Место притяжения, место гордости, место трагедии – удивительно мощное место силы. Сразу становиться понятно, почему Кронштадт называют туристическим, от толп туристов не увертеться. Главная доминанта Кронштадта, выше которой в городе не разрешено строить – этим и объясняется малоэтажность жилых комплексов. Да-да, это все о Морском Соборе Кронштадта!
Морской собор святителя Николая Чудотворца – это построенный последний самый крупный из морских соборов Российской империи, главный военно-морской храм России, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался еще с 1830-х годов, однако ходатайство вице-адмирала Н.И. Казнакова получило только в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
Хотя идея строительства в Кронштадте храма-памятника русскому флоту не нова. Первый морской храм появился здесь в 1728 году по указу Петра I от 13 июля 1722 года. Деревянный храм освятили в честь Богоявления, и простоял он более 100 лет. Высокая колокольня со шпилем, напоминавшим шпиль Петропавловского собора, была видна со всех точек Невского фарватера. К началу XIX в. старинный храм обветшал, и в 1829 года особая комиссия совместно с архитектором А.Н. Акутиным признала необходимость строительства новой церкви. Деревянный храм за ветхостью разобрали в 1841 году. В 1862 году, до строительства каменной церкви, по проекту архитектора А.С. Кудинова была выстроена временная деревянная церковь, просуществовавшая до 1932 года.
Собор решили строить на Якорной площади, ведь раньше на ней лежали старые якоря, представлявшее свободное пространство, и позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось бы в глаза мореплавателю. В сентябре 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершенный протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.
8 мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведен салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба. Николаевский Морской собор построен в 1903-1913 годах по проекту В. А. Косякова и тогда он стал и высотной доминантой Кронштадта. Собор относился к приходу кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.
Морской Никольский собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Главная святыня Российского флота возвышается над островом и морем. Его могучий купол, символ Города воинской славы Кронштадта, виден со всех точек Невского фарватера, с Васильевского и Елагина островов в Санкт-Петербурге. Величайшее предназначение – служить Собором морской славы России, собирать флотские реликвии, хранить память о моряках-героях, отдавших жизни во имя воинского долга, во имя Родины.
Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски, на которых были помещены около тысячи имен флотских офицеров, погибших с 1695 по 1913 гг., всех без исключения: православных и иноверцев, героев Гангута и Цусимы, моряков всех эскадр и сражений. Черные – с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
Октябрьская революция внесли в жизнь собора особые, трагические изменения. В 1918 году здание было передано Кронштадтскому Совету. 14 октября 1929 года храм был окончательно закрыт. 14 февраля 1930 года на Якорной площади состоялся антирелигиозный митинг. С храма сбросили колокола и кресты. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие чего храм прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, забрали из храма реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их при строительстве хозяйственных объектов. Долгое время основные помещения здания занимал театр Балтийского флота.
В годы Великой Отечественной войны в пространстве под куполом храма был размещён наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Во время артобстрелов в собор попало несколько артиллерийских снарядов. В ходе реставрации было решено сохранить в северной части Морского собора след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол и упавшей на гранитный пол в 1943 году.
В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. И только в 2001 году о нем, как о Соборе, вспомнили. 24 октября 2002 года на главном куполе Кронштадтского Никольского Морского Собора был установлен новый долгожданный крест – символ Христианства и Торжества Православия. 2 ноября 2005 года в день рождения св. праведного Иоанна Кронштадтского, в соборе была отслужена первая со времени его закрытия Божественная литургия.
Каков это собор ныне, почему столь огромное количество людей жаждет его увидеть? Никольский Морской собор выстроен в неовизантийском стиле. В целом, храм повторяет объёмно-планировочную структуру собора Святой Софии в Константинополе. У храма центральный купол на низком барабане с множеством окон, в интерьере опирающемся на четыре арки, перекинутые между гигантскими угловыми пилонами, имеются боковые полукупола с востока и запада, один из которых, восточный, перетекает в три полукупола апсид ещё меньшего размера. Диаметр купола – 26,7 метров, он расположен на высоте 52 метра и украшен вычурной росписью. В несколько переработанном, но вполне узнаваемом виде в кронштадтском храме присутствует и двухъярусные колоннады боковых нефов.
Росписи и мозаики на фасадах и в интерьерах Морского собора исполнены также под влиянием образцов византийского искусства. При этом в облике Морского собора присутствуют и явные цитаты средневековой западноевропейской (романской, и отчасти, готической архитектуры): две башни-колокольни на главном западном фасаде, тройной перспективный портал (там же), большие круглые окна в центре боковых фасадов. Уникальной особенностью Морского собора, по сравнению с византийскими храмами, является и обширный цокольный этаж-крипта. Мотив позолоченного рельефного оформления куполов восходит к храмовым постройкам русского барокко, возведённым по проектам Бартоломео Растрелли. Общая высота Морского собора с крестом — 75,3 м. Крест выглядит необычно, он обрамлен корабельным штурвалом.
Увидав такую красоту снаружи, просто не мог зайти во внутрь храма. Ни разу не разочаровался. Признаться, никогда ранее мне не доводилось видеть такие храмы изнутри, такой красоты. Это просто произведение высочайшего искусства. Внутри, как и снаружи – столпотворение, но это ни в коем разе не омрачило мое восприятие.
Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами. Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески. Остальные части храма были окрашены ровным колером. Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей. Орнамент пола геометрический и состоит из ромбов, квадратов и треугольников.
Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, украшены витражами. Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся чёрно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ Виктора Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале XX века.
Внутри собора хранится рака с мощами Николая Чудотворца, который является покровителем моряков, а также купцов и детей.
