И пусть Кронштадт, согласно административным документам, уже не город в полной степени, а Кронштадтский район Санкт-Петербурга, от этого он не перестанет быть уникальным местом на карте не только России, но и мира. Он уникальный, интересный, богатый и точно вдохновляющий. Заключительная часть прогулки по западной части города. О предыдущих можно прочитать здесь: тут, тут и тут
Для меня западная часть города началась вновь с жилой, нетуристической застройки. На одной стороне – часть небольшого квартала сталинской эпохи, на другой – типовые неприметные советские пятиэтажки, разбавленные некоторые относительно новыми домами. Людской поток двигался прямо – мне же захотелось свернуть и немного посмотреть на летний сад.
Летний сад считается в Кронштадте старейшим, его еще создавал сам Петр Iв 1711 году. Именно отсюда и начался застраиваться остров Котлин в свое время. Изначально здесь находился небольшой домик Петра Великого, в котором он любил отдыхать. Через 100 лет домик прекратил свое существование. В те времена Центральная аллея сада являлась первой городской улицей и называлась Петровской перспективой, а сегодня это Липовая аллея. Сад сравнительно небольшой – 5.4 га и он отличается уникальным своеобразным рельефом: во время рытья дока земля выгружалась на территории, из-за чего постепенно образовались красивые холмы. Если взобраться на холм можно увидеть доковый бассейн крышу собора и не только. Летний сад огорожен высокой красивой чугунной решеткой, изготовленной в 1873 году по проекту архитектора Виндельбандта. На столбах – опять-таки якоря. Ограду отливали на Кронштадтском пароходном заводе.
Все это время меня удивляло, почему до сих я не встретил монументального памятника основателю города – Петру I. Но оказывается всему свое время.
В Петровском парке центральной фигурой, безусловно, является великий император. Вернее, памятник Петру Первому. Этот монумент был торжественно открыт в 1841 году. Он появился по указу императора Николая I. Его открытие было приурочено к 132-й годовщине Полтавского сражения. В 1836–1837 годах французский скульптор Т. Ж. Н. Жак изготовил гипсовую модель памятника, а затем в Петербурге его отлил П. К. Клодт. Скульптура представляет собой бронзовое полнофигурное изображение Петра I. Государь изображён, предположительно, в том мундире с лентой ордена Св. Андрея Первозванного, которые были на нём в день Полтавской победы 27 июня 1709 года. Голова Петра I обнажена, в правой опущенной руке палаш, левая рука согнута в локте. Правой ногой государь попирает шведский флаг. Памятник в Кронштадте стал третьим по времени открытия памятником Петру Великому в Санкт-Петербурге, и первым, где Петр Великий изображен в полный рост и пешим.
Скульптуру установили на гранитном украшенном бронзовым орнаментом постаменте, который понизу обнесли якорными цепями, прикреплёнными к вкопанным в землю орудиям. На лицевой стороне постамента вырублена надпись: «Петру Первому. Основателю Кронштадта. 1841 года», а на противоположной стороне – латинская надпись: «Petro Primо. Conditori Cronstati. 1841». Через сорок лет, в 1881 году, по предложению историка флота Ф. Ф. Веселаго, текст на латыни заменили словами самого Петра I: «Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело. Из указа государя 1720 г., мая 18 д.». Высота памятника составляет 8,66 м, из которых: 4,57 м — фигура, 4,09 м — постамент.
Памятник поместили в центре Арсенального плаца, где проводились строевые мероприятия кронштадтских экипажей. Лицо Петра I обращено в сторону моря и крепости Кроншлот. В 1961 году у монумента украли шпагу, и она так и не была найдена, пришлось отливать другую. А еще в 1917 году памятник новая власть захотела снести памятник Петру Великому как символ царской власти, но к счастью, не сложилось.
Вечерело. Я начал догадываться куда устремился весь людской поток. На западную часть города. Удивительная разница между Восточным побережьем Кронштадта и Западным. Я стоял на Петровской пристани и любовался стоявшими военными кораблями с одной стороны, а с другой – башенными кранами и другими строительными плавучими средствами, которые очевидно, выполняли какие-то работы на заводе, а впереди по центру, судя по всему, защитные военные сооружения.
