21,1K подписчиков

Три ханства ойратов: Калмыцкое, Джунгарское и Хошусткое

1,4K прочитали

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств. В этой статье рассмотрим как появилось калмыцкое ханство, а также более подробно период восхождения ойратов на историческую сцену Евразии и принятие русского подданства калмыками.

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.

Историю ойратов делят на три периода:

  1. С 1208 г. когда они капитулировали перед Чингис-ханом и вошли в состав созданной им монгольской империи «Йэкэ Монгол улус» вплоть до 1388 г., когда рухнула власть династии хубилаидов в Монголии.
  2. Второй период ойратской истории начался после 1388 г., когда в последние десятилетия XIV в. образовался Ойратский союз, или Союз дурбэн-ойратов (букв. «Четырех ойратов»). Этот период продолжался два с лишним столетия и завершился к концу XVI в.
  3. Третий период, золотой век ойратов, начался на рубеже XVI – XVII в. , привел к созданию Калмыцкого, Джунгарского и Хошутского ханств и завершился гибелью Хошутского (1637 – 1724 г.) и Джунгарского ханств (1635 – 1758) под наттиском цинского Китая.

Первый период был рассмотрен подробно в статье про ойратов, теперь рассмотрим более подробно второй и третий периоды, но для начала вспомним основные события, предшествовавовшего периода.

Предки ойратов в древности являлись «лесными народами» Южной Сибири. После возникновения империи Чингисхана вошли в состав империи в 1208 г., занимая привилегированное положение, породнившись с ближайшими родственниками Чингисхана. Монголы также называли ойратов «дöрбöн хари улус»: «четыре чуждых, неродственных народа». В дальнейшем цифра 4 появилась в названии ойратского рода «чорос» (четыре).

Ойратское ханство в 1415 году
Ойратское ханство в 1415 году

В 1388 г., когда рухнула власть династии хубилаидов в Монголии, ойраты отделились от монголов и создали Ойратское ханство, в состав которого входили также найманы, кереиты и баргуты.

Тогон-тайши ((1417 — 1439)
Тогон-тайши ((1417 — 1439)

Возвышение ойратов продолжилось при Тогон-тайши (настоящее имя — Багума) — главный ойратский тайши (1417 — 1439). В 1430-х годах Тогон смог утвердить свою власть над всеми ойратскими кочевыми объединениями и одержать победу над своим главным соперником — ставленником крупных монгольских феодалов восточно-монгольским тайши Аргутаем, активно поддерживавшимся Китаем. Считается, что отличительный признак калмыков, улан зала («красная кисть») появилась во время правления Тогон-тайши в 1437 г. и призвана была служить наглядным выражением их отличия от остальных монголов.

Эсэн-тайши (1407 — 1454)
Эсэн-тайши (1407 — 1454)

Сын Тогона, Эсэн-тайши (1407 – 1455), объединивший монголов и ойратов, привел их к вершине могущества. Эсэн вынашивал планы возрождения династии Юань под ойратским патронажем и даже сумел захватить в плен китайского императора династии Мин. Однако, этим планам не суждено было сбыться и вскоре началось длительное противостояние монголов и ойратов.

На рубеже XVI – XVII вв. ойратское общество представляло собой политический союз, куда входили пять крупных этнополитических объединений: хошутов, торгутов, дербетов, джунгаров и хойтов. Историк Хидехиро Окада, основываясь на данных калмыцких историко-генеалогических сочинений, восточномонгольских летописей, исторических источников на китайском, тибетском и персидском языках, предложил классификацию ойратов из 8 крупных племен XVI – XVII вв. Установленные им 8 племен, он распределил на следующие 5 групп в соответствии с легендами о предках ойратских правителей и их родословными следующим образом:

  1. древнеойратская группа — хойты и баатуты (баатуды);
  2. баргутская группа — баргу-бурааты;
  3. найманская группа — дербэты и джунгары; Хара-Хула и его брат Далай-Батыр способствуют созданию Джунгарское ханство в Южной Сибири.
  4. кереитская группа — торгуты, Хо-Урлюк, потомок кереитского Ван-хана, создаст Калмыцкое ханство в Привольжье.
  5. восточно-монгольская группа – хошуты; Из хошутов вышли легенды калмыцкого эпоса — «Пять барсов». Из них наиболее известны Байбагас-батур и Торубайху Гуши-хан, основатетель Хошутского ханства в Тибете.

