Разглядывая фото императрицы Александры Федоровны я заметила, что она часто надевала одну пару серёжек.
Известно, что она очень любила жемчуг, и такой её выбор неудивителен, но меня заинтересовал тот факт, что подобные серьги носила и королева Великобритании Елизавета II.
Хотя, ответ будет простой - королева Великобритании Елизавета II и принцесса Виктория Алиса Елена Луи́за Беатриса Гессен-Дармштадтская, которая в будущем станет императрицей России - родственницы королевы Виктории!
Алиса внучка, а Елизавета - прапраправнучка.
На всех фотографиях, если вы внимательно их рассмотрите, императрица Александра Федоровна будет в этих серьгах.
Традицию, семейную традицию, дарить дочерям, внучкам каждый год по одной жемчужине ввела королева Виктория.
Те, кто считал императрицу Александру Федоровну скупой, вспоминая о том, что она покупала своим дочерям по одной жемчужине в год, должны понимать, что она всего лишь продолжала семейное правило!
Это правило продолжал и Георг VI, отец королевы Елизаветы II, внук королевы Виктории.
Он в своё время подарил дочери платиновую цепочку к которой добавлял ежегодно по две жемчужины.
А перед этим дед Георг V подарил Елизавете жемчужное ожерелье из трех нитей, а её младшей сестре Маргарите из двух.
Это были не просто ожерелья! То, что было подарено Елизавете носила 300 лет назад королева Анна, а то, что Маргарите – королева Каролина.
Но, вернусь к серьгам...
Те серьги, что мы видим на королеве Елизавете II это подарок бабушки – королевы Мэри на день рождения Елизаветы, ей тогда исполнился 21 год. И они, как и у Александры Федоровны, были самыми любимыми у королевы.
В этих серьгах императрица Александра Федоровна была в свой последний день.
Это следует из записей следствия, которое проводилось в 1918 году.
Пьер Жильяр – преподаватель цесаревича и великих княжон опознал бриллиант, принадлежавший одной из великих княжон, а найденную серьгу - императрице.
В отношении серьги, найденной около шахты, кроме того, было установлено путем сличения, что эта серьга имеет несомненное сходство с серьгами, в которых изображена бывшая Государыня на находящемся в распоряжении следственной власти фотографическом портрете.
Другая серьга не была найдена в указанной местности, но были обнаружены осколки жемчужины, в отношении которых эксперт высказал предположение на основании качеств жемчужных осколков, что они составляют жемчужину, парную к найденной серьге.
А это, выдержки из сообщения министра юстиции Старынкевича:
17 июля крестьяне деревни Коптяки, Верхне-Исетской волости Андрей Шеметьевский, Михаил Алфёров и др., заметили в 18 верстах от Екатеринбурга красноармейские части.
После ухода этих частей, те же крестьяне, возвращаясь домой по той дороге, по которой следовали красноармейцы, заметили ямку, вырытую для костра.
Разобрав в ней пепел, они нашли изумрудный крест, 4 корсетных уса, серьги, пряжку для подтяжек, туфли, пуговицы и пр. вещи.
Сравнение найденных серёг с серьгами на фотографиях Александры Фёдоровны не вызывает никаких сомнений, кому он принадлежали. Другая серьга найдена не была.
Была среди найденных предметов и брошь императрицы:
Предмет №52.
"Часть разрушенного украшения с бриллиантами. Украшение имеет настоящие бриллианты, высоких свойств, оправленные в чистое серебро...
Со следами разрушения, а также ударов по ней твердым предметом".
Её узнала бывшая фрейлина императрицы Тутельберг:
Я вижу часть украшения с бриллиантами… Это она – брошь Государыни.
И, если серьги были подарком бабушки, то брошь тем самым первым подарком цесаревича Николая, когда он познакомился с Аликс.
Они впервые встретились в 1884 году, позже Аликс с отцом приехала в Петербург к сестре Элле, которая на тот момент была уже замужем за великим князем Сергеем Александровичем, дядей будущего императора Николая II.
Тогда-то Николай и подарил эту брошь Аликс.
Он не знал, как выразить своё восхищение, и просто попросил у матери императрицы Марии Федоровны маленькую брошь с бриллиантами и незаметно для окружающих вложил её в руки двенадцатилетней Аликс.
От растерянности девочка не могла ничего сказать, но на следующий день подошла к Николаю и отдала подарок.
Николай вернул любимой эту брошь сразу после свадьбы, всю жизнь императрица будет её носить, всю жизнь до последней минуты.
В 1915 году, уже будучи взрослой 42-летней женщиной, она писала мужу:
В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как живо я все вспоминаю!
Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы…
Как время летит – уже 21 год прошел! Знаешь, я сохранила то «платье принцессы», в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку.
Закончить этот рассказ я хочу выдержкой из письма императрицы подруге – фрейлине Анне Вырубовой:
Милая, родная моя… Да, прошлое кончено. Благодарю Бога за все, что было, что получила – и буду жить воспоминаниями, которые никто у меня не отнимет…
Какая я стала старая, но чувствую себя матерью страны, и страдаю как за своего ребенка и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь…
Ты же знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже…
Несмотря на черную неблагодарность Государю, которая разрывает мое сердце…Господи, смилуйся и спаси Россию.