Виктория Шутова из Выборга возглавляет благотворительный фонд «Дикони», работает фельдшером на скорой помощи и является мамой четверых приёмных детей. В 2022 году Виктория Шутова стала героиней книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Команда проекта «Подвиги» рассказывает её историю.
«Дикони»
Ежедневный график 38-летней Виктории Шутовой расписан на несколько месяцев вперёд. Он может корректироваться в зависимости от ситуации, но главным и неизменным всегда остаётся одно – бескорыстная помощь, идущая от сердца.
Свой рассказ о благотворительном фонде «Дикони» Виктория начинает с пояснения его названия. «Дикони» – это детское название, потому что на латыни есть слово «diakonia», «помощь», – говорит она. – В начале 1990-х годов, когда рухнул «железный занавес», в наш приграничный Выборг стали приезжать гости из соседней Финляндии, в том числе сотрудники диаконического фонда «Лахти». Естественно, они увидели здесь много подростков-беспризорников, бесцельно бродивших по улицам. Родители большинства из них остались тогда без работы. Денег у семей не было, и ребята нуждались в помощи.
Иностранцы, которые в то время были обязаны ежемесячно отдавать 10% своего дохода на благотворительность, захотели помочь. Встречая на улицах Выборга нуждающихся детей, финны старались накормить каждого, одеть и дать денег. Так продолжалось несколько лет» , - вспоминает Виктория.
Разговаривая друг с другом, иностранцы часто использовали слово «diakonia». Русские дети, естественно, воспроизвели его по-своему – «дикони». Когда в 1999 году благотворительный фонд был юридически оформлен, он сохранил именно это название и даже получил помещение. Официальным днём рождения «Дикони» считается 4 марта – день подписания официального обещания детям. В последующие 10 лет фондом управлял «Лахти», а в 2010-м он передал полномочия Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в Санкт-Петербурге.
«Возникает вопрос – почему финны захотели помочь русским, а не только своим согражданам? – продолжает Виктория. – Здесь нет никакой подоплёки, Во-первых, Финляндия 1990-х – очень обеспеченная страна, а во-вторых, это страна религиозная. Много лет «Дикони» существовал исключительно на пожертвования, причем, львиная доля средств поступала от зарубежных благотворителей. Естественно, россияне тоже помогали и продолжают помогать, но, к сожалению, не так активно, как прежде это делали иностранцы. Не потому, что мы не умеем сострадать. Умеем, конечно! Просто устоявшихся традиций помощи нуждающимся, как в той же Финляндии, у нас нет. Те 10% от ежемесячного дохода на благотворительность давно не являются обязательными, но большинство финнов перечисляют их и по сей день. К сожалению, в эпоху ковида все связи нашего фонда с зарубежными благотворителями оборвались. Со всеми трудностями мы справляемся сами, а средства нужны ежедневно: на еду и одежду, на учебники и канцелярские принадлежности… Единственный шанс сохранить приют – благотворительная помощь соотечественников. «Дикони» – настоящий дом для ребят, а иногда и их родителей, оказавшихся в безвыходной ситуации».
Чаще всего в «Дикони» обращаются сами дети из неблагополучных семей. «Они приходят, звонят и пишут, – говорит Виктория Шутова. – И, если ребёнок пишет и говорит, что хочет прийти, мы его, конечно, примем, накормим и поговорим. И только потом свяжемся с родителями. Нам важно понять, почему он уходит из родного дома и не хочет разговаривать с близкими. Для этого нужно прежде всего откровенно поговорить с самим ребёнком, чтобы ситуация не ухудшилась, и только потом со взрослыми. Кому-то мы рекомендуем просто обратиться к психологу, некоторые дети какое-то время приходят к нам. Любая ситуация настолько индивидуальна, что в ней обязательно нужно очень аккуратно разбираться, чтобы, в первую очередь, не навредить ребёнку. И в каждом случае я и все сотрудники фонда уверены, что лишение родительских прав, это крайняя мера. Нельзя у ребёнка обрубить корни, его родную семью, и ожидать, что он вырастет психологически здоровым. Причём без разницы, какая это семья. Это может быть семья алкоголиков или наркоманов, но это – его кровь, и он должен понимать и иметь право выбора, что он хочет дальше по жизни. Ребёнку нужно создать хорошие условия и дать возможность выбора: жить так же, как его родители, или совсем иначе. В «Дикони» мы действуем именно так».
