Найти в Дзене
Историческое оружиеведение

Как швед улучшил пулемет Браунинга

Оглавление

Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл статей о переделках одного типа пулеметов в другой. Но сегодня поговорим не о том, как авиационные пулеметы переделывали в пехотные, а о том, как пехотный пулемет переделали в авиационный. Причем не какой-нибудь, а знаменитую "картофелеопалку" - пулемет Браунинга обр. 1895 года.

Небольшое введение

Как известно, пулемет Бранунига, ставший первым пулеметом, принятым на вооружении армии США, создавался, можно сказать, в спешке: Джон Мозес Браунинг спешил составить конкуренцию Хайрему Стивенсу Максиму с его автоматической системой (которая хоть и не без труда, но все увереннее завоевывала "сердца" военных).

Видимо, именно спешка и объясняет тот факт, что, поставив на свою конструкцию вполне приличный (и оказавшийся очень перспективным) газоотвод, Браунинг поставил и рычажный механизм, запатентованный им еще в 1892 году, который представлял собой "старый, добрый" рычажный механизм, с помощью которого работала магазинная винтовка "Винчестер" (ну или, по крайней мере, очень сильно напоминал этот самый механизм). Разница была только в том, что у винтовки работу рычагов обеспечивала рука стрелка, а у пулемета рычаги в действие приводили пороховые газы.

Работало все довольно просто.

В отверстии в канале ствола, расположенном снизу, стояла пробка. Пуля проходила это отверстие, и пороховые газы выбивали пробку вниз и приводили в действие систему рычагов, которые передавали полученный импульс на механизм пулемета, обеспечивая выполнение им всех необходимых действий начиная от отпирания патронника и кончая его запиранием.

Не совсем приятным нюансом было то, что первый рычаг, на конце которого и находилась та самая пробка, передавая усилие на систему, дважды описывал полукруг под стволом: сначала назад, а потом вперед.

Именно этот рычаг и стал причиной звучного неофициального названия пулемета Браунинга обр. 1895 года - "картофелекопалка": при попытке расположить пулемет как можно ближе к земле, рычаг начинал этой самой пробкой рыть землю.

Положение системы рычагов пулемета Браунинг обр. 1895 года при закрытом патроннике (вверху), при открытом патроннике (внизу). Пробка обозначена буквой "Р".
Положение системы рычагов пулемета Браунинг обр. 1895 года при закрытом патроннике (вверху), при открытом патроннике (внизу). Пробка обозначена буквой "Р".
Капитан Хэтчер (будущий генерал-майор) ведет огонь из пулемета Браунинга обр. 1895 года. Обратите внимание на рычаг с пробкой - он находится в нижней точке траектории.
Капитан Хэтчер (будущий генерал-майор) ведет огонь из пулемета Браунинга обр. 1895 года. Обратите внимание на рычаг с пробкой - он находится в нижней точке траектории.

Не было бы счастья...

Пулемет Браунинга обр. 1895 года не пользовался большой популярностью у потенциальных потребителей и производился небольшими партиями. Основной причиной был этот самый мотающийся туда-сюда рычаг.

Не сильно изменилась ситуация м с началом Первой Мировой войны: да, покупатели стали заказывать "картофелекопалку" в бОльших количествах (на безрыбье, как известно, и рак подойдет), но все равно в недостаточных: как только компания "Кольт" получила заказ на производство пулеметов "Виккерс", она тут же перебросила производство браунинговских пулеметов в компанию "Марлин".

"Марлиновцы" были рады получить армейский заказ и опыт в производстве армейского оружия, а "кольтовцы" были рады освободить производственные площади под большие заказы, приносившие большие деньги, и в 1914 году пулемет Браунинга производства компании "Марлин", получив индекс "1895/1914" начал поставляться заказчикам.

В компании "Марлин" быстро поняли, что параллельная добыча картошки пулеметом мешает его продажам, и Карл Густав Свебелиус, шведский эмигрант и очень талантливый конструктор, взялся за напильник.