В первые три десятилетия XVII в. по мере усиления позиций хошутских, торгутских, джунгарских и дербетских князей в политической жизни
ойратского общества племенные объединения хойтов, баатутов и баргу-
бураатов оказались оттеснены на второй план, а некоторые из них перестали существовать как единое целое.

Предположение о происхождении джунгаров и дербетов от древнемонгольского племени найманов, впервые высказанное X. Окадой, вполне согласуется с историческими фактами. Тщательно изучив легенды и этническую историю найманов, японский ученый пришел к заключению о том, что «чоросские племена – джунгары и дэрбэты», населявшие древнюю родину найманов в Западной Монголии в районе Алтайских гор, являются остатками населения некогда разгромленного Чингис-ханом Найманского ханства.

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-5

В ойратских источниках почти не сохранились сведения о том, когда именно и при каких обстоятельствах был возрожден Ойратский союз. Историк Надмидийн Сухбаатар относит его возникновение к 1502 г.

Принятие русского подданства калмыками

Главным действующими лицами этого периода является Хо-Урлюк, основатель калмыцкого ханства и Далай-Батыр, ведший переговоры с московским царем.

Хо-Урлюк, (ум. 1644), основатель калмыцкого ханства.
Хо-Урлюк, (ум. 1644), основатель калмыцкого ханства.

Хо-Урлюк (ум. 4 января 1644) — первый главный тайши калмыков, из торгутского рода Кереит, потомок Ван-хана (воевал с Чингизханом, а затем породнился с ним), сын Зульзуган-Урлюка и внук Буйго-Урлюка, основатель калмыцкого государства в Нижнем Поволжье. В 1613 году Хо-Урлюк привёл своих торгутов к берегам верхнего Яика. В 1618 году отправил разведчиков, чтобы осмотреть берега Каспийского моря и Нижней Волги. В 1633 году Хо-Урлюк подчинил себе Ногайскую Орду, переселил туда торгутов во главе со своим старшим сыном Шукур Дайчином, а сам перекочевал на Эмбу. В 1635 году калмыки, вытеснив ногаев, распространились по левому берегу Волги от Астрахани до Самары. В 1644 году Хо-Урлюк погиб во время кавказского похода калмыков. Преемником стал его старший сын Шукур-Дайчин.

Далай-Батыр-тайши (ум. 1637)
Далай-Батыр-тайши (ум. 1637)

Далай-Батыр-тайши (ум. 1637) — главный дербетский тайши, крупный ойратский правитель, брат основателя джунгарского ханства Хара-Хулы. Вначале вел переговоры о подданстве ойратов русскому царю, уговорив присоединиться Хо-Урлюка, но впоследствии с ним разошелся и стал его врагом.

Карта народов в 16 веке
Карта народов в 16 веке

Первые сведения о появлении калмыков в приволжье относятся к 1556 г., когда Ногайский бий Шейх-Мамай, основатель Алтыульской орды, сообщал Московскому царю Ивану IV «Грозному» о нападении калмыков. В 1560 г. калмыки совершили военный поход в окрестности столицы Ногайской Орды города Сарайчика (Малый Сарай). С этого времени началось движение части калмыков на запад.

Вытесненные из Монголии улусы дербетских и торгутских князей первое время кочевали совместно. Стоявшие во главе их правители, образовав северо-западную группировку ойратов, пытались действовать сообща. Однако уже в 1604 г., торгутский тайша Хо-Орлэк (известный в русских документах как Хо-Урлюк) и его сын Кирсан (в русских документах Курсуган) отделились от общей массы ойратов и стали кочевать самостоятельно вместе со своим улусом в верховьях Иртыша.

