Кронштадт удивителен и уникален. Хотя бы названием. Кроншта́дт – от немецких слов Krone — «корона» и Stadt — «город». По мне, коронованный город получается. И жителей следует называть – кронштадтцы, кронштадтка, кронштадтец – отличные скороговорки.
Кронштадт - совсем небольшой город, всего 19,35 км², но зато проживают тут практически 45 тысяч человек. Провинциальным, несмотря на малоэтажность построек, язык не поворачивается его назвать. Во-первых, не каждый малый город имеет статус город-порт, во-вторых, он располагается на острове Котлин и ряде островов искусственного происхождения, и, соответственно, омывается со всех сторон водами восточной части финского залива, ну а, в-третьих (а может быть и больше!), он до середины 90–х гг. являлся закрытым промышленным и военным городом, поэтому в нем сохранилась еще та неповторимая атмосфера, которую регулярно нарушают множество туристов.
Я вышел на конечной остановке «Ленинградская пристань», что находилась в Восточной части города. Кронштадт меня встретил памятным камнем, в честь величайшего открытия в истории человечества - изобретения радио в 1895 году знаменитым ученым - Александром Степановичем Поповым. Именно в этом славном городе находилась лаборатория, в которой трудился ученый, где он изобрел систему радиосвязи. Профессор Александр Попов преподавал в Кронштадтском Минном офицерском классе.
На Яхтенной площади было совершенно безлюдно, на небе сияло солнце, облака, словно по запросу, куда исчезли. Оглядевшись по сторонам, я направился к пирсу, откуда открывался изумительный вид на Невскую губу. Так бы и стоял. Почти бесконечно. Водная гладь гипнотизирует. Бетонный пирс был не нов, добротно залатана дорожка, по бокам – металлические, требующие покраски, ограждения. Стояло и несколько пришвартованных судов. Слева – территория яхт-клуба, а справа – спрятавшись в густых, зеленых насаждениях, территория Кронштадтского морского завода. Промышленный флагман Кронштадта. Практически четверть площади острова занимают воинские части, территория завода и Арсенал…
Кронштадтский морской завод – крупнейшее судоремонтное предприятие Северо-Западного региона России. Основано в XIX веке, в 1858 году. С начала ХVIII века в Кронштадте действовало Адмиралтейство. На его верфях строились и ремонтировались корабли. Со дня своего основания, завод занимается судоремонтом, за свою более чем 160-летнюю историю, отремонтировав свыше 10 000 кораблей и судов. Осенью 2014 года на заводе ремонтировался ледокол «Красин», а с сентября 2014 года по июль 2016 года здесь осуществлялся ремонт и модернизация крейсера I ранга «Аврора»
Начинало здорово припекать, вторым моим шагом стало посещение здесь же рядышком Кронштадтского пляжа. В нем все сделано для отдыха: деревянные дорожки, лавочки, детский городок, зонтики, золотистый песочек, отличные спуски к воде, будка спасателей. Подумалось, что на пару дней здесь можно было бы задержаться, поплавать. Вода теплая - руками и ногами потрогал ее. Люблю большие пространства! Где-то вдалеке виднелся КАД, но еще ближе – «пороховой погреб Морского ведомства». Вернее, бывший погреб.
Вновь вернулся на площадь. На противоположной стороне, я заприметил памятник-мемориал. Подошел поближе. Памятник представляет собой мемориальную композицию, в которую входит красная гранитная плита, на которой выбит текст, скульптурная стела с бюстом моряка, выполненным из серого гранита, а также расположенная позади памятника стена, на которой символически изображён огонь и помещены мемориальные доски. Этот мемориал открыт 25 июня 2010 и оказался посвящен Петергофскому десанту, на котором было увековечены фамилии 513 моряков-десантников, участников высадки 5 октября 1941 года. История трагична, выжил только один десантник. Вечная память героям!
Восточная часть Кронштадта по-прежнему оставалась тихой и немноголюдной. Я медленно шагал по Тулонской аллее – самой восточной улице Кронштадта. Слева – малоэтажный жилой комплекс, выполненный из красного кирпича. Его двухскатные крыши, французские балконы гармонично вписываются в образ города-порта и соответствуют самобытному кронштадтскому стилю. Справа – спортивное пространство со стадионами.