Нужно отметить, что Петровская пристань, ныне не действующая (зато отличная смотровая площадка). Суда причаливают к Зимней пристани все в той же Средней гавани, а также к молу, но на пристани радует взор две декоративные вазы. Между тем, средняя гавань является главной гаванью Кронштадта. Место это для флота было выбрано Петром Великим. С 1700 года сооружали оборонительные укрепления Кронштадта. С 1713 года началось строительство гаваней. Средняя гавань образовалась, когда Военная и Купеческая гавани соединили стеной. Произошло это в 1720 году. Деревянные стены гаваней были заменены на каменные только в 1781 году по указу Екатерины Второй.
А чуть дальше тоже было интересно. Дальше – мол, вход, в который не свободен! И название у этого гидротехнического сооружения есть - Усть-Рогатка, она представляет собой две параллельные дамбы, образующие собой начало канала, ведущий к Петровскому доку. В восточную дамбу, кроме моряков и работников не пускают – они отсюда отплывают, так как дамба является пирсом, где пришвартовываются корабли Военно-Морского флота и гидрографические суда, а на территории Западной дамбы открыта тематическая зона боевых кораблей парка Патриот. Туда вход только за деньги. К слову, не маленькие.
В состав экспозиции входят корабли-музеи ракетный катер «Р-47 Тамбовский комсомолец» и «Эскадренный миноносец «Беспокойный». Также на открытой площадке представлены образцы корабельного вооружения различного назначения, техники ВМФ РФ - мины, торпеды, глубинные бомбы, РБУ, ракеты различных типов, спасательные средства. Но меня больше всего привлек Задний Створный маяк Большого Кронштадтского рейда - уникальный памятник архитектуры. Он построен в 1888 году и считается последним деревянным маяком в мире, хотя нужно поправить, сам маяк деревянный только снаружи — металлический каркас обшит деревянной доской.
Дальше меня ждал Петровский док.
Строительство крупнейшего в Европе сухого дока началось в 1719 году по указанию Петра I и продолжалось более трех десятков лет. Его длина составляет 384 метра, ширина – 34 метра, глубина – 10 метров. Открывала это грандиозное гидротехническое сооружение дочь Петра – императрица Елизавета в 1752 году. Она же именовала его Доком Петра Великого. Именно в то время в Кронштадте появился и знаменитый причал Усть-Рогатка. Восточная его стенка – Средняя гавань, Западная – гавань Купеческая. Между ними – Доковый канал длиной порядка километра. Откачка воды из Петровского дока производилась в Доковый бассейн по специальному каналу, длина которого составила - 400 метров. В конце XIX века ремонт судов в доке прекратился и этот канал больше не использовался.
Прогуляться по территории бывшего дока, конечно, легально не получиться, но, например, крест-канал Петровского дока увидеть можно, со стороны парка «Патриот» на якорной площади. Масштаб впечатляет, зрелище завораживающее, но печальна участь. В центре находится сливная горловина. Отсюда видно, что на доковых воротах даже сохранились доски. Нужно признать, что удивительно ровная кладка стен за триста лет прекрасно сохранилась, хотя воздействие на нее воды было колоссальнейшим. Сохранился до наших дней и центральный механизм дока — шесть двойных шлюзовых ворот и разворотный бассейн крест-канала. На дне в середине водоспускной колодец Крест-канала и доков. Такой постапокалиптический пейзаж.
А вот Доковый мост является единственным в Кронштадте и всем Петербурге разводным мостом, который не поднимается, а поворачивается! В недалёком прошлом, при необходимости захода корабля в док, мост просто отводился в сторону, судно проходило, и мост наводили обратно. Сейчас док в запустении и нужда в разводном мосте пропала, но это не значит, что мол не способен разводиться. Может!