Когда их кочевья оказались в непосредственном соседстве с русскими
владениями в Сибири, Хо-Урлюк, в будущем основатель калмыцкого ханства, первым попытался вступить в официальные сношения с русскими властями в 1606 г. Ему предлагалось принять подданство русского царя, а в случае несогласия от него требовали, чтобы он откочевал прочь от русских владений и соляных озер и ясачному татарскому населению «тесноты не чинил». Это первое калмыцкое посольство окончилось неудачей, поскольку Хо-Урлюк отказался быть «под царскою высокою рукою».

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-9

Однако, в результате ряда поражений от казахов и русских, в 1607 – 1608 гг. часть ойратов снова вступила в переговоры с тарским воеводой. Московское правительство, испытывавшее трудности, вызванные смутным временем и польской интервенцией вынуждено было примириться с фактом заселения ойратами малонаселенных степных пространств на южных рубежах Сибири при условии принятия ойратами русского подданства, на что последние согласились. 14 февраля 1608 г. ойратские послы были приняты царем Василием Ивановичем Шуйским (1606 – 1610). Вскоре примеру тайшей из группировки Далая последовал и торгутский тайша Хо-Урлюк, приславший в июне 1608 г. в Тару своих представителей.

Дальнейший ход событий в русско-ойратских отношениях не оправдал ожиданий царского правительства. Хотя послы на словах подтвердили царские условия, ойратские тайши на спешили закреплять договор на бумаге вплоть до 1655 г. и по прежнему считали себя независимыми. Более того, узнав о шаткости дел в Москве они ответили русским послам, что, их посольство не так поняли и они вовсе не хотят платить дань Москве, а просто предлагают свободную торговлю в обмен на право кочевать.

Однако, с окончанием смуты в русском государстве и консолидацией внутри ойратских племен переговоры возобновились и уже 14 апреля 1618 г. состоялась встреча ойратских послов с царем Михаилом Федоровичем Романовым (1613–1645), на которой им была вручена царская грамота на имя Далай-Батыра, в которой подтверждалось согласие царя принять ойратских тайшей в русское подданство. Тем самым было положено начало вхождению в состав Русского государства этой части ойратов, получивших с того времени новое этническое наименование «калмыки».

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-10

Конфликт ойратов и монголов за первенство

Главными персонажами данного периода являются Хара-Хула, Байбагас-Батур и Алтын-Хан.

Хара-Хула (ум. 1634)
Хара-Хула (ум. 1634)

Хара-Хула — потомок в шестом колене Эсэн-тайши (1407 — 1454), представитель рода Чорос. Последний главный тайши Ойратского союза. Имел десять сыновей. Его старший сын Эрдэни-Батур основал Джунгарское ханство. В начале XVII века, составив дуумвират с хошутским нойоном Байбагас-Батуром, проведя всеойратский съезд. В 1620 году впервые отправил в Москву послов для взаимовыгодных переговоров о мире и торговле.

Байбагас-тайши (ок. 1550 — ок. 1640)
Байбагас-тайши (ок. 1550 — ок. 1640)

Байбагас-тайши (Байбагас-Батур; ок. 1550 — ок. 1640) — ойратский правитель, хан хошутов. Старший из пяти сыновей хошутского тайши Хан-Нойон Хонгора и Ахай-хатун. Байбагас-тайши способствовал распространению ламаизма среди ойратов. Его применый сын, Зая-Пандита, создал калмыцкую письменность.

Поскольку хошутские князья были потомками младшего брата Чингис-хана Хабуту-Хасара, то ойратские князья, считая, что он будет пользоваться влиянием у монголов, около 1620 г. выбрали председателем дурбэн-ойратского чуулгана хошутского предводителя Бубэй-мирзу. После смерти Бубэя-мирзы ему наследовал его малолетний сын Хан-нойон Хонггор. Он погиб в 1577 г.
или в 1578 г. в местности Кубкэр-гэрийн в сражении с войсками халхаского
правителя Абатая.