Кстати, не все ребята находятся в фонде круглосуточно. «Если семья, например, оказалась в сложной жизненной ситуации, родители не алкоголики или наркоманы, а просто потеряли работу и не могут присматривать за ребёнком, он может приходить к нам, делать уроки, есть, заниматься каким-то досугом, а потом возвращаться домой и ночевать в семье, – продолжает наша героиня. – Поэтому я даже не могу сказать, сколько человек одновременно может принять «Дикони». Мы принимаем всех, кто, попав в трудную ситуацию, обратился к нам. Действуем по-разному, но однозначно открыты для всех».
Кстати, иногда в «Дикони» попадают не только дети, но и их матери. «У нас есть «кризисная комната», если семья, например, пострадала от насилия, – продолжает Виктория. – Мама с ребёнком могут и ночью обратиться к нам. Мы уложим их спать, они отдохнут, а потом мы вместе во всём разберёмся. Приходила к нам и мамочка с новорождённым, у которой сгорел дом. Конечно, мы не могли оставить эту семью в беде. «Дикони» – это не просто дом для детей и подростков, которым однажды просто некуда и не к кому стало пойти. Нет! Мы помогаем детям и их родителям восстановить документы, если по какой-то причине они были утрачены, оказываем продуктовую, вещевую и консультативную помощь многодетным и малообеспеченным семьям, устраиваем ребят в школы и спортивные секции, а их родителям оказываем психологическую поддержку».
И, да, несмотря на то, что территориально фонд находится в Выборге, обратиться в него могут не только местные жители. «Дикони» уже становился местом спасения и для семей из других городов Ленинградской области, из Волгограда и даже из Украины…
«Любая семья это в первую очередь – живой организм, – уверена Виктория. – Если в нём произошёл сбой, а человек просит о помощи, мы обязательно должны помочь. Наши дети - мальчики и девочки из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Их родители отнюдь не всегда имеют зависимость, кто-то из них просто потерял работу, кто-то не смог вовремя погасить кредитную задолженность, а кто-то и вовсе стал беженцем. В любом случае, связь между детьми, попавшими в «Дикони», и их родителями не теряется. В 95% случаев мы возвращаем семью в нормальное социальное русло. Это очень важно!»
Это останется неизменным до тех пор, пока существует сам «Дикони». И единственный шанс сохранить фонд – благотворительность. На протяжении всего времени, когда руководителем «Дикони» является Виктория Шутова, его бухгалтерия абсолютно прозрачна.
«Так получилось, что предыдущий директор оказалась нечиста на руку, – говорит Виктория. – Шёл 2013 год, и в состав правления фонда входили мои знакомые, которые и попросили меня возглавить «Дикони» всего на пару месяцев, чтобы исправить ситуацию. Прошло почти 10 лет, а я всё ещё руковожу фондом и искренне надеюсь, что делаю это хорошо. Все пожертвования нам приходят только на расчетный счет, все отчёты размещаются на сайте фонда и доступны для просмотра любому желающему, а не только проверяющим органам. Это важно, ведь каждый благотворитель имеет право знать, что его средства направлены именно на то, на что он их перечислил».
Если вы тоже захотите помочь, то все подробности можно узнать на сайте фонда в разделе, который так и называется «Помочь детям».