Медленно двигался дальше. Слева – Итальянский пруд правильной формы. Он относится уже к Купеческой гавани и именно из пруда берет начало Обводный канал. Пруд построен в одно время с Итальянским дворцом (а это первая четверть XVIII века), который оказался по правую руку от меня через дорогу. Всем процессом постройки руководил итальянский архитектор Дж. Фонтана. Пруд практически вплотную примыкал к западному фасаду дворца, но позже был оборудован проезд, образовалась перемычка-набережная, ныне Макаровская улица, и водоем отступил. В середине XIX века стены Итальянского пруда были отделаны гранитом. Вдоль набережной по Макаровской улице расставлены оригинальные крепостные и корабельные орудия XVIII—XIX веков, когда-то состоявшие на вооружении Кронштадтской крепости и фортов, а также кораблей.
Современная набережная пруда представляет собой массивную высокую стенку из бутовой кладки, облицованную гранитными блоками. Выше уровня воды установлено 6 рядов гранитных камней.
В 1815 году был открыт первый пароходный маршрут в Кронштадт, они заходили как раз в купеческую гавань и отсюда же уходили в Европу, также в гавани вставали на зимовку торговые суда, в этот период с них снимали мачты с помощью специального крана и складывали на суше: мачты могли сломаться во время метели. Весной же, когда открывалась навигация, этот же кран водружал их на место, и корабли уходили по своим маршрутам. Этот самый старинный портовой высокий кран XIX века можно увидеть на берегу, как раз на том же берегу располагается аккуратное классическое двухэтажное здание с колоннами, чем-то напоминающее древнегреческую постройку – Рыбные ряды, где торговали дарами моря, питьевой водой из Ладожского озера, снастями. Ныне памятник архитектуры XIX века используется для иных целей – здесь находится военный склад, поэтому вход закрыт для простого любопытствующего.
На каждой стороне пруда обязательно что-то есть. В 1713 году на острове были заложены Военная и Лесная, Средняя и Купеческая гавани. Первым строителем гаваней был вице-адмирал К.И. Крюйс, впоследствии продолжил работу Э. Лейн. И вот на перемычке между Итальянским прудом и Купеческой гаванью в начале XIX века на месте деревянной кухни было построено здание Голландской кухни, где готовили питание для команд судов, стоявших в гавани Кронштадта. До туда я тоже прогулялся, ныне в нем музей-макет фортов.
Кронштадт – родина многих выдающихся россиян. Тут родились: вышеупомянутый П. К. Пахтусов, судовладелец, судостроитель, создатель первого в мире ледокольного судна М. О. Бритнев, поэт Серебряного века Н. С. Гумилев, лауреат Нобелевской премии, академик П. Л. Капица, один из авторов архитектурно-скульптурного ансамбля на Пискаревском кладбище - В.В.Исаева.
Также в разные годы в Кронштадте жили и трудились многие прославленные личности. Среди которых: флотоводцы, адмиралы С. К. Грейг, А. И. Круз, В. Я. Чичагов, физик, создатель первых электродвигателя, телеграфного аппарата и морской мины - Б.С.Якоби, А.Ф.Александровский – создатель торпеды и подводной лодки, А.Ф. Можайский – создатель первого русского самолета, оперная певица, народная артистка СССР Г. П. Вишневская, Ф.П.Литке – командир Кронштадтского порта и военный генерал-губернатор Кронштадта, и это помимо уже знакомых, А. Н. Попова, Ф. Ф. Беллинсгаузена, С. О. Макарова, Иоанна Кронштадтского.
Но среди них всех не было Айвазовского. А оказывается, картины Айвазовского хранились в императорских апартаментах дворца, а затем в комнатах музея Морского инженерного училища. Во все времена для военных моряков не было ближе художника Ивана Константиновича Айвазовского. Он был первым в истории отечественного искусства, кто удостоен чести стать живописцем Главного Морского штаба Русского флота с правом ношения адмиралтейского мундира. Иван Константинович воспел в своих творениях морскую стихию и героизм покорителей этой стихии. Крылатая фраза Айвазовского: «Море — это моя жизнь!» является девизом для каждого моряка. Но вот закавыка. До 2007 года имя великого художника-мариниста не было увековечено ни в мемориальных досках, ни в памятниках на территории России. И только в канун 190-летия со дня рождения художника, в Кронштадте выступили с инициативой увековечить художника. 15 сентября 2007 года установили первый в России памятник знаменитому феодосийскому маринисту. Рядом расположен памятный камень с надписью о том, что Феодосия и Кронштадт являются городами-побратимами. Автором скульптурного изображения стал Владимир Эмильевич Горевой.
