Загадка первая. Медицинская
... Египтологи сначала прочли о необычайной красоте Нефертити и только спустя годы увидели её своими глазами. И случилось это 6 декабря 1912 года.
К тому времени немецкий профессор Борхард занимался раскопками на территории Тель-эль_Амарны уже два года. То, что осталось от древней столицы, даже трудно было назвать руинами — одни фундаменты, похороненные под горами осколков стен, мозаик, посуды и прочего, прочего, прочего. Приверженцы Амон-Ра основательно поработали над тем, чтобы снести еретический город солнцепоклонников с лица земли! Но развалины очередного дома из необожженного кирпича сулили интересные находки: это была мастерская скульптора, удалось даже прочесть его имя — Тутмес. Здесь было полно осколков статуй: фрагмент гипсового уха, чей-то каменный нос, палец, кусок складчатой юбки. Но вот под обломками показалась округлая сине-зелёная поверхность. Профессор Борхард сметал песок сантиметр за сантиметром. И обнажилась конусовидная корона, а под ней — тонкая золотистая шея. Искусно окрашенный бюст в натуральную величину — совершенно целый! — лежал лицом вниз. Профессор осторожно перевернул его и…
«Бессмысленно описывать. Нужно видеть!» — это всё, что смог записать в свой дневник потрясенный профессор. И правда, как передать словами нежный овал лица, изящно очерченные скулы, совершенную линию носа, неуловимую чувственность губ? А гордая посадка маленькой головы на тонкой и длинной, как стебель лотоса, шее? А бархатный, золотистый цвет кожи, а широкие брови вразлет, а миндалевидный разрез глаз? Совершенство этого лица не портил даже «слепой» белок без зрачка — кусочек черного горного хрусталя был почему-то инкрустирован только в правое око царицы. И это стало первой загадкой Нефертити. Выдвигалась гипотеза, что красавица была одноглазой. Профессор Борхард яростно спорил, уверяя, что бюст из гипса и известняка — только незаконченный набросок для каменной скульптуры, которая, увы, не сохранилась. Профессор никому не позволял умалять достоинство так поразившей его женщины!
Прошло время, и египтологи нашли в скалах тайные гробницы сановников Эхнатона, чудом избежавшие варварского разрушения. А в них — множество изображений фараона, Нефертити и их шестерых дочерей. Эти изображения были не менее поразительны, но на свой лад. Выходило, что фараон-мечтатель придумал не только новую религию, но и новое искусство. Раньше египетских царей изображали — и весьма умело! — с идеализированными, лишенными движения и эмоций лицами и телами, стоящими или сидящими в торжественной позе Осириса. Теперь предметом изображения сделались самые неожиданные вещи: вот фараон с женой объезжают город на колеснице, держась за руки и улыбаясь друг другу. Вот он сидит на троне, а на коленях у Эхнатона примостилась Нефертити. Вот он целует в губы маленькую дочь, а остальные царевны играют у его ног. А вот царь с царицей, обнявшись, стоят у супружеского ложа.
Все эти «репортажные» сценки семейного счастья изображались в весьма странной, а на современный взгляд — просто карикатурной манере. Судя по надписям, такой стилистике обучал придворных художников сам Эхнатон. Выходит, он сам настоял, чтобы его запечатлели с болезненно узким лицом, уродливо-длинным, отвислым подбородком и женоподобным телом. Означает ли это, что фараон действительно выглядел так и хотел, чтобы его облик передавался без прикрас? В конце концов, среди его царственных предков были распространены родственные браки — а значит, врожденные уродства вполне вероятны. Современные врачи предполагают у Эхнатона так называемый синдром Фролиха — гормональное заболевание, при котором фараон вряд ли был бы способен к продолжению рода. Но ведь взялись же откуда-то шесть дочерей Эхнатона и Нефертити…
А может быть, это какой-то специальный художественный приём, смысл которого теперь трудно понять, на самом же деле фараон имел самую обыкновенную внешность? Возможно, изображая фараона бесполым уродцем, художник добивался не портретного сходства, а чего-то другого. Например, воплощал идею родства Эхнатона и небесного Атона, который сам — и отец, и мать всего сущего. Но самая волнующая загадка «амарнских рисунков» — форма голов Нефертити и ее шести дочерей. Их черепа вытянуты, словно при долихоцефалии, а может быть, водянке мозга. По современным представлениям, так должны выглядеть инопланетяне — во всяком случае, такие формы нередко встречаются в иллюстрациях к фантастическим романам. Существует версия, что на черепах Нефертити и дочерей была произведена специальная пластическая операция (а древние египтяне были искусны в хирургии), чтобы сделать их похожими на некие небесные существа. А может, это тоже особый художественный приём, не имеющий ничего общего с реальностью? Но бюст, найденный Борхардом, выполнен в совершенно реалистической манере, и ему-то верить можно! А уходящая под корону линия затылка выглядит подозрительно: череп явно выдаётся назад!
Загадку бы разрешила находка мумии Нефертити или одной из её шести дочерей — но все они бесследно исчезли. Что касается мумии, которые британские египтологи приписали Нефертити в 2003 году, коллеги из других стран считают эту версию бездоказательной. Джоана Флетчер искала Нефертити 12 лет, и в конце концов решила, что искомое уже более ста лет лежит у всех на виду: безымянная мумия, которую нашли ещё в конце XIX века. В том, что это царственная особа сомнений нет. Но почему именно Невертити? Флетчер исходила из внешних примет: наголо обритая голова, нубийский парик, проколотые уши. Но всё это могло принадлежать любой царице восемнадцатой династии. Эксперты-криминалисты Эксперты-криминалисты, реконструировавшие на компьютере прижизненный облик женщины, сравнивали его со знаменитым бюстом и… тоже однозначного ответа не дали. Вроде бы похожа, но не настолько, чтобы можно было считать это прямым доказательством… Возможно, ситуацию разрешила бы генетическая экспертиза - ведь в распоряжении учёных имеется мумия некой знатной египтянки, которая, по некоторым данным, приходилась царице родной сестрой. Но египетские власти согласия на экспертизу не дали... по морально-этическим и религиозным соображениям.
Между прочим, череп у предполагаемой Нефертити совершенно обычный. А вот состояние, в котором была найдена мумия, порождает вопросы... Царственная особа была обезображена то ли ещё при жизни, то ли после смерти: у неё нет ноги, оторванная рука лежит отдельно, грудь и лицо разбиты. Неужели прекраснейшую из женщин так жестоко убили? И здесь мы подходим ко второй загадке Нефертити. А именно: откуда она взялась, отчего была отвергнута мужем, когда и как умерла?
Автор статьи Ирина Стрельникова.
Продолжение следует...