«Проходит время, но мы работали, работаем и будем работать и дальше по христианским принципам, – говорит Виктория. – И нет, мы не навязываем ребятам никаких религиозных убеждений. На своём примере мы учим наших детей добру, справедливости и желанию всегда помогать окружающим. Не это ли – основные христианские принципы? И каждому из нас - прежде всего взрослым - важно всегда помнить одно: помогая, мы не становимся святыми, мы становимся нормальными! Это сказала не я, но это моё жизненное кредо. Нормально, когда мы помогаем семье, которая попала в трудную жизненную ситуацию. Нормально, когда мы помогаем собрать деньги на операцию для тяжелобольного ребёнка. Нормально, когда мы содержим приют для животных, помогаем деньгами. Это всё является абсолютно нормальным. Это делает нас людьми, а не животными, собственно говоря».
На сегодняшний день фонду и лично Виктории Шутовой есть чем гордиться. За те почти 10 лет, что она «стоит у руля», среди выпускников «Дикони» не было ни одного алкоголика, наркомана или преступника. «Все девчонки и мальчишки получили образование, многие уже создали семьи, – гордо говорит Виктория. – Когда-то многим из этих ребят никто не давал ни единого шанса на нормальную жизнь, а они поверили в себя и доказали обратное».
Фельдшер по призванию и популярный блогер
Руководство благотворительным фондом – лишь одна часть жизни Виктории Шутовой. По своей основной профессии она фельдшер Выборгской станции скорой медицинской помощи. Связать свою жизнь именно с медициной Виктория хотела с детства и просто исполнила свою мечту. «Я всегда хотела работать именно на «скорой помощи», где результат того, что ты делаешь, виден сразу, – говорит она. – Человек, например, мог умереть, а благодаря твоим знаниям и навыкам получил возможность жить дальше. В общем, я – фельдшер «скорой» уже 15 лет, и желание быть им не стало меньше. Кратковременно оно, конечно, может пропасть, где-то к четырем часам утра на смене (смеётся). В этот момент я твёрдо обещаю себе уволиться. Потом отсыпаюсь и понимаю, что я счастливый человек и работаю именно там, где мне нравится. Я никогда не жалела ни о решении стать директором детского фонда, ни о выборе работы на «скорой помощи». Никогда».
К сожалению, не все случаи, когда в «скорую помощь» поступает очередной тревожный звонок, заканчиваются благополучно. Несколько лет назад такая история произошла на трассе «Скандинавия».
«Поступил вызов, – вспоминает Виктория. – молодой мужчина ехал по трассе. С ним была мать, женщина лет 50. Не знаю, куда они так торопились, но парень значительно превысил скорость, не заметив ни одного знака «Осторожно, лоси!» Скорость машины высокая, лось выбежал на дорогу… Произошло столкновение, лось пробил копытом стекло и ударил женщину по голове. И когда я приезжаю на этот вызов, я там ничего не могу сделать. Череп женщины полностью раздроблен. А парень бегает и просто кричит от бессилия. Если бы можно было вернуть время вспять и ехать медленнее, то он бы обязательно это сделал, но… Точка невозврата пройдена… Женщина погибла, а сыну с этим жить. И он никогда себе этого не простит. Для меня та история тоже стала уроком. Всегда себе теперь говорю: “Думай, думай, Вика, перед тем, как делать, перед тем, как что-то нарушать. Серьёзно подумай, а стоит ли оно того. Стоят ли эти пять минут того?”»
2020-й и 2021 годы, когда бушевал коронавирус, стали для многих людей настоящим испытанием. Тогда Виктория не только выполняла свой долг как врач, но и пыталась “достучаться” до людей через соцсети.
«Весной 2020 года, когда пандемия коронавируса только началась и никто не знал, как теперь жить и что будет завтра, я выложила видео в один из своих аккаунтов в соцсетях, – вспоминает Виктория. – Чтобы сразу взять ситуацию под контроль, Президент РФ тогда объявил длинные выходные. Однако многие, вместо того, чтобы поберечься, отправились на шашлыки. Я как раз ехала на очередное дежурство, знала, что ситуация отнюдь не радужная, и дальше она продолжит ухудшаться. Ну и записала то видео: отметила, что выходные даны не для отдыха, а для того, чтобы дать медикам чуть больше времени. Возможно, я была слишком эмоциональна, поэтому то видео стало «вирусом». Я не сказала в нём, что мы все умрём завтра, а озвучила только то, что говорили и знали все. Тогда буквально за сутки мой аккаунт, на который было подписано человек 300, вырос больше чем до 100 000».