На гранитном пьедестале перечислены заслуги Айвазовского перед искусством и обществом. Живописец изображен за работой - с палитрой и кистями. Высота памятника - 4 метра, высота бронзовой скульптуры - 1,8 метра.
Сколько интересностей собралось в одной части Кронштадта. Они, правда, заканчиваться и не собирались, тем и привлекает город. В каждом пяточке что-то этакое. Вот еще.
На устое Синего моста, куда я двинулся после итальянских достопримечательностей, с виду неприметное, но уникальное сооружение – футшток!
Чтобы сразу понимать, футшток — это планка-линейка с нанесенными на нее делениями для измерения уровня водной поверхности. Футшток в Кронштадте — один из старейших в мире, а его показания необходимы не только для определения уровня воды в Финском заливе.
Все это возникло не просто так. С начала своего основания Санкт-Петербург страдал от наводнений, самое разрушительное из которых произошло в ноябре 1824 года, и футшток для города был очень необходим. В 1889 году была установлена металлическая планка с риской, указывающей на эту величину. Планка показывает полосу «3,67 м». это отметка рекордного уровня воды, как раз во время небывалого наводнения 1824 года.
Ученый гидрограф Михаил Рейнеке в течение многих лет исследовал изменения уровня Балтийского моря и определил среднее его значение. По его инициативе в 1840 году непосредственно на каменный устой Синего моста в Кронштадте нанесли отметку этого значения, представляющая собой чугунную рейку, на которую нанесены фарфоровые отметки. От его нулевой отметки вычисляются глубины рек, морей, озер и высоты на всей территории бывшего СССР. Многочисленные исследования ученых подтвердили точность измерений Рейнеке, определившего средний уровень Балтийского моря. Расстояние от центра земли до кронштадтского футштока составляет 6370 километров.
В 1898 году в небольшом деревянном павильоне был установлен мареограф — самопишущий футшток, то есть прибор, автоматически отмечающий колебания уровня моря. Позже прибор перенесли в небольшое здание, построенное в стиле Петровской эпохи. Павильон, который можно видеть сейчас рядом с Синим мостом Кронштадта, возведен в Советское время в 1950 году. Здесь находится колодец глубиной в семь метров, соединенный с Финским заливом. Мареограф состоит из двух главных частей: поплавка на поверхности колодца и пишущего механизма. Несмотря на то, что мареограф работает в автоматическом режиме, по традиции, 4 раза в день сотрудник метеорологической службы Кронштадта также фиксирует эти показания.
Это не все, что меня удивило на мосту. На внутренней стене гранитного парапета в месте соединения Обводного канала с Итальянским прудом находился памятник, на котором были изображены три крохотные бронзовые рыбки в окружении стилизованных металлических волн. Это достаточно неприметный свежеокрашенный золотом памятник блокадной Колюшке. Не корюшке!
До ВОВ в Финском заливе водилось много видов рыбы, среди которых была и колюшка. Этот вид промыслового значения не имел и в мирное время считался сорным. Из-за малых размеров колюшка проскальзывала сквозь сети, но рыбаков это не огорчало. Ею пренебрегали даже коты.