Два памятника выдающимся адмиралам русского флота – С. О. Макарову и Ф. Ушакову стали неразрывно связаны с Морским Собором. Возле них тоже было достаточно людей, все-таки памятники – настоящие сокровищницы и яркие достопримечательности Кронштадта.
Памятник Вице-Адмиралу Степану Осиповичу Макарову установили в первой половине 1913 года, на освящение из Петергофа на яхте «Александрия» прибыл император Николай II с дочерями Ольгой, Татьяной и свитой. Также присутствовали вдова адмирала, дочь Александра с мужем, сын адмирала Вадим стоял в составе почётного караула матросов крейсера «Адмирал Макаров».
В декабре 1913 года памятник дополнили тремя барельефами, показывающими три главных эпизода из жизни С. О. Макарова, и памятную доску: «В 1911 году камень этот, по Высочайшему повелению, поднят из воды на рейде Штандарт и передан для сего памятника. Памятник освящен 24 июля 1913 года в присутствии Его Императорского Величества Государя Императора Николая II».
Скульптором выступил Шервуд Леонид Владимирович. Бронзовый памятник достаточно высокий - 8,55 метров, из них 3,55 м — фигура, 5 м — постамент.
Идея увековечить память о выдающемся русском адмирале возникла сразу после трагедии. 31 марта 1904 года эскадренный броненосец «Петропавловск» подорвался на мине недалеко от Порт-Артура, и в течение двух минут затонул в водах Японского моря. Погибло около 650 человек, удалось спасти 80 человек. Вице-адмирал Макаров погиб на мостике «Петропавловска», вероятно, от обломка корабля.
Памятник не простой – эта целая композиция! Адмирал размещен на большой гранитной скале, установленной на невысокой базе, облицованной мрамором. Гранитная скала, на которой установлен памятник, изначально предназначалась для памятника императору Павлу I, но баржа, на которой скалу транспортировали из Выборга в Санкт-Петербург, затонула в Выборгском заливе. Скала пролежала на дне более 100 лет, пока в 1911 году по приказу императора Николая II её не подняли, затем освятили, после чего использовали для пьедестала памятника. На площадь со стенки Петровского дока 130-ти тонную глыбу перемещали на катках с помощью лебёдок. Сама скульптура, доски и барельефы были отлиты на заводе Карла Робекки в Петербурге.
Лицевой стороной памятник обращен в сторону Якорной площади. Памятник выполнен с необычайной экспрессией. Кажется, что Макаров вот-вот сделает шаг и пойдёт быстрой и решительной походкой. Ветер развевает полы адмиральской шинели. Волна, символизирующая японского дракона и пытающаяся увлечь в морскую пучину, вздымается у его ног. Преодолевая сопротивление стихии, Макаров правую руку опустил в карман шинели, а левой, застывшей в беспокойном воздухе, указывает жестом курс корабля или цель своей эскадры.
В скалу вмонтированы барельефы, показывающие главные эпизоды из жизни флотоводца. На одном из них изображён эпизод из Русско-турецкой войны на Батумском рейде: взрыв судна неприятеля вследствие атаки торпедного катера. На втором отображён ледокол «Ермак». На третьем передан момент гибели броненосца «Петропавловск», на котором в тот момент находился Макаров. Лицевую сторону пьедестала венчает лозунг вице-адмирала — «Помни войну».
С правой части памятника на бронзе выбиты стихи. Первоначально их автор был неизвестен, но позже из переписки Ц. А. Кюи удалось установить, что это Е. Дмитриев, хотя на авторство и сегодня претендует кадет О. Лобановский из Владимирского Киевского кадетского корпуса.
По периметру памятника установлена ограда в виде чугунных якорей с цепями, которые были отпущены со складов Кронштадтского военного порта. У монумента по сложившейся традиции моряки ежегодно принимают присягу.
Нужно дополнить, что Вице-адмирал, ко всему прочему, являлся изобретателем минного транспорта, разработчиком теории непотопляемости и русской семафорной азбуки, руководителем конструирования и постройки ледокола «Ермак».
C другой стороны Морского Собора, в менее заметном месте, но нисколько не второстепенном, установлен памятник адмиралу Феодору Ушакову. Он здесь недавно с 10 сентября 2015 года. Адмирал Федор Ушаков командовал Черноморским флотом с 1790 по 1792 гг и российскими военно-морскими силами в Средиземном море с 1798 по 1800 года. В боях он не потерял ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Своими победами над турками он закрепил за Россией Крым, внес особый вклад в школу военно-морского искусства, в создание Черноморского флота и устройство Севастополя, в освобождение Ионических островов и написание первой греческой Конституции нового времени. Не будучи никогда женат, последние годы провел рядом с Санаксарским монастырем, ведя образ жизни, близкий к монашескому.
А в 2001 году Русской Православной Церковью он был причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков. Он является единственным в мире флотоводцем, отнесённых к лику святых.
Памятник красивый, величественный, парадный. Адмирал на нем установлен в полный рост, выглядит достаточно реалистично и достоверно. На великом адмирале присутствуют все ордена и регалии. Отлично смотрится в дуэте с Морским Собором.
Высота бронзовой скульптуры – 2 метра 75 см, постамент выполнен из полированного гранита высотой 1 метр 75 см.
Моя прогулка по Кронштадту продолжилась. Но об этом в следующий раз. Это совсем другая история...
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
А пока можно почитать о Восточной части Кронштадта здесь.
А о прогулках по другим городам ниже.
Дмитров, Кемер, Троицк, Тверь, Малоярославец, Медынь, Кострома и даже по Ленфильму