Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Тучи над Францией и мечты коннетабля Бурбона о своем королевстве. Часть 2-ая

Вообще, любопытно, что вот о неудавшихся планах герцогов Бургундских относительно создания своего королевства пишут много, а о грандиозных планах того же характера, но уже Карла Бурбона при поддержке императора, известно не слишком. Подозреваю, потому что романтический образ печального рыцаря в изгнании, обиженного злым королем и его матерью начинает трещать по швам (а во время провансальского провала бывшего коннетабля будет и вовсе что-то не то).

Планы императора Карла Габсбурга уточняются исходя из его писем эрцгерцогу Фердинанду от 6 января 1524 года:

"А также, брат мой, в моих немецких письмах я писал вам, как и моей имперской палате, чтобы возбудить процесс в имперском суде против врага нашего - французского короля - и произвести конфискацию земель, подвластных империи, которыми он незаконно владеет и которые незаконно занимает, такие, как королевство Арелатское, Дофине, Лионе, графство Валанс, Дийуа, Прованс, княжество Оранское, Монтелимар, сеньории Мозон, Мазьер и другие земли, которые он занимает, но по которым он является моим непокорным подданным, совершившим измену, начав войну против меня"

Карл Бурбон
Карл Бурбон

Дополнительные подробности стали известны позже, когда король Франциск попал в плен после битвы при Павии и от него потребовали, в дополнении к старым бурбонским землям, отдать Карлу Бурбону Прованс и Дофине в независимое от Франции владение. Там, правда, была странная формулировка, относительно этих владений:

«... королевство, над которым он (Бурбон) не будет признавать ничьей верховной власти».

Но крайне сомнительно, что Карл Бурбон не должен был признавать власть Карла V (ровно, как и его преемников) над этой территорией, речь, по-видимому, идет только о полном исключении главенства французских монархов.

-2

По факту Франции грозило следующее, для удобства карта 1477 года. Итак, создается отдельное королевство Карла Бурбона от графства Ла Марш в самом сердце страны до Средиземного моря. Император возвращает в личный свой домен не только любимую наследную Бургундии, но и значительные иные территории, плюс еще то, что он собирался объявить имперской территорией под своим сюзеренитетом. Не забываем и о Генрихе VIII который явно не задаром активизировался на севере, наверняка, англичанин надеялся минимум на Нормандию.

А что же тогда остается, собственно, у короля Франции? Грандиозная в своем кошмаре картина - обкорнанный Север, урезанный Центр и взятые в цепкие клещи (между Испанией и новым бурбонским королевством), милостиво оставленные ему южные земли.

Карл V Габсбург
Карл V Габсбург

Теперь о ценности коннетабля для Карла V Габсбурга. Нужен он ему был не как полководец, у императора хватало своих талантливых генералов - немцев, испанцев, фламандцев и итальянцев. В первую очередь - как человек способный поднять восстание дворянства против короля. Это была его первая и наиглавнейшая функция в задуманном «предприятии». Причем, не только среди вассалов владений Бурбонов, что же это за «некие дворяне», которые вдруг будут помогать Генриху VIII? И вот еще из переписки императора с Лодевиком де Пратом, где речь идет уже о действиях после бегства Карла Бурбона:

"Прежде всего, мы не замедлили отправить послание нашему доброму брату, герцогу Бурбону, а также вице-королю Неаполя, в котором им пишем и приказываем, чтобы без опоздания и в согласии с их мнением и добрым намерением, изложенным в трёх планах войны, каковые мы ещё раньше переслали в Англию, господин Бурбон вторгся во Францию с той стороны, с какой ему это представляется благоприятней, с восемью сотнями жандармов, пятнадцатью сотнями лёгкой кавалерии и всеми испанцами и немцами из нашей армии в Италии и прочими пехотинцами, общим числом до двадцати тысяч, а также с артиллерией и снаряжением в таком количестве, как совместно наметят.

Таким образом, с этой армией и добрыми французами, друзьями названного герцога, которых он сможет собрать и привлечь, если окажется возможным и для содержания, которых господин Бурбон постарается найти деньги где-либо (ибо нам хватит того, чтобы содержать вышеназванных людей, которых мы ему даём), у этого господина Бурбона будет наша армия достаточно мощная, чтобы выждать и дать битву»

Франциск I
Франциск I

И опять - «добрые французы», уже на юге Франции (Не иначе, как на юге, потому как Карл Бурбон пошел войной на свою родину именно там). Что же, императору такие большие надежды отчасти простительны. Он считал, что к бывшему коннетаблю примкну, во-первых, вассалы Бурбонов, а, во-вторых масса остальных. Карл V мыслил понятиями «федеративной» Германии, где сюзерену нет на курфюрстов никакой надежды, ну разве, что это родной любимый дядя, да и то, не факт.

А также у него перед глазами с детства и юности было вечно вспыхивающее по любому, самому ничтожному (не говоря уж о чем-то действительно важном) поводу испанское дворянство. Немного отвлекусь - Реконкиста могла успешно завершится как минимум на пару столетий раньше, если бы на Пиренеях поступательно формировалось и развивалось единое христианское государство, а не пять-шесть королевств, всегда готовых вцепиться друг другу в горло, прямо во время кампании против мусульман. И еще - если бы «испанская» христианская знать была бы поспокойней и дисциплинированней.

Карл V Габсбург
Карл V Габсбург

Но во Франции, с того момента как Карл VII стал формировать обновлённое государство - абсолютную монархию, всё было уже иначе. Предавать короля ради Карла Бурбона и, простите, ради интересов Карла Габсбурга, да ещё и английского короля? Кое-кто, конечно, нашелся, но в целом количество ренегатов оказалось ничтожным. Но почему коннетабль Бурбон был уверен в своем успехе и вообще возможности поднять восстание внутри Франции? И был ли он уверен? Всё же он сам был кровь от крови этого дворянства и должен был прекрасно знать, чем живут и во что верят эти люди.

Здесь два варианта: первый - Карл Бурбон мог просто возгордиться и существенно переоценивать своё влияние. И второй - коннетабль умышленно ввел императора в заблуждение, «продав» себя подороже. Но в любом случае «удобное» место для удара по Франции Бурбон вскоре нашел.

Продолжение следует…