У этого хошутского правителя родилось от его старшей жены Ахай-
хатун пятеро сыновей, в дальнейшем прославившихся в ойратской истории
и прозванных «
Пятью барсами» («Табун барс»). Из них наиболее известны Байбагас-батур и Торубайху Гуши-хан, основатетель Хошутского ханства.

Представители правящей династии хошутов (Бубэй-мирза, Ханай-нойон Хонггор, Байбагас-баатур и Очирту Цэцэн-хан) более века стояли во главе Ойратского союза.

Алтан-хан, Шолой-Убаши-хунтайджи (1507-1582)
Алтан-хан, Шолой-Убаши-хунтайджи (1507-1582)

Алтан-хан был внуком Даян-хана (1464-1543), последнего великого хана Монголии, потомка Хубилай-хана (1215-1294), которому удалось объединить племенной союз между халхамонголами на севере и цахарами на юге, став основателем Хотогойтского ханства. Его имя на монгольском языке означает "Золотой хан". В 1578 г. в Кукуноре состоялся съезд южномонгольских князей и духовенства во главе с Алтан-ханом, на котором было официально оформлено вхождение монголов в буддизм школы Гелуг, а Алтан-хан стал защитником 3-го далай ламы, Сонама Гьяцо (1543 – 1588). Пракнук Алтан-хана, Ендон Гьяцо (1589 — 1617), стал 4-м далай-ламой, единственным далай-ламой монгольского происхождения. Алтан хан, как и ойраты претендовали на господство в регионе, поэтому война была неизбежна.

В преддверии большой монголо-ойратской войны Алтын-хан стремился
заручиться поддержкой как русских властей, так и духовенства Тибета. Всю тяжесть этой затянувшейся войны принял на себя джунгарский Хара-Хула, которого Алтын-хан считал своим главным врагом. В ответном письме Михаил Федорович обещал Алтын хану поддержку, однако отправил послов также и к Хара Хуле, чтобы склонить его принять русское подданство.

10 января 1620 г. состоялось первое посольство джунгарского тайши Хара-Хулы, в будущем основателя Джунгарского ханства, побывавшее в русской столице. Посольство прибыло одновременно с послами Алтын-хана и енисейских киргизов.

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-14

Сохранилась запись царского приема ойратских послов от имени Хара-Хулы в которой они просили защиты от Алтын-хана:

…быти нам под твоею царского величества высокою рукою в прямом холопстве навеки неотступным. И вам бы, великому государю, нас пожаловать, держати под своею царскою высокою рукою в своем царском милостивом жалованье и в повеленье и от недрузей наших во обороне и в защищенье

25 мая 1620 г. послы получили царскую жалованную грамоту, в которой подтверждалось стремление царского правительства оказать ойратскому правителю помощь в обороне от нападения со стороны его врагов. Однако ранее, 24 апреля 1620 г. царская грамота аналогичного содержания была вручена также и посланцам Алтын-хана.

По возвращении обоих посольств их Москвы, война возобновилась. Нападение войск Алтын-хана на ойратские владения произошло не ранее весны 1620 г. Внешняя угроза побудила тайшей северо-западной группировки откочевать поближе к сибирским городам Таре, Тобольску и Тюмени и еще дальше на запад, в окрестности Уфы.

В 1623 г. в сражении с ойратами погиб Шолой-Убаши-хунтайджи, первый из династии Алтын-ханов. Эти события, описанные в «Повести о том, как дурбэн-ойраты нанесли поражение монголам», стали кульминационным моментом военного противостояния ойратов восточным монголам и привели к появлению независимого джунгарского государства. В объединенном ойратском войске наиболее многочисленной была дружина хошутского правителя Байбагас-Баатура, бывшего в то время председателем Ойратского чуулгана.

Образование Калмыцкого ханства

В этот период на сцену выходит Чокур-тайши (ум. 1630) — хошутский тайши, крупный ойратский правитель, брат и соперник Байбагаса-тайши.

