Окна и виды из них — одна из излюбленных тем художников, и тема эта в живописи просто неисчерпаема. Когда-то я писала статью о зимних окнах в живописи, а сейчас, когда на дворе июль, хочется посмотреть на некоторые из летних окон. Ну, а поскольку вспомнила я о своём давнем намерении посмотреть на летние живописные окна, увидев в новостной ленте во "Вконтакте" репродукцию картины Владимира Владимировича Животкова (1940 - 2005 гг.), то с неё и начну.
Замечательное летнее окно, выходящее в сад! За окном солнечный день, на стекле — бабочка-крапивница, случайно залетевшая в дом и стремящаяся выбраться на волю, на столике возле окна — кувшин с букетом полевых цветов. Судя по составу букета, собран он в июле.
На картине Константина Юона окно раскрыто настежь, и глядя на открывающийся за окном пейзаж, хочется оказаться там, в подмосковной деревне Лигачёво, где находится дом К.Ф. Юона, в котором он работал полвека — с 1908 по 1958 годы.
Из окна, изображенного Станиславом Юлиановичем Жуковским, открывается вид, который тоже манит на улицу: погулять, посидеть у реки, а, может, и искупаться. А на подоконнике взор радуют фиалки.
И ещё два окна от Станислава Жуковского. На подоконниках тоже цветы: на одном, если верить названию, букет сирени (хотя это, скорее, не сирень, а дельфиниумы...но не могу же я по своей инициативе править название, если даже на солидных ресурсах написано "сирень") , на другом — колокольчики.
Следующий вид из открытого окна, на подоконнике которого расположен букет из ромашек и васильков, был запечатлён Георгием Александровичем Новиковым (1898-1981) около ста лет назад, в 1920-е годы.
Картина Марии Якунчиковой-Вебер (1870-1902) создана в 1896 году. "Окно" — одно из самых известных произведений в творчестве художницы. Образ непроходимой лесной чащи вдохновлял Марию с юности. Самые ранние изображения тоненьких молодых елей она исполнила карандашом в начале 1880-х годов под впечатлением от родительской усадьбы Введенское близ Звенигорода, окруженной густыми лесами.
Английский художник Спенсер Фредерик Гор (1878-1914) прожил не очень длинную жизнь. Заболев пневмонией, он умер в возрасте 35 лет, незадолго до начала Первой мировой войны. Но его картины радуют и будут продолжать радовать любителей искусства. Среди них и "Вид из окна", написанный в импрессионистской манере.
Далее — репродукция картины, написанной сразу двумя художниками, совместно. При этом звали их одинаково. И тот, и другой — Юлий Юльевич Клевер. Но один, старший, отец. А второй, младший, его сын. На картине, внизу, присутствуют подписи обоих. На изображённом ими окне, вернее, на подоконнике — ветви красной смородины в вазе. Картина словно напоминает о щедрости лета не только на хорошую погоду, но и на дары в виде ягод. А кисти красной смородины очень красивы!
Александр Михайлович Герасимов сейчас вспоминается, прежде всего, как первый в советской стране Президент Академии художеств, как живописец, писавший официальные портреты вождей. Но писал он и лирические картины, и одна из них — "Летний день". Этот день, выдавшийся дождливым, мы можем наблюдать через полуоткрытое окно. Сирень в банке на подоконнике на фоне закрытой створки, на стекле которой — капли. Глядя на картину, чувствуешь свежесть и влажность воздуха, ощущаешь летнее тепло и запах сирени.
Картина Герасимова хранится в музее русского импрессионизма в Москве. Там же можно увидеть картину "Лето", написанную Николаем Петровичем Богдановым-Бельским. Этот художник известен, прежде всего, как передвижник, писавший крестьянских детей. А здесь совсем другой сюжет, и стиль другой, близкий к импрессионизму.
Композиция картины многослойна. На полотне отражены несколько сюжетов: кошка, сидящая на подоконнике и наблюдающая за чем-то в саду; девочка на скамейке, увлеченная чтением; часть интерьера комнаты, включающей летний букет; садовый пейзаж со скульптурой. Прекрасная картина, вызывающая воспоминания и ассоциации.
Слелующее окно — от Марка Захаровича Шагала.
Картина написана летом 1915-го года, когда молодожены Марк Шагал и Белла Розенфельд жили на даче под Витебском. Художник изобразил себя и молодую жену любующимися вечерним пейзажем. Это было счастливейшее время для молодой четы, и в картине чувствуются душевное тепло и гармония.
К сожалению, не знаю, как называется следующая картина, и не могу точно сказать, кто её автор. Репродукция во многих местах приводится без указания каких-либо сведений. В одной из подборок, размещённых в сети, в качестве автора указан советский художник Юрий Станиславович Подлясский. Но, к сожалению, ни подтвердить, на опровергнуть это я не могу. А в Интернете бывает много ошибок...
Автор следующей картины — российский и советский художник Анатолий Иванович Луценко (1934 - 1998 гг.). Его окно очень отличается от других, представленных здесь, и чем-то (видимо, своей яркостью) напоминает работы Поля Гогена. А из окна мы видим сад художника и его жену.
Не зря говорят, что на ловца и зверь бежит. Сейчас открыла ленту новостей во "Вконтакте", и первая запись — репродукция картины Елены Борисовны Романовой. И я даже когда-то писала статью о Елене Романовой, и тоже приводила там эту репродукцию, но сейчас, увы, совсем о ней забыла. А она замечательная, заслуживает просмотра.
Очень я люблю "часики", и эти милые розовые цветы красиво смотрятся в букете, изображенном на окне.
И в заключение два окна от нашей современницы, художницы Елены Юшиной.
Представленная подборка летних живописных окон, конечно же, далека от полноты. Составлена она исключительно на основе личных предпочтений. Но надеюсь, что вам, дорогие читатели, рассматривание этих репродукций подарит несколько приятных минут, поможет отвлечься от проблем и суеты.
Хорошего вам лета!
И, как водится, рекомендую свои любимые каналы, на которые подписана и которые всегда с интересом читаю.