает три раза подряд, делая самую серьезную заявку на титул. Он мог победить и четырежды, но в Зандвоорте столкнулся с проблемой в лице Джеймса Ханта. Пилот Hesketh смог опередить обе Ferrari и одержал первую победу в карьере. Эта победа также стала первой и для его команды. Но если для Ханта тот успех был единичным, то австриец продолжал коллекционировать трофеи. С пятью победами в сезоне он впервые выиграл титул чемпиона мира.
1976 год стал для Формулы-1 одним из самых скандальных. Весь сезон главные соперники — Ferrari и McLaren писали друг на друга жалобы. Джеймс Хант был лишён победы, но после апелляции McLaren ему её вернули. Начало сезона было очень успешным для Лауды — в пяти Гран-При 3 победы и два вторых места. В дальнейшем Хант на McLaren М23 и постоянные скандалы несколько нивелировали преимущество австрийца. Но перед Гран-При Германии на Нюрбургринге Ники имел всё же солидный перевес по очкам над Джеймсом.
Еще за несколько лет до того трагического случая Лауда высказывался за исключение огромного (23-километрового) кольца из календаря чемпионата — немецкая трасса при всей её легендарности уже не могла отвечать требованиям безопасности. Увы, гонки на старом Нюрбургринге перестали проводиться только после 1976 года.
Та гонка вообще была одной из самых сумбурных в истории. Но запомнилась она не результатом (победил Хант), а аварией Лауды. Ferrari под номером 1 вылетела с траектории, ударилась об отбойник и загорелась. Пилот мог погибнуть, если бы не помощь коллег — Гая Эдвардса, Харальда Эртля и Артуро Мерцарио. Причём с последним у Лауды всегда были далеко не самые теплые отношения.
Первые дни после аварии речь шла даже не о возвращении пилота в гонки, а о его жизни — ожоги были очень серьёзными. С тех пор перед публикой Лауда показывался в своей неизменной кепке, прикрывающей ожог головы.
Тем значимее подвиг Ники, пропустившего всего два этапа. В оставшихся гонках чемпионата мира 1976 года Лауда уже не демонстрировал то яркое пилотирование, что в предыдущие годы. Это создало ему много проблем в команде. Австрийца обвинили в трусости и нежелании сражаться за титул. Новый спортивный менеджер Аудетто (сменивший Луку ди Монтеземоло) с самого начала сезона не ладил со своим пилотом. Конфликт дорос до уровня Энцо Феррари, который никогда не был склонен переоценивать пилотов своей команды. Если к этому прибавить еще и сложные взаимоотношения с партнером по команде — Регаццони, то становится ясно, в каком некомфортном положении оказался Лауда.
На заключительном этапе в Японии лил сильный дождь. Лауда, едва не погибший в огне не стал рисковать на трассе буквально залитой водой и в начале гонки заехал в боксы, предоставив Ханту в одиночку решать судьбу чемпионата. Джеймс финишировал третьим и стал чемпионом мира. После этого на Лауду посыпалось много упреков, но Ники и не скрывал своего вполне обоснованного страха, что, безусловно, делает ему честь.
Поступок Лауды поняли и оправдали все, кроме руководства Ferrari. Гонщик не покинул команду, лишь потому, что имел контракт на сезон 1977 года. Мнение о том, что «Лауда уже не тот» сам австриец развеял, выиграв второе звание лучшего гонщика на планете. Но, нет сомнений, его стиль вождения автомобиля после аварии изменился. Теперь Лауда не являлся чемпионом квалификации и побеждал не за счёт количества побед, а за счёт набранных очков. Но даже такие перемены не стали утешающими для соперников — Лауда стал двукратным чемпионом мира и покинул Ferrari, где не мог оставаться в виду напряженных отношений буквально со всеми.
Австриец перешёл в команду Parmalat, где провёл неполные два сезона. Болид Гордона Марри не был конкурентом Lotus, но благодаря хитроумной конструкции в задней части Brabham BT46 Лауда одержал лёгкую победу в Швеции. В Италии австрийцу также удалось одержать победу и в результате Ники занял 4-е место в чемпионате мира 1978 года.
В следующем сезоне Лауда и его молодой напарник Нельсон Пике — вынуждены были бороться с техническим несовершенством машины. Это не добавляло энтузиазма двукратному чемпиону мира, который в то время организовал свою компанию по авиаперевозкам и хотел больше внимания уделять бизнесу. После тренировок в Канаде Лауда принял спонтанное решение уйти из Формулы-1, о чём и заявил своему шефу Берни Экклстоуну и болельщикам. Уход Ники был неожиданным для всех и для него самого, в какой-то мере, тоже.
Последующие годы Лауда уделил собственной авиакомпании и даже получил права на управление самолётом. Вернулся Лауда в автоспорт вовсе не из-за тяги к пилотированию болида, а из-за денег. Австриец всегда просчитывал свои действия и сочетал скорость с осмотрительностью. Lauda Air столкнулась с финансовыми трудностями, а Рон Деннис, возглавлявший McLaren предложил двухмиллионный (рекордный по тем временам) контракт.
Опасения насчёт скорости Ники испытывали все. И Деннис не был исключением. Огромную сумму договора с пилотом он подстраховал пунктом, по которому Лауда мог быть уволен, если не добьется заметных результатов в четырёх первых гонках сезона.
Возвращение австрийца состоялось в 1982 году, когда сразу несколько пилотов имели шансы на титул. В третьей гонке после возвращения Лауда одерживает победу в Гран-При США-Запад и заставляет умолкнуть скептиков. С двумя победами и 30-ю очками Ники занимает пятое место в итоговом протоколе, уступив партнёру Джону Уотсону.
Следующий год был очень сложен для McLaren. Время безнаддувного Ford-Cosworth окончательно прошло. «Конюшня» не могла конкурировать с турбодвижками, которыми оснащались соперники. В Гран-При Монако Лауда и Уотсон даже не прошли квалификацию. Ещё до последней гонки сезона McLaren заключил соглашение с Porsche. Это был правильный ход со стороны Рона Денниса.
В 1984 году партнёром Лауды стал Ален Прост — еще один вдумчивый и сверхпрофессиональный пилот. McLaren были на две головы выше соперников — чемпионат разыграли между собой напарники по команде. В упорнейшей борьбе Ники Лауда смог выиграть свой третий титул, опередив Проста всего на пол-очка!
Следующий сезон стал последним для австрийца. Провёл он его, надо признать, не на высоте. В то время как Прост шёл к своему первому титулу, Лауда сходил в гонках. Однако в Гран-При Нидерландов Ники смог хлопнуть дверью. Стартовав с десятого места он финишировал первым. Эта победа стала последней в долгой карьере Лауды. По завершении сезона он окончательно повесил шлем на гвоздь.
Карьера Ники Лауды во многом противоречива. Он был быстр и, в то же время, внимательно относился к малейшим нюансам настроек. Его обожали фанаты, но он ругался со своими работодателями. Одно остаётся бесспорным, Лауда заслужил свои три титула в прямом смысле слова, кровью.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Еще больше информации Вы найдете на сайте F1PADDOCK.RU