Колюшка трёхиглая длиной не более шести сантиметров известна своей колючестью. Колючестью из-за наличия трёх острых шипов на спине и двух игл на брюхе. Несмотря на совсем малые размеры, она не даёт себя в обиду даже куда более крупным рыбам, включая щуку. При нападении колюшка растопыривает свои шипы и иглы, которые вонзаются в противника. Сама, являясь хищником, она агрессивна и прожорлива и в обычных условиях. Рыбаки говорят, что она набрасывается даже на крючок без наживки, принимая его за червя. Колюшка употребляет в пищу личинки, червей, икру и мальков других рыб. И вот ей, малосимпатичной рыбёшке оказалось суждено спасти от голодной смерти тысячи жителей Кронштадта во время блокады Ленинграда. В голодающем городе и его окрестностях не осталось домашних животных, а вся рыба в Финском заливе была выловлена. Оставалась только неприхотливая и живучая колюшка. И эта невзрачная рыбёшка, вылавливаемая сачками, сумками, рубашками, блокадными вёснами стала единственной едой кронштадтцев. Оказалось, что пятую часть её веса составляет жир, насыщенный полезными веществами – каротином и витамином E. Хозяйки, удалив жёлчный пузырь, перемалывали рыбу через мясорубку, затем готовили уху и котлеты на её красном жире, считавшиеся деликатесом. Учёные ленинградского Медицинского института во время войны даже разработали препарат «Жир колюшки», применявшийся для лечения ран и ожогов в госпиталях.
Люди, пережившие блокаду, никогда не забудут её. В 1957 г. поэт Л. Ведяйкин написал стихотворение «Один день из жизни кронштадтского блокадника», в котором впервые высказал мысль об установки памятника колюшке. Только в 2004 году был реализован микропамятник скульптором и кузнецом Н. Чепурной. Напротив памятника колюшке на перилах установлена мемориальная доска со строками из ещё одного стихотворения – «Блокадной колюшке» кронштадтской поэтессы Марии Аминовой. В нём «звучит хвала блокадной маленькой рыбёшке, что людям выжить помогла…». Памятник внесён в «Книгу памяти Великой войны». Ежегодно 27 января, в день снятия блокады, к нему приносят цветы. А среди рыбаков бытует поверье, что его посещение способствует удачной рыбалке.
Далее я отправился к последней точке осмотра. Ноги гудело знатно. Я покидал городское пространство Кронштадта и направлялся по цитадельскому шоссе в парк. Пришел в Парк - Остров Фортов.
Еще один городской парк Кронштадта, посвящённый истории Военно-морского флота. Здесь на территории 100 га, прилегающих к Каботажной гавани есть где развернуться: парк, музеи, фаст-фуд, памятники, иные локации. Но все-таки главной изюминкой, считаю, форты «Кроншлот», «Пётр I» и «Император Александр I». Сейчас они находятся в далеко не самом лучшем состоянии.
Меня привлекла Аллея героев, имена героев флота определило народное голосование: Пётр I, Григорий Спиридов, Фёдор Ушаков, Иван Крузенштерн, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, Павел Нахимов, Владимир Корнилов, Степан Макаров, Николай Эссен, Владимир Истомин, Сергей Горшков, Николай Кузнецов.
Также в этом городском кластере есть музей подлодок, одним из главных экспонатов музея стала первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», отбуксированная в Кронштадт в августе 2021 года из плавучего дока на Кольском полуостров.
Одним из украшений кластера - корабль «Ингерманланд» — русский 64-пушечный парусный линейный корабль 3 ранга, спущенный на воду 1 (12) мая 1715 года на верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства. Во время своей службы, с 1715 по 1736 год, линейный корабль входил в состав Балтийского флота. В Кронштадте установили точную, как уверяют мастера, копию линейного корабля "Ингерманланд". По идее авторов, этот фрегат должен стать основой будущей потешной флотилии.
Начало закатываться солнце. Мне очень хотелось побывать внутри форта «Петр Первый» («Цитадель), но понимал, что это невозможно, потому что он является одним из недоступных. Территория огорожена от посторонней колючей проволоки. Режимный объект, сейчас это база хранения военно-морского арсенала.
Дорога была интересной. От острова Котлин к форту Пётр I идёт дамба с расположенной на ней узкоколейной дорогой. Это единственное место в Кронштадте, где сохранилось железнодорожное полотно. Между прочим, общая протяженность железной дороги составляла 45 километров. Это был самый безопасный способ перемещения взрывчатых веществ.
Все. теперь точно всё.
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
А о прогулках по другим городам по ссылкам ниже.
Дмитров, Кемер, Троицк, Тверь, Малоярославец, Медынь, Кострома и даже по Ленфильму