Гулять по аллее – удовольствие, по причине того, что магистраль, состоящая из двух проезжих частей, разделена пешеходной зоной, вдоль которой высажены чудесные липы. До середины XIX века какие-либо сооружения на Восточной части города отсутствовали. В 1854-1855 годах здесь были построены ряжевые пристани, соединённые с берегом деревянными мостами. Расположение одного из мостов совпадало с трассой современной Тулонской аллеи. Второй мост представлял собой ответвление от первого к юго-востоку. В 1880 году в пределах существующих причальных сооружений была построена новая пароходная пристань. С берегом она соединялась дамбой, созданной на месте деревянного моста. Территории, расположенные к северу от дамбы, постепенно были засыпаны, и в первом десятилетии XX века береговая линия этого участка получила очертания близкие к современным.
Часовню, которую я увидел в западной части Тулонской аллеи – отреставрирована к 300-летию города. И название у нее есть – Часовня Богоявления Господня «Спас-на-Водах». Здание имеет в плане форму квадрата, цоколь выполнен из крупных блоков красного финляндского гранита. Это первое в Кронштадте строение с таким покрытием. Черепица зеленого и синего цветов располагалась на плоскости ската в виде зеленых ромбов на синем поле, расположенных в шахматном порядке.
А вот разобранный большой кусок крепостной стены Кронштадта желтого цвета требует заботливых рук: отштукатурить, побелить, в общем привести в несколько человеческий вид. Как ни крути, это историческая достопримечательность города – Петербургские ворота. Сейчас уже не ворота, конечно.
Петербургские ворота были построены в 1831 - 1832 гг, а еще раньше появился вал, который, как и сам город появился вместе с крепостью осенью 1723 года. Но эти валы были достроены только во времена Екатерины II. В 1824 году произошло наводнение невиданной силы, воды которого земляные валы практически уничтожили. Тогда на месте валов стали строить каменные стены с оборонительными казармами и примерно в это же время появились Петербургские ворота. Позже после строительства новых фортов и батарей передовая линия обороны крепости была вынесена далеко вперед, и прорыв вражеских судов к крепости был практически исключен. Тогда была построена новая пристань - Петербургская, расположенная значительно южнее, но не в створе Петербургских ворот, а чуть севернее, поскольку ширина ворот стала недостаточной для увеличившегося потока прибывающих на остров людей и грузов. Для проезда в 1872 - 1873 гг. была разобрана часть крепостной стены справа от старых ворот, которые теперь оказались сбоку - слева от проезда. Так ворота ушли в небытие.
На противоположной стороне ворот, едва разглядел один из многочисленных кронштадтских памятных знаков – в этот раз он был установлен в честь победы у острова Котлин флотилии донских казаков и московских стрельцов над отрядом шведских кораблей 22 июля 1656 года. Под командованием стольника царя Алексея Михайловича — Петра Ивановича Потемкина. Памятник представляет собой гранитный пьедестал, на котором лежат две перекрещенные шашки, лук со стрелой и булава — символы казачьей силы и власти.
Именно донские казаки первыми начали борьбу за выход России к Балтийскому морю, которую в XVIII веке продолжил и успешно завершил в 1721 году Пётр Великий. Остров Котлин, известный новгородцам с древних времен, начал застраиваться по указанию Петра Первого для защиты от неприятеля новой столицы Российской империи.
Бывшие Ленинградский ворота открывали музейную площадь, на которой, как не сложно догадаться, имелось несколько музеев и достопримечательностей. Один из музеев - под открытым небом, экспонаты которой расположились вдоль стены. Это был даже не музей – а выставка скульптур и объектов, созданных специально для ежегодного экологического фестиваля " Кронфест". Они здесь уже несколько лет. Это стоит увидеть. Техника исполнения из вторичного отхода, б/у материалов равнодушным не оставляет. А местами даже поражает. Выставка арт-объектов экспонируется круглогодично, а «Кронштадтский Пегас» местного художника Юрия Ступицы является ее неким символом фестиваля. Он создан из клепок, дощечек от старых бочек. Помимо Пегаса тут есть его жеребенок, рыба, гигантский металлический комар, «крокодил», созданный из металлолома и дерева.
Главной музейной доминантой на площади все же считается музей истории Кронштадта, одно из его отделений, рассказывающей о подводной археологии. Мне нравится посещать такого рода места, поэтому мало задумываясь, я отправился внутрь, особенно учитывая какие события разворачивались на Балтийском море, найти можно множество уникальных экспонатов прошлых эпох. В залах музея собраны сотни предметов, поднятых водолазами. В витринах представлены предметы морского быта, керамика, детали судового интерьера и экстерьера, относящихся к концу XVII — середине XX века. Центральное место в музейном пространстве занимают два крупных фрагмента корпуса линейного корабля «Портсмут», дающие представления о том, как строились корабли во времена правления Петра Первого.
