Найти тему
частные суждения

Американское перестроечное кино «Большой Лебовски».

В одной из глав капительного труда С.Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» разбирается эффект действия так называемого перестроечного кино на массовое сознание советского зрителя. Вот несколько цитат:

«Это жанр, в котором философская или политическая идея передается в художественных образах в виде шифровки, доступной немногим, но влияющей на подсознание зрителя.
Когда фильм вышел на экран, он воспринимался просто как хороший фильм абсурда. ...На деле в фильме сжато и талантливо изложена программа перестройки. В нем показано, как можно за два дня довести нормального и разумного советского человека до состояния, когда он полностью перестает понимать происходящее, теряет способность различать реальность и продукты воображения, в нем парализована воля к сопротивлению и даже к спасению. И все это без насилия, лишь воздействуя на его сознание и чувства.
…когда советских людей довели до такого состояния, как героя фильма, можно было безопасно сделать абсолютно все: расчленить СССР, ликвидировать советскую власть и все социальные права граждан, отнять собственность и даже личные сбережения. Всякой способности к борьбе они были лишены.
Как художественное произведение фильм сделан блестяще, вдохновенно. Плотность смыслов достигнута невероятная. Актеры играют безупречно.
Первый удар — помещение человека в ситуацию невозможного, запрещенного всеми культурными нормами абсурда, при том, что окружающие люди воспринимают его как нечто вполне нормальное…
…главное оружие — разрушение исторической памяти. …Всякая история мифологизирована, но человек может опираться на нее, если она связана единой «цепью времен». Чтобы разрушить сознание человека (или народа), самое главное - рассыпать историю, ввести в нее абсурдные, ни с чем не сообразные эпизоды, как вирусы в компьютерную программу.
…помимо устройства хаоса в сознании, такая «история» делает то же, что в отношении современности делает сегодня передача «Куклы». Убеждает в том, что все мы - марионетки, а нити в руках неведомой нам целенаправленной силы. И всякое сопротивление бесполезно».

Кадр из фильма «Город Зеро» — разделка торта в виде головы главного героя.
Кадр из фильма «Город Зеро» — разделка торта в виде головы главного героя.

Автор говорил о фильме Карена Шахназарова «Город Зеро». Однако данные принципы универсальны и могут быть соотнесены с другими аналогичными кинопроизведениями. После 2000 года то, что в СССР ассоциировалось со словом «Перестройка», проводится уже в глобальном масштабе. Целенаправленно меняются экономика, идеология и общественный строй самых развитых мировых государств, в первую очередь, конечно, США. Разумеется, при этом не обошлось и без «перестроечного кино». Сейчас мы наблюдаем финальный этап, поэтому неплохо бы вспомнить, как оно начиналось. Как и в СССР, к нему приложили руки признанные гении, настоящие мастера своего дела.

Постер фильма.
Постер фильма.

Одним из самых первых фильмов такого направления стала гениальная кинокартина братьев Коэн «Большой Лебовски». Она вышла на экраны в 1998 году, когда американское общество ещё даже не подозревало о том, что его ждёт в следующие десятилетия. В этом смысле данный фильм соответствует советскому фильму «Курьер» 1986 года, о нём на этом канале уже была статья. Вроде бы всё ещё по-старому, но внимательный глаз (тем более — современного человека, который уже понимает, куда приведут те тенденции, на которые фильм только намекает) уже различает символы времени.

Тоже Лебовски, однофамилец Чувака.
Тоже Лебовски, однофамилец Чувака.

Прежде всего, перестроечный фильм обязан показывать предыдущие поколения, которые сделали свою страну воистину великой, в смешном и нелепом виде. В том же «Курьере» это отчётливо видно. Видно это и в «Большом Лебовски». Однофамилец главного героя, миллионер Лебовски, оказывается вообще не миллионером (для американского зрителя финансовое состояние человека имеет серьёзное значение), да к тому же ещё и жуликом. Его спичи о важности приличий, ежедневного труда и т.д. (то бишь традиционные американские ценности) не просто смешны, они полностью противоречат реальности, которую зритель наблюдает в данном фильме.

Мод Лебовски, художница.
Мод Лебовски, художница.

Столь же нелепы его дочь, настоящая миллионерша, одновременно с этим «современная художница вагинального стиля», и даже ближайший друг героя, ветеран Вьетнамской войны Уолтер Собчак. Обратите внимание, фильм не оплёвывает демонстративно собственное прошлое, и вообще политики видимым образом не касается. Просто в нём, ну конечно же чисто случайно, всё, что связано с этим прошлым, подано в абсурдной форме. Вплоть до бродвейских шоу, похабную пародию на которые герой видит в наркотрипе.

Боулинг-шоу, бред Чувака.
Боулинг-шоу, бред Чувака.

В чём главный посыл фильма? Его можно кратко сформулировать следующим образом: «Чувак (разумеется, прозвище главного героя является одновременно обращением к зрителю), с тобой будут происходить разные события, смысл которых ты не поймёшь. Тебе будут ссать на ковёр, бить, заставлять участвовать в разных тёмных делишках. Ты с этого ничего не получишь, но в общем ничего плохого с тобой не случится. Просто расслабься и всё будет норм». В финале пожилой человек в ковбойской одежде прямым текстом говорит, прямо в экран — только такие, как Чувак, которые ничем не заняты и ни о чём не тревожатся (заметим отдельно, что у Чувака нет никакой родни, а его немногочисленные друзья не дружат с головой), придают смысл этому миру.

Чувак ни о чём не парится.
Чувак ни о чём не парится.

Сам Чувак некогда был политическим активистом (он даже какой-то манифест составлял, но об этом мы знаем лишь с его слов), но давно разочаровался в политике, а идеалы хиппи применяет только к себе, а не к обществу, в котором живёт. Зрителю даже не намекают, а жестко внушают — политика заведомо бессмысленна, Чувак это просёк, пойми и ты. Бессмысленны и все прочие достойные занятия, типа создания своей семьи, обзаведения домашним уютом (дом Чувака постоянно громят, его старый ковёр портят, а новый воруют и т.д.), зарабатывания денег.

Банда нигилистов.
Банда нигилистов.

Что ещё показательно, у героя нет настоящих врагов. Его всячески используют разные люди, но целенаправленно преследует только один частный детектив, который, как выяснилось, вообще занимается своими делами, а в итоге он предлагает Чуваку действовать совместно. Место врага занимает клоунская шайка «немецких нигилистов», снимающихся в дешёвом порно. Представьте, как если бы в фильме о Бэтмене его главным противником оказался сумасшедший клоун… упс… ну, в общем, если нет приличного врага — нет и драматического противостояния, вместо него какой-то театр абсурда, исподволь разрушающий все общественные устои.

Чувак просто слушает музыку.
Чувак просто слушает музыку.

P.S. Не, чуваки, на самом деле я люблю этот фильм. Только вчера его пересматривал и снова восхищался, насколько всё-таки это гениальная вещь, отражающая весь тот дурдом, который творится в нашей с вами реальности. В данной статье я всего лишь хотел наглядно показать, насколько просто в любом произведении искусства можно найти любые желаемые скрытые смыслы.