Чокур-тайши (ум. 1630)
Чокур-тайши (ум. 1630)

В 1625 году после смерти своего родного брата Чин-тайши, не оставившего после себя наследника, Чокур-тайши вступает в борьбу с Байбагасом. После сражения в 1625 году Чокур-тайши с 10 тыс. подданных перекочевал за Каракумы в Туркестан, а его сын Доржи со своим улусом расположился на реке Эмбе. Однако, отряды Далай-батыра и Гуши-хана продолжали преследовать Чокура и на р. Яик в 1630 г. смогли нанести ему сокрушительное поражение.

Чокур был первым, кто стал теснить ногайцев на Волге, но после его разгрома на место его кочевья пришел Хо-Урлюк.

После 1630 г. основная масса ногайцев была вытеснена из восточной части степей Северного Прикаспия волжскими калмыками. В промежутке между 1630 и 1632 гг. ногайские кочевья подверглись опустошительным нападениям калмыков. Таким образом, плацдармом для продвижения калмыков на запад к берегам Волги, могло служить междуречье Эмбы и Яика, где они, по показаниям восточных источников прочно обосновались в 1630 – 1632 гг., вытеснив оттуда ногайцев. Сначала в этом районе обосновались кочевавшие отдельно от своего отца сыновья Хо-Урлюка Шукур-Дайчин и Лоузан.

В 1633 году Хо-Урлюк подчинил себе Ногайскую Орду, переселил туда торгутов во главе со своим старшим сыном Шукур Дайчином, а сам перекочевал на Эмбу. В 1635 году торгуты, вытеснив ногаев, распространились по левому берегу Волги от Астрахани до Самары.

Калмыцкие земли
Калмыцкие земли

В то же время, между Хо-Урлюком и восточными ойратами наметилась вражда. Далай-Батыр хотел вернуть откочевавших калмыков. Весной 1635 г. улус Хо-Урлюка подвергся нападению так называемых «чекарских калмыков», куда входили бывшие люди хошутского Чокура-тайши, сделавшиеся после его гибели подданными Далай-Батыра.

В 1644 году после смерти Хо-Урлюка в кавказском военном походе, его старший сын, Шукур-Дайчин стал главным тайшой Калмыцкой орды. В 1649 году посольство Дайчина через астраханских воевод заключило шерть с Русским царством. В 1650-е годы после победы над своими братьями Йельденом и Лоузаном, которые выступали против вхождения в состав России, Дайчин фактически стал правителем всего калмыцкого народа.

Мончак Пунцук (ум. 1669) — третий главный тайши калмыков (1661 — 1669),
Мончак Пунцук (ум. 1669) — третий главный тайши калмыков (1661 — 1669),

Мончак Пунцук (ум. 1669) — третий главный тайши калмыков (1661 — 1669), сын и преемник тайши Дайчина. Мончак взял в младшие жёны кабардинку — племянницу астраханского воеводы князя Черкасского. Это вызвало протест со стороны его первой жены, дочери джунгарского хунтайджи Эрдэни-Батура, которая вернулась к отцу, захватив с собой дочь и сына. В 1654 году Дайчин на обратном пути из паломничества в Тибет, гостил в Джунгарии, оттуда в Поволжье вернул своего внука Аюку, будущего правителя Калмыцкого ханства.

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-18

В 1655 году Шукур-Дайчин дал присягу на верность русскому царю и обязался охранять южные границы России, за что получил право кочёвок на западном («крымском») берегу Волги.

В 1657 году тайши Мончак со своим племянником Манжиком принёс присягу на верность русскому царю и в том же году совершил удачный поход на Азов. В 1661 году русское правительство разрешило калмыкам кочевать в степях Придонья, откуда они стали совершать походы против крымских татар. В 1661 году престарелый главный тайши Дайчин отказался от власти в пользу своего старшего сына Мончака.