Признаться, здание под музей подобрано что надо. Тоже с историей и изюминкой, так сказать. В начале царствования Николая I в Кронштадте было решено перестроить и расширить водопроводную сеть города, устроенную ещё в 1804 году, почти на 60 лет раньше, чем в Санкт-Петербурге. ля этого требовалось заменить обветшавшие деревянные трубы чугунными, а также установить новую паровую водоподъёмную машину, наподобие той, которая была устроена в Петербурге при военно-сухопутном госпитале на Выборгской стороне. Проект водопровода представил в апреле 1827 года архитектор Алексей Никитич Акутин. По нему предлагалось подвести воду к каждому дому и поднять её до уровня третьего этажа - максимальной высоты зданий Кронштадта того времени. С некоторыми замечаниями, но его позже приняли.
Новое здание по указанию Николая I поставили так, чтобы образовалась регулярная площадь, а его фасад должен был быть подобен противостоящей Лютеранской церкви св. Елизаветы, построенной в 1835 году. Строительством в 1836-1839 гг. занимались военные инженеры В.П. Лебедев и Татаринов.
В двухэтажном купольном здании башни с шестиколонным портиком, а на фасаде - лепные орнаменты и герб Кронштадта в окружении дельфинов были размещены две паровые машины, каждая мощностью в 8 лошадиных сил. Они поднимали воду в резервуар, расположенный на втором этаже, откуда вода подавалась в городскую сеть. За зданием находился водоем, куда вода поступала из Финского залива, оттуда машиной вода поднималась в резервуар, находящийся на втором этаже, и уже оттуда подавалась в городскую сеть, обслуживавшую госпиталь, бани и водоразборные колонки.
Из купола водокачки периодически валил чёрный дым, паровые машины работали не слишком хорошо, потому их заменили обычной водонапорной башней, для чего понадобилась перестройка здания. Тогда в 1870-е гг. оно утратило первоначальный купол, вместо него выстроили верхний этаж с арочными окнами. После перестройки уцелел только характерный портик с шестью колоннами. В 1887 году водонапорная башня была надстроена и получила современный вид. Такой она и осталась до сих пор. А с июля 1991 года здесь начал свою работу музей истории Кронштадта.
Но история с водоснабжением на этом не заканчивается. В память о том, что это была главная водонапорная башня, рядом со зданием сооружены два фонтана и поставлена оригинальная скульптура-фонтан «Кронштадтский водовоз». Памятник сделан скульптором Ф. П. Крушельницким. Скульптура водовоза с бочкой воды находится внутри чаши бассейна фонтана, водовоз льет воду из ведра в большую бочку, из крана которой он, в свою очередь, вытекает в бассейн фонтана.
Скульптура символизирует период истории, когда на острове Котлин были проблемы с водоснабжением, питьевая вода тогда везлась из Петергофа. Водовозы играли в системе водоснабжения города Кронштадта большую роль. Они занимались доставкой воды жителям города до появления водопровода. Воду развозили в бочках («анкерах») объёмом до 50 литров на санях или салазках зимой, двухколесных повозках летом, разносили её по этажам и разливали в ведра. Воду водовозы набирали сами или покупали в водокачалках – деревянных или кирпичных будках с ручными помпами.
Позади Кронштадтского водоканала-музея, помимо башенного крана, я разглядел на возвышенности самые большие в Петербурге солнечные часы, они же Часы мира. Стрелкой, указывающей местное солнечное время на циферблате, является тень от штока большого старинного якоря. На 24 зубцах гранитной короны, обрамляющей основной циферблат, находятся малые солнечные часы, по которым можно определить астрономическое время во всех часовых поясах мира - напоминание о том, что из Кронштадта выходили корабли в разные дальние края. Установили их к 300-летию Кронштадта. Автором является изобретатель, житель блокадного Ленинграда Виктор Павлович Кахи.
Увиденное нужно было переварить. Людей, по-прежнему, было немного. Неужели такой весь Кронштадт? Дойдя до перекрестка с улицей Мануильского, нужно было решить куда идти. Выбрал – направо!
Передо мной стоял небольшой, аккуратный трехэтажный многоквартирный дом, судя по архитектуре – явно дореволюционная постройка. Началась территория, в которой живут простые кронштадтцы, бросилась в глаза ухоженность, дома хоть и разной архитектуры, и времени, но все малоэтажные и не выбиваются из общей городской постройки. У города есть лицо.