В 1917 году потенциальным заказчикам был предложен модифицированный пулемет Браунинга, в котором мотающийся по дуге рычаг был заменен прямоходным поршнем: "картофелекопалка" превратилась в гораздо более удобную для военного использования систему и получила индекс 1895/1917.

Пулемет Браунинг 1895/17. Вид справа.
Пулемет Браунинг 1895/17. Вид справа.
Пулемет Брауниг 1895/17. Вид слева.
Пулемет Брауниг 1895/17. Вид слева.

Особенности конструкции

Основное изменение, которое внес Карл Густав Свебелиус, был уже упомянутый выше прямоходный поршень.

Однако, вскоре выяснилось, что этого недостаточно: изменение конструкции вылилось в изменение скорости передачи импульса отдачи: он стал достигать затвора быстрее, извлечение гильзы стало начинаться при высоком давлении в патроннике, и экстрактор стал отрывать донце у гильзы.

Компания "Марлин" попробовала обвинить во всем некачественные патроны, но номер не прошел, талантливому шведу пришлось снова браться за напильник, увеличить экстрактор (чтобы он захватывал бОльшую площадь донца гильзы) и добавить кусок металла на шток газового поршня, увеличив вес детали (чтобы замедлить скорость работы). Кроме того, отверстие для подачи ленты с патронами было опущено немного ниже.

Шток газового поршня с добавочным весом.
Шток газового поршня с добавочным весом.

Помимо доработанного механизма подачи и экстракции, пулемет получил газовый регулятор и облегченный ствол, на который был поставлен алюминиевый радиатор: потребители жаловались на быстрый перегрев ствола.

Авиационная версия пулемета получила измененную пистолетную рукоять, рычаг перезаряжания (справа) и синхронизатор для стрельбы сквозь винт. Радиатор мог сниматься - хватало простого обдува воздухом.

Стоит отметить и еще один нюанс: пулемет обр. 1895/17 годов стал заметно легче "исходного" образца: 11,34 кг против 16 кг пулемета обр. 1895 года.

Судьба оружия

Оружие с прямоходным газовым поршнем нашло более благодарных покупателей: армия США заказала 38.000 этих пулеметов (к маю 1918 года было поставлено около 22.400 единиц). Пулеметы поставлялись в ВМС, ВВС, в пехотные подразделения и даже успели превратиться в танковые модификации (хотя на танки так и не попали по причине окончания войны).

Часть пулеметов компании "Марлин" попала в Россию: сохранились фотографии, на которых эти пулеметы стоят на крышах вагонов эшелонов т.н. "Чехословацкого легиона", выходившего из охваченной революцией России. Вполне вероятно, что они использовались в советско-польской войне 1920 года и "дотянули" до Великой Отечественной войны, оказавшись в частях ополчения.

С началом Второй Мировой войны пулеметы обр. 1895/17/18 годов были отправлены американцами в Англию для вооружения ополчения, но в бою не использовались.

Последнее (зафиксированное на фотографии) использование этих пулеметов в США относиться к 1921 году: солдаты Национальной гвардии были вооружены "Марлинами" при подавлении забастовки шахтеров в т.н. "битве при горе Блер".

Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"

Есть версия, что, ставя эту систему рычагов, Джон Мозес Браунинг просто хотел обойти патенты Хайрема Стивенса Максима.

Однако, на мой взгляд, он все-таки просто не стал "загоняться", торопясь "застолбить" за собой новый рынок - армейских пулеметов. Именно на это указывает тот факт, что в 1917 году Карл Густав Свебелиус без ообых трудов смог заменить браунинговский рычаг на более современный прямоходный газовый поршень.

Цикл статей о пулеметах будет продолжен.

Не пропустите!

Статьи о переделках авиационных пулеметов в пехотные:

Об американском пулемете можно прочитать здесь.

О пулемете Люфтваффе можно прочитать здесь.

#историческое оружиеведение #пулемет Браунинга #оружие Первой Мировой войны #оружие США

Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!

Хобби
3,2 млн интересуются