Виктория такого отклика не ожидала, ведь за те же сутки видео набрало более 10 миллионов просмотров, а её телефон стали обрывать почуявшие сенсацию журналисты. «Сначала я просто отключила его и закрылась в квартире, – признаётся Виктория. – Это тяжело, когда на тебя «нападает» такое количество народа, а ты к этому не готова и не знаешь, что делать. Потом я поняла, что если у меня появился такой механизм, почему бы его не использовать? Мне стали писать, и сообщения касались не только ковида. Я стала консультироваться с ведущими медиками, чтобы писать максимально подробные и квалифицированные ответы, и сама публиковала посты о том, что на мой взгляд, большинство людей просто не знало. Причем рассказывала я не как простой обыватель, а именно как медик, обладающий знаниями, способными помочь».
В своём аккаунте она рассказала, например, про приём Геймлиха. «Подробно объяснила, что делать, если ребёнок подавился, – говорит Виктория. – Ведь времени ждать приезда «скорой» в этом случае просто нет. Мне потом написала воспитательница детского сада. У неё была ситуация, когда трёхлетний ребёнок вдохнул игрушку. Она видела моё видео и сделала всё правильно: малыш выплюнул игрушку и остался жив. А что, если бы не было моего видео и воспитательница его не посмотрела, и всё остальное «если»? Погиб бы тот ребёнок или не погиб, я не могу сказать, но я знаю, что то, что я выкладываю, действительно полезно людям.
У многих нет доступа к проверенной информации, они не знают, как грамотно действовать в экстренных ситуациях. Если я могу помочь, почему нет? Понятное дело, что социальные сети у меня стоят на последнем месте, с их помощью я не зарабатываю и не всегда успеваю ими заниматься, но если успеваю, то обязательно публикую что-то полезное. Вдруг очередной мой пост поможет спасти чью-то жизнь».
В 2021 году Виктория Шутова стала лауреатом премии «Топ-50. Самые знаменитые люди Санкт-Петербурга» в номинации «Медиалидеры», но блогером или героиней она себя не считает.
«Нет, абсолютно, нет, – качает головой Виктория. – Зачастую я даже не понимаю интереса к моей персоне. Я жила так 10 лет назад, и я буду жить через 50 лет точно так же, не навязывая свои взгляды никому и никого ничего не заставляя делать. Я предлагаю: если вы хотите поучаствовать в том деле, которое делаю я, добро пожаловать, мы с вами с удовольствием «сработаемся» и будем делать большое доброе дело вместе, а если не хотите, то я просто не буду вас за это осуждать».
Дети
Казалось бы, работа в благотворительном фонде и в «скорой» не должны оставлять Виктории Шутовой времени на что-то ещё, но… к счастью, это не так. У неё четверо приёмных детей: два мальчика и две девочки. «Старшему – 17 лет, девочкам 15 и 16 лет, а младшему сейчас 9, – рассказывает Виктория. – Я с гордостью говорю, что у меня четверо приёмных детей, трое из них у меня уже более семи лет. До этого ребята жили в «Дикони». Там очень тяжёлые были ситуации, мы до конца пытались выдернуть их родителей из пучины и вернуть к нормальной жизни, но увы… Их всё-таки лишили родительских прав. А я поняла, что не могу допустить того, чтобы эти дети пошли в детский дом, и забрала их к себе.