Аюка,четвертый калмыцкий тацши, первый хан (1690 — 1724)
Аюка,четвертый калмыцкий тацши, первый хан (1690 — 1724)

Аюка (1642 — 1724) — четвёртый калмыцкий тайши (1669 или 1672 — 1690). Первый калмыцкий хан (1690 — 1724), старший сын и преемник Мончака, внук Эрдэни-Батура. Под его властью Калмыцкое ханство достигло пика с точки зрения экономической, военной и политической мощи. Вступил в договорные отношения с Русским царством и защищал его южные границы от набегов крымских татар, турок, ногайцев и казахов.

В 1673 году Аюка принес оформленную по всем правилам тогдашних правовых документов шерть царю Алексею Михайловичу, закрепив тем самым свой статус правителя ханства. В 1677 году тайши присягнул Фёдору Алексеевичу, а в 1684 году Петру Первому.

После многочисленных военных походов в придворном штате Аюки появились султаны кубанские, хивинские и казахские; даже Абулхайр, ставший впоследствии ханом в Младшем жузе, в честь себе ставил служить при его дворе.

Печать хана Аюки (1698—1724)
Печать хана Аюки (1698—1724)

1660-е годы в низовьях Волги в пределах Калмыцкого ханства, уже образованного торгутами, появились группы других ойратских переселенцев — хошуты, дербеты и зюнгары. В это же десятилетие к приволжским калмыкам-торгутам добровольно присоединяется еще один хошутский улус тайши Кундулен-Убуши с 3 тысячами кибиток.

Образование Джунгарского ханства

В это время на старой родине ойратов, в степях Джунгарии, произошли знаменательные события. К середине 30-х гг. XVII в. в результате успехов джунгарской группировки во главе с Хара-Хулой в войне с Алтын-ханом и снискали ему авторитет среди правителей других ойратских улусов.

Эрдэни-Батур-хунтайджи (1635 – 1653), основатель джунгарского ханства
Эрдэни-Батур-хунтайджи (1635 – 1653), основатель джунгарского ханства

Хара-Хуле пришлось преодолевать сопротивление крупных феодалов, противников образования Джунгарского ханства (1635 – 1758). Хара-Хула умер в 1634 г., но его централизаторская политика была продолжена его старшим сыном Хотогочином, вошедшим в историю Центральной Азии под именем Эрдэни-Батур-хунтайджи (1635 – 1653). При нем в 1635 г. было провозглашено образование Джунгарского ханства. Таким образом, потомок в седьмом колене Эсэн-тайши, как бы возродил идею своего предка о могущественном ойратском государстве.

Спустя два года, в 1637 г. Гуши-хану удалось установить своё господство в Тибете, основав новое ойратское ханство — Хошутское, просуществовавшее до 1717 года.

К середине XVII в. в результате разделения и расселения ойратов их
кочевья простирались от низовьев Волги на западе до Великой Китайской
стены и предгорий Тибета на юго-востоке. Военная и политическая активность ойратов предопределила появление на карте Евразии трех государственных образований:

  1. Джунгарское ханство (1635 – 1758 гг.) в Джунгарии и Западной Монголии;
  2. Хошутское ханство (1637 – 1724 г.) в Тибете со столицей в Кукуноре
  3. Калмыцкое ханство (70 – 80-е гг. XVII в. – 1771 г.) в Нижнем Поволжье.

Наступил золотой век ойратских правителей.

Образование Джунгарского ханства способствовало укреплению Ойратского союза в целом. Происходит массовое возвращение ойратских владетельных князей в степи Джунгарии и Восточного Туркестана, ставшие основной терри- торией ойратского государства.

Примерные границы Джунгарского ханства во время противостояния Китаю
Примерные границы Джунгарского ханства во время противостояния Китаю

Стратегической целью джунгар являлось увеличение территорий для кочевья путём присоединения соседних земель Казахского ханства. Главные события войны казахов с джунгарами входят в казахскую историю как «Годы великого бедствия». В 1643 году состоялось знаменитая Орбулакская битва, в которой казахский хан Жангир с отрядом в 600 воинов при поддержке 20 тысяч человек эмира, приведённых на помощь Ялангтушом Бахадуром из Мавераннахра, выбрав удобную позицию, успешно разгромил 10-15 тысячное джунгарское войско.

