Может ли произойти горе от ума? Или только от его недостатка?..
... Около двух лет назад я написал статью о том, почему умные женщины часто одинокие. Один из подзаголовков статьи назывался: "Парадокс - дитя глупости".
Действительно, ерунда какая-то получается. Кажется, что чем умнее человек, тем он обязан быть счастливее? А что на самом деле происходит?..
* * *
Не все так очевидно. Давайте посмотрим еще раз на двух примерах "из другой оперы". Решение, к какой группе присоединиться, вы примете сами (почти спойлер).
* * *
Известно, что мозг находится в теле.
Более-менее известно, что тело управляется мозгом. (Но кем или чем управляется сам мозг? Умом? ...)
Также не секрет, что деятельность мозга крайне энергозатратна. Количество энергии, сколько бы её у человека ни было, ограничено, поэтому естественно, что мозг и тело будут стремиться всячески экономить энергию, не разбрасывать её направо и налево.
А экономить лучше там, где можно сэкономить много.
Вот простое если не доказательство, то показательство, иллюстрация того факта, что мы стремимся минимизировать мышление. Тут фокус в том, чтобы минимизируя, не перейти некую черту.
И мы подходим к парадоксу, обещанному в названии статьи.
* * *
Как мозг нами управляет? Проще не придумаешь - словами!
Интерпретируя чувства, то есть создавая эмоции.
- "Это мне не нравится, меня от этого воротит, поэтому я это делать не буду!"
Человек испытывает чувства, которые сами по себе нейтральны. Но тут подключается мозг и объясняет, что эти чувства значат. (А чувства ничего не значат, это просто сигналы).
А объясняет мозг, исходя из глубинной парадигмы (пардон за французский):
- "Чем меньше будешь думать, тем больше сохранишь энергии, тем лучше будет твоя жизнь."
Но "потом" возникает проблема.
Не напрягаясь сейчас, не получишь результата потом.
Будешь жалеть, кусать локти и рвать волосы на том месте, о котором вы сейчас подумали, хотя я имел в виду совсем другое.
И будешь тихо завидовать, а потом громко ненавидеть тех, кто не послушал свой мозг (теперь полная абракадабра, очевидно, что лучше сказать "ум") и совершил-таки действия, требующие дополнительной умственной активности, истратил "лишнюю" энергию, чтобы впоследствии не раскаиваться, не жалеть ...
Но я обещал на примерах.
Примеры
Совсем простые, картинки с выставки жизни.
... Помню, в каком-то классе, не очень высоком (например, в шестом) отец сказал мне: "Хочешь быть реможником? Тогда не учись".
"Реможником" тогда называли старьевщика, который иногда заезжал во двор на телеге с будкой и собирал старые тряпки и макулатуру (особенно ценились именно тряпки).
Я прикинул, сравнил и решил не экономить умственную энергию. Каждое утро я видел, как идут на работу люди.
- Некоторые шли на час раньше и в "спецовках".
- Другие шли на час позже и в чистых костюмах, некоторые даже в галстуках.
Чуть позже, оказавшись на практике в заводском цехе, я увидел, чем занята в течение дня первая группа, и понял, почему эти люди больше устают, раньше стареют, чаще "закладывают за воротник", хотя часто ходят в одежде без оного.
Увидел и окончательно понял, что значит плакат: "Два мира, два образа жизни". На плакате имелись в виду капитализм и социализм. Но я увидел это в более широком контексте.
Я увидел парадокс,.
Люди, считавшие себя умными, не желающие тратить умственную энергию ради эфемерного будущего, вынуждены были все-таки страдать. Потом. Но уже не умственно, а физически. То есть сильнее.
Другие же, не принимавшие в расчет ограниченность энергии, были не столь умны, чтобы её экономить, поэтому и страдали, напрягая недалекие умишки - сначала в школе (да еще все 10 классов, а не 8), потом в институте, а совсем некоторые еще и в аспирантуре.
Позже оказалось что, не очень умные теоретически оказались умными практически. БОльшую часть жизни они не перенапрягали свои тела сверх разумной меры. Разве что, в спортивном зале или в дальних походах с рюкзаками.
Получилось почти как в золотом правиле механики:
- напрягаешь ум - получаешь возможность расслаблять тело;
- расслабляешь ум - твоё тело напрягают жизненные обстоятельства.
Но со временем "умно - экономные" все-таки поумнели по-настоящему и стали кое о чем догадываться. И начинали злиться. Сначала на себя, потом на тех, кто понял простые вещи раньше.
* * *
Есть такое наблюдение, подмеченное еще классиками марксизма-ленинизма.
- "Рабочий класс" не очень-то дружелюбно, если сказать мягко, относился к "интеллигенции", обзывал ее "прослойкой".
- "Интеллигенция", в целом, всегда нормально относилась к "рабочему классу".
Эта асимметрия отношений была основой, "антагонистическим противоречием" всех революций.
(Догадаетесь, почему я заковычил "интеллигенцию" и "рабочий класс"?)
* * *
Этот парадокс глубже, чем кажется.
- - "Что, мол, ворошить прошлое, его все равно не вернешь!"
Это правда. Но, занимаясь психологией, - сначала ради себя, любимого, а позже помогая другим людям, я увидел, более широкое проявление этого парадокса.
Есть люди, которые по разным причинам решают-таки тратить "лишнюю энергию" и развиваться, как личности.
А есть "умно- экономные".
Разница между внутренними мирами этих людей со временем превращается сначала в трещину, потом в овраг, а позже в непреодолимый «Гранд-Каньон».
Чувствуют себя эти люди ... Ну очень по-разному.
Одни, двигаясь по жизни, понимают все больше и становятся счастливее, спокойнее, мудрее.
А другие ... Ну, вы поняли.
---------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
----------------------------------------------------------------------