Мать четвертого мальчика, самого старшего, Саши, страдала алкогольной зависимостью, он долго был на учете фонда. А потом, когда ему уже исполнилось 16, вдруг позвонил мне и сказал: «Тётя Вика, мама умерла». Понятно, что я не смогла допустить, что ребёнок, которого я знаю и поддерживаю много лет, пойдёт в детский дом. Оказаться там в подростковом возрасте было бы вдвойне тяжело. Поэтому я приняла решение взять четвёртого ребёнка».
Виктория искренне гордится тем, что она многодетная приёмная мать, но если к ней обращаются за советом по поводу усыновления, прежде всего пытается отговорить от такого решения. «Если у меня не получилось отговорить, то человек готов к трудностям и я обязательно его поддержу и помогу их преодолеть, – говорит она. – Но если я смогла отговорить, то слава богу, что я это сделала. Значит, человек не готов стать приёмным родителем. Это очень тяжёлый и неблагодарный труд. Ты вкладываешь в ребёнка всё, а потом вдруг что-то нехорошее происходит. И пытаясь найти объяснение, ты сразу прокручиваешь в голове мысль, что это приёмный ребёнок, а не родной, с которым бы такое точно не произошло. Такую мысль допускать нельзя! Это, в первую очередь, ребёнок, подросток, который иногда «косячит», потому что он просто ищет себя, а не потому что он приёмный. Проблема всегда в родителях. Не бывает плохих приёмных детей, бывает, что родитель не может справиться. И надо это честно признать. Приёмные дети – это далеко не для каждого».
Кстати, сама Виктория главным в жизни видит именно семью, а настоящими героями считает именно приёмных родителей. «Каждый приёмный родитель, особенно родитель со стажем, для меня герой, – признаётся она. – Герои для меня бабушки и дедушки, которые берут под опеку внуков, с родителями которых что-то случилось. Ежедневно они совершают настоящий подвиг. У меня есть знакомая семья, в которой дети погибли, а бабушка и дедушка воспитывают внуков. Они герои! Они каждый день герои, потому что это пожилые люди, они устали и хотели бы отдохнуть, но внуки важнее, и они несут это».
О себе самой Виктория Шутова говорит просто: «Если вообще судить о том, где сложнее: работать на «скорой», возглавлять благотворительный фонд или воспитывать четверых детей, то сложнее воспитывать четверых детей. Но это мой выбор!»
А ещё она уверена в том, что мир можно сделать лучше, просто запустив своеобразный «водоворот добра». Как? Всё просто! «Если вы делаете доброе дело, то говорите об этом, – говорит Виктория. – Осуждать, наверное, будут. Был же случай, когда человек купил продукты незнакомой бабушке, сфотографировался с ней и выложил снимок в интернет. Как отреагировали многие? “Вот, ему только бы фотографию сделать!” А ведь очень важно, чтобы о таких поступках узнавали. Покупайте бабушкам продукты и фотографируйте! Берите детей из детского дома и фотографируйте! Помогайте детям-инвалидам, жертвуйте деньги и показывайте это везде. Гордитесь этим, и это будет абсолютно нормально!
Почему люди открыто демонстрируют всем, как они вчера «отдохнули», как сели пьяными за руль, а их не поймали сотрудники ГИБДД? Об этом мы говорим с гордостью, да? Об этом мы рассказываем, а про свои хорошие поступки молчим. Рассказывайте! «Хвастайтесь»! Пусть люди на вас смотрят, и в следующий раз, когда они увидят на кассе бабушку, считающую копейки, они вспомнят ваш пример, тоже заплатят, сфотографируются с ней и выложат в интернет, для того, чтобы завтра ещё пятеро человек подумали про бедняков, которые стоят перед ними в очереди, и так же оплатили бы их продукты, если у них есть возможность. Нужно рассказывать, нужно кричать про эти хорошие дела, и пусть мы все будем немного добрее».
Фото Виктории Шутовой специально для проекта "Подвиги" сделал фотограф Денис Ремпель, г. Выборг.
Ещё больше удивительных историй вы найдете в нашем телеграм-канале «Подвиги обычных людей» https://t.me/podvigi. Подпишитесь ❤️