Поскольку были у меня статьи, посвящённые зимним и летним окнам, стоит отдать дань и наступившему времени года и посмотреть и на окна осенние. Тем более, что живописных работ на тему осенних окон ничуть не меньше. Многие художники так или иначе обращаются к теме окон, поскольку картина, в которой участвует окно, позволяет совместить несколько жанров: и пейзаж, и интерьер, и натюрморт, и портрет.
Например, все мы хорошо знаем картину "Девочка с персиками" Валентина Серова. На картине изображена Вера Мамонтова — дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. И эта сцена так впечатлила Валентина Александровича, что он попросил девочку ему позировать. И Вера терпеливо, каждый день, больше месяца позировала. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров».
Таким образом, Серов начал писать картину летом, а закончил уже осенью. И в окне за спиной девочки мы видим жёлтые осенние листья на деревьях в саду.
В картине Константина Коровина "Чёрный кот на подоконнике" за окном — осенний пейзаж, солнечный день "бабьего лета", а в интерьере комнаты мы видим натюрморт — прекрасный букет цветов в вазе на столе.
И ещё два интерьера с осенними окнами, написанных русскими художниками в начале XX века — работы Сергея Виноградова и Станислава Жуковского.
Млада Финогенова родилась значительно позже Виноградова и Жуковского — в 1941 году. Но есть в написанных ею интерьерах сходство с работами этих художников. Дом-мастерская Млады Константиновны и её мужа Вячеслава Стекольщикова находится в Борисоглебе. И художница часто пишет как виды Борисоглеба, так и интерьеры своего дома. Вот один из интерьеров. За окнами золотая осень, и на столе осенние цветы — золотые шары.
За более чем двадцать лет творческой карьеры Глеб Голубецкий выработал свой стиль, "новый импрессионизм", и уникальную авторскую технику. Он предпочитает работать мастихином, а цель своего творчества видит в том, чтобы создавать красоту и вызывать у людей радость. Голубецкий много путешествует и чаще всего пишет различные пейзажи, но обращается также и к другим жанрам. Ниже представлен интерьер, такой, где за окном — солнечный день ранней осени.
Наш современник Юрий Кудрин — признанный мастер натюрморта. И на картине, репродукция которой приведена ниже, представлен прекрасный натюрморт на фоне осеннего пейзажа за окном. Красные и белые астры, зелёные яблоки на подоконнике гармонируют с жёлтой листвой деревьев.
На картине Татьяны Лившиц представлен только осенний городской пейзаж — вид из окна на Москва-реку и её берега, застроенные домами.
Окно на картине французского художника Анри Ле Сиданэ (Henri Eugène Augustin Le Sidaner, 1862-1939 г.) выходит на прекрасный парк. Букет, стоящий на подоконнике, замечательно смотрится на фоне осенних деревьев. Оконная рама при этом словно рама картины, нарисованной природой.
Работа Леонида Осиповича Пастернака выполнена пастелью. По настроению она близка к строками Бориса Пастернака, сына художника.
Я дал разъехаться домашним,
Все близкие давно в разброде,
И одиночеством всегдашним
Полно всё в сердце и природе.
Совсем другое настроение показывает Наталья Тур. Осень — пора урожая и заготовок на зиму. Героиня картины варит яблочное варенье, руководствуясь рецептом из книги, а за окном — деревья в красочном осеннем убранстве.
Посмотрев в окно, которое изобразила Елена Романова, мы видим яблоки, ещё висящие на ветвях яблони.
Художники часто пишут окна своих мастерских и виды из этих окон. Несколько репродукций таких работ представлены ниже.
О том, что за окном мастерской Александра Самохвалова именно осень, а не другое время года, говорит букет из жёлтых кленовых листьев.
Кленовые листья мы видим и в мастерской Игоря Панова.
Очень яркая осень за окнами мастерских В.А. Беднова и Владимира Телегина.
Красивый вид из окна у Льва Блякницкого. А в небе стая улетающих птиц.
Герман Метелёв (1938 - 2006 гг.), которого называли "уральским Леонардо", жил и работал в Свердловске-Екатеринбурге. На своей картине он изобразил вид из окна мастерской, располагавшейся в доме на стыке улиц Декабристов и Восточной. День, судя по открытому окну, был тёплый. А листьев с деревьев облетело много, дворник, которого видно из окна, их собирает.
Алексей Суховецкий в своей картине объединил и осенний пейзаж за окнами, и интерьер, и натюрморт, и автопортрет. Правда, себя он изобразил в виде отражения в зеркале.
Татьяна Ниловна Яблонская написала две представленные ниже картины, будучи уже немолодым человеком. Но по работам этого не скажешь. Они наполнены светом и лирическим настроением.
Осень — начало учебного года. Ну, и, конечно же, раз начинаются занятия, то ученикам задают домашние задания.
На картине Владимира Ушакова мы видим трёх девчонок-подружек у окна в классе. А девочки, изображённые на картине Константина Николаевича Васильева, делают уроки. А за окнами — осень.
Мальчишкам, изображённым на картине Елены Леонидовны Леоновой, хочется на улицу, но родители не отпускают. Осень представлена в приглушённых тонах, что подчёркивает грусть детей.
Хорошо передано настроение и на картине Игоря Попова.
В картине Елены Юшиной яркий осенний вид за окном приобретает философский смысл, служит своеобразным символом веры и надежды.
И несколько осенних окон с котами. Всем известно, что эти домашние питомцы любят посидеть-полежать на подоконниках, понаблюдать из окна за происходящим на улице.
Дома тепло и уютно, а за окном — дождь. Несколько осенних окон в дождливую погоду представлены ниже.
А на картине Андрея Николаевича Аверьянова мы видим осень в городе из окна трамвая.
Во всех представленных работах окна показаны изнутри, так, как их видит человек, находящийся в помещении (ну, или в трамвае). Работ, где окна изображены снаружи, тоже немало, но они остались за рамками данной статьи. Приведу здесь лишь одну, которая мне очень нравится. На картине Константина Юона мы видим осеннее окно, в которое заглядывают ветки дерева с жёлтыми листьями, с балкона деревянного усадебного дома.
Тема осенних окон в живописи столь же неисчерпаема, как и зимних, и летних.
Поэтому приведу ещё несколько репродукций и ограничусь этим.
В заключение, как обычно, рекомендую свои любимые каналы, на которые подписана и всегда с интересом читаю.