Кронштадтский Морской госпиталь основан в 1717 году, согласно Адмиралтейскому регламенту, при госпитале должна быть церковь. Она и появилась с 1728 года, при анатомическом театре, но в начале XX века построили каменную церковь-часовню, освященную во имя святого благоверного князя Александра Невского, покровителя путешествующих и моряков. Храм был построен по проекту архитектора В. Косякова, работавшего в это же время над проектом Морского собора в Кронштадте. Церковь использовалась как прощальный зал по выдаче тел усопших из анатомического театра госпиталя (притвор), и для отпевания православных. После 1917 года церковь, как это было заведено в то время, закрылась. Открылся храм вновь только в нулевых, а в 2016 году зарегистрирован как самостоятельный приход.
А дальше я отправился на неухоженный, северный берег Финского залива. Перед тем, как перешагнуть через железные металлические ворота, меня предупредили краской, красивым шрифтом на одной половине ворот:
«Кронштадтцы! Сохраним в чистоте берег нашего города! Уносите мусор на придомовые контейнерные площадки!»
Когда попал на берег, сразу понял: сюда редко ступает нога туриста. Берег дикий, не оборудованный, место где, местные вполне могут что-нибудь распить. Собственно, маргинальные личности, которых я встретил раньше, так и сделали. Юркнули с бутылкой и куда-то испарились.
Совершенно иной Кронштадт, напоминающий многие неблагоустроенные города. Купаться здесь, конечно, сложно. Тут Финский залив активно заболачивается, есть водоросли, осока, камыши, а вид интересный – КАД вдалеке. Обратные стороны зданий талантливо и далеко не очень изрисованы граффити, полузаброшенные здания с колючей проволкой. В поисках заброшенного советского пулеметного ДОТа, проклял данную местность. Трава выше меня, тропинки узкие, еле проходимые, так и гляди кто-нибудь выскочит и предложит что-нибудь. Решил, что при первом попавшимся случае, выйду обратно в Кронштадт и на этот берег больше не ногой.
Идти пришлось не так долго, увидел арку из красного кирпича, туда рванул. По пути слегка помесил грязь, получил неодобрительный взгляд овчарки и ее хозяина, гулявших на специализированной площадке. В общем, те еще ощущения, не сравнимые с тем Кронштадтом, в который я начинал ранее влюбляться.
А дальше мое сердце екнуло. Я только что прошел через проем от ворот, в сохранившейся части крепостной стены, по которой в блокадные годы проходила самая настоящая дорога жизни. Удивительно, но на противоположной стороне улицы, находится станция "скорой помощи" - город продолжает беречь жизни. Здесь действительно очень тихо. Вдали от мест скопления туристов установлен этот великий памятник, называемый «Малая дорога жизни». Установлен в 1974 году, а автором выступил В. А. Ануфриев. Противотанковый "ёж" с обрывками колючей проволоки и след от колеса полуторки - в них вся история блокады. Он стоял прямо здесь – скромно, лаконично и емко, как подобает настоящему герою. На памятнике имеется надпись: «Здесь в годы блокады Ленинграда проходила МАЛАЯ ДОРОГА ЖИЗНИ Горская-Кронштадт-Ораниенбаумский плацдарм 1941-1944 г.г.", а еще живые цветы…
Малая дорога жизни - это сеть ледовых дорог, существовавшая в период 1941-1944 гг. Она шла через Финский залив от Лисьего носа или Горской через Кронштадт на Ораниенбаумский плацдарм и использовалась на протяжении всех 872 блокадных дней для снабжения боеприпасами и продовольствием защитников Ораниенбаумского плацдарма и гарнизона Кронштадта, а также для переброски на Ораниенбаумский плацдарм частей Второй Ударной армии. К слову, современная дорога по дамбе в Кронштадт повторяет путь Малой дороги жизни по льду.
Я двигался дальше. Территория внутри между улицами Восстания и Советской, ограничившиеся по бокам улицами Рошаля и Аммермана представляла, в большинстве своем, спальный район. И здесь тоже не было высоток – все пятиэтажки и ниже. Дома, в основном, советской постройки, хотя попадались и более современные. Кронштадт, удивительным образом, превратился в моих глазах в тихий, ухоженный и типовой провинциальный городок со своими прелестями и недостатками. Запахло советским богатым наследием. Неожиданно оказался в сквере Кирова.
А дальше - центр города, но это уже совсем другая история...
Спасибо, что дочитали до конца!
Подписывайтесь на мой канал.
А пока можно почитать о прогулках по другим городам.
Дмитров, Кемер, Троицк, Тверь, Малоярославец, Медынь, Кострома и даже по Ленфильму