Галдан-Бошогту (1644 — 1697[1]) — третий хунтайджи Джунгарского ханства с 1671 по 1677 год, при котором ханство достигло пика могущества.
Галдан-Бошогту (1644 — 1697[1]) — третий хунтайджи Джунгарского ханства с 1671 по 1677 год, при котором ханство достигло пика могущества.

Следующим великим ханом джунгар стал Галдане-Бошогту, внук Эрдэни-Батура и внук Хо-Урлюка по линии дочери Сенге. В 1679 Галдан-Бошогту завоевал весь Восточный Туркестан, и посадил в качестве марионеточного правителя Аппак-ходжу на престол в Кашгаре. На следующий год Галдан подчинил Турфан и Хами. В 1681 год Галдан Бошогту-хана вторгся в Семиречье и Южный Казахстан. Казахский правитель Тауке-хан (правил в 1680—1718 годы) был разбит, а его сын попал в плен. В 1683 году джунгарская армия под командованием Цэван-Рабдана дошла до Сайрама, Ташкента и Сырдарьи, разбив два казахских войска. Затем джунгары победили киргизов и полностью прекратили правление Чагатаидов, установив Мирзу Алим Шах бека в качестве правителя в Яркенде.

После смерти джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна, в результате внутренних междоусобиц, вызванных распрями правящей элиты Джунгарии за ханский престол, один из представителей которой был нойон Амурсана, призвал на помощь войска империи Цин и Джунгарское ханство пало.

Один сборный улус — около десяти тысяч зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шеаренга (Церена) с тяжёлыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство. Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару и были приняты на военную службу тамошними правителями и впоследствии приняли ислам.

Основание хошутского ханства

Знаменательным событием стало правление хошутского князя Байбагас-батура и его брата Торубайху (1582 – 1654), известного в истории как Гуши-хан.

Гуши хан и Далай лама
Гуши хан и Далай лама

В Тибете шла война между новой школой Гелуг (желтые шапки) и старой Кагью (красные шапки), которую поддерживали местные феодалы.

В начале 1630-х годов правитель Тибета Цанг Деси заключил союз против монголов, поддерживавшим Далай-ламу, с правителем царства Бери в Восточном Тибете (Кхам), приверженцем религии Бон. Правитель Бери напал на несколько гелугпинских монастырей поблизости от его территории.

Далай лама и Панчен лама обратились за помощью к Гуши-хану.

Хара-Хула совместно с Байбагас-Батуром собрали съезд всех четырех ойратский нойонов: дербетского тайши Далай-Батыра, чоросского тайши Чохура, торгутского тайши Хо-Урлюка и хошутского тайши Байбагаса.

Байбагас длительное время поддерживал контакты с представителями Далай-ламы в Халхе и пытался установить связь с самим Далай-ламой. В 1615 году по инициативе Байбагаса, поддержанного наместником Далай-ламы, все ойратские князья приняли решение посвятить в монахи по одному из своих сыновей. Байбагас усыновил сына хошутского нойона Бабахан, который впоследствии стал известен как Зая-Пандита (1599—1662). Младшим братом Байбагаса был Гуши-хан, который взял на себя миссию помощи Далай-ламе.

В военной кампании 1637 года Гуши-хан одержал победу около озера Кукунор и основал новое ойратское ханство — Хошутское, просуществовавшее до 1717 года. В 1642 году Гуши-хан передал верховную власть над всем Тибетом Далай-ламе, положив основу теократического правления в Тибете.

Хошутское ханство и Джунгария
Хошутское ханство и Джунгария

Прямым конкурентом империи Цин стало Джунгарское ханство, и недовольные цинской политикой силы в Тибете стали искать его поддержки. Воспользовавшись внутренними неурядицами в Тибете, джунгарский хан Цэван Рабдан в 1717 году захватил Тибет и Хошутское ханство. В 1720 году цинские войска выбили ойратов из Тибета и поставили там у власти своих сторонников. После подавления восстания 1723 года, в 1725 г. Цинская империя аннексировала территорию бывшего Хошутского ханства, образовав там Сининскую управу.

Степное уложение и ойрато-монгольский съезд 1640 г.

После создания Хошутского и Джунгарского ханств во внутренней жизни ойратов произошли два крупнейших культурно-исторических события – Джунгарский съезд монгольских и ойратских владетельных князей в 1640 г. и создание в 1648 г. выдающимся ойратским просветителем и религиозным деятелем Зая-пандитой (1599 –1662) ойратской национальной письменности «тодо бичиг» («ясное письмо») на основе старомонгольской вертикальной письменности.

Зая-пандита (1599 –1662)
Зая-пандита (1599 –1662)

В первые три десятилетия XVII в. на востоке Монголии усилилась угроза маньчжурской агрессии. Последний номинальный всемонгольский хан
Лигдан (1604 – 1634), вступивший в союз с Минской династией Китая, был
главным противником маньчжуров среди южномонгольских феодалов и до
конца продолжал бороться за независимость Монголии. Он умер в 1634 г. в
Кукуноре, куда отступил с остатками своих войск после поражения в генеральном сражении с войсками маньчжурских завоевателей. Одержав победу над Лигданом, маньчжурский хан Абахай (1626 – 1643) в 1636 г. провозгласил себя императором и принял для своей династии новое
название Цин. После этого часть монголов перешла на сторону маньчжуров, другая часть обратилась за помощью к ойратам.

Съезд собрался в начале сентября 1640 г. в урочище Улан-бураа на Тар-
багатае во владениях влиятельного хошутского правителя Очирту-тайджи
(в будущем известного как Очирту Цэцэн-хан)265. Именно к нему могли
приехать монгольские князья-чингисиды, не умаляя своего достоинства,
так как только хошутские князья среди ойратов считались выходцами из
«Золотого рода» Борджигид. На съезд съехались владетельные князья и
крупные феодалы Халхи, Джунгарии и Кукунора, а также Хо-Урлюк с сыновьями, правившие волжскими калмыками в степях Северного Прикаспия. На этом съезде первенствовали Дзасагту-хан, правитель Джунгарского ханства
Эрдэни Батур-хунтайджи и хошутский Очирту-тайджи.

В предыдущих статьях была рассмотрена история ойратов вплоть до создания Джунгарского и Хошутского ханств.-27

На нем был принят кодекс монголо-ойратских законов «Великое уложение» («Ики цааджин бичик») которыми должны были руководствоваться монгольские народы. Кодекс содержал пакт о ненападении. В случае нападения агрессора на одно из монгольских или ойратских княжеств все монголы и ойраты должны были объединиться и наказать нарушителя мира. Всё его имущество и скот подлежали конфискации. С целью мобилизации всех сил предписывалось применять суровые наказания (смертную казнь, конфискации имущества, штрафы) ко всем членам общества от владетельного князя до простолюдина, уклонявшимся от участия в военных действиях.

Однако, решения съезда не сработали. Территориальные и династические споры у ойратов и монголов привели к срыву принятых на съезде соглашений. Разрыву союзных отношений в немалой степени способствовала и закулисная деятельность манчжуров, старавшихся внести разлад в союз. Таким образом, это была последняя попытка объединить монголов и ойратов в единое мощное государство.

Калмыцкая азбука, созданная Заей Пандитой
Калмыцкая азбука, созданная Заей Пандитой

Однако степное уложение продолжало действовать. Его оригиналы были уничтожены цинцами в Джунгарии, но сохранились копии в Калмыкии.

Также, благодаря экспансии джунгаров, они распространили желтошапочный буддизм в Тыву и Алтай, а сельских жителей Тывы стали называли аратами, а алтайцев — ойротами.

Читайте также: