У дочери возникла тема в школе мифология и как то плавно перетекла у нас в тему куклок носящих название "Мотанки". Эта работа которая требует тщательности и особого настроя Это было отличной темой что бы мягко погрузить ребенка в свои славянские исконные корни. Подружить с родовыми корнями, тысячелетней историей создания предметов силы и современной жизнью. Мне хочется что бы мой ребенок знал и уважал свои корни и традиции, а создание такой вещи прекрасно этому учит. Далее будет та теория, не могу без нее, которая мне показалась актуальной для погружения в тему. По-моему мнению, прежде чем за что то браться надо как минимум понимать, что зачем и как нужно делать. Конечно мы не претендуем на создание полноценного предмета силы, со всеми нюансами, у нас была другая - учебная цель, соединения с корнями и энергиями предков, укрепления связи между матерью и дочерью.
Такие куклы можно найти в любой стране. У древних славян она носила название «Мотанка». Это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать - кто и где первым скрутил тряпичную куклу. Историки примерно оценивают ее возврат в 5000 лет и относят истоки возникновения к началу обработки льна и производству ткани.
В этой народной кукле воплотились мифологические представления древних людей: куклу наделяли свойствами защитницы домашнего очага, покровительницы семьи и счастья человека. До 19 века в российских семьях умели крутить не менее 30 разновидностей кукол.
Делятся эти такие куклы на 3 вида: игровые, обрядовые, обереги.
Делается кукла-мотанка из ниток, лоскутков, ленточек, сена и сушеных трав, древесной коры, крупы, зерна и других натуральных материалов. Раньше такого изобилия ткани и лент не было, поэтому, какие тряпочки были под рукой, такие и использовали, чаще всего — домотканые, старые рубахи, украшали бусинами, вышивкой, орнаментами.
Мотанок рукодельницы скручивали вручную по специальным правилам, в соответствии с традициями и назначением куклы.
К основным правилам, прежде всего, относятся: во-первых, что кукла изготавливалась или «моталась» без иглы и даже ножниц, из ткани, которую изначально рвали на лоскуты— шить при ее сборке было нельзя, чтобы судьба не была колотой и резанной.
Во-вторых, нити наматывали по ходу Солнца Востока на Запад, по спирали как символ бесконечной жизни и развития.
В-третьих, при изготовлении обязательно читали заговоры, молитвы и произносили пожелания тому человеку или моменту для чего изготавливалась кукла (например: счастья, добра, здоровья).
В- четвертых, в отличие от современных кукол, у мотанки нет лица. Этот обычай пришел еще из языческих времен, когда считали, что через лицо в человека входит душа, а кукла помощник, поэтому не должна иметь лица, как не иметь своей индивидуальности. Вторая причина, безликости - это недоступность влияния на нее нежелательных сил.
В-пятых, если делали для детей то часто использовали ткань от родительской одежды. Так же ни в коем случае нельзя делать из той одежды в которой человек болел.
В-шестых, делали куколку только женщины, девушки, дети и мужчины не изготавливали, но женщины с детства обучали девочек тому как правильно мотать куколок.
После изготовления мотанки, ей подбирали подходящее место. Сажали на руку когда в доме никого не было, закрывали глаза и спрашивали про себя: где ты хочешь поселиться? Первое место которое придет в голову и считалось подходящим. Обращались с ней бережно, благодарили за помощь и давали подарки в виде сахара и конфеток.
Теперь подробнее о некоторых самых известных видах куколок:
«Пеленашка». В старинной славянской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку, спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель. Изготавливала эту куклу мама для малыша пока его ожидала.
Кукла «Десятиручка» была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось.
Кукла «Богатство, плодородие» (СемьЯ, Московка). Кукла представляет собой многокомпонентную композицию: к телу основной куклы-матери поясом привязано множество деток. Считалось, что большое количество детей ведёт к процветанию рода, а значит, в доме, где много работников, всегда будет достаток. В общем, получается 7 человек: 1 целое из женщины и мужчины + 6 детей = 7 Я = семьЯ.
Кукла «Неразлучники» символ и оберег крепкого союза, моталась на свадьбу. Делалась как бы на одной руке, что бы быть вместе в радости и беде.
Куколка «Крупеничка» (другие названия Зернушка, Горошинка) - это оберег на сытость и достаток в семье. Эту куклу наполняли гречкой, пшеном, пшеницей или рожью. Это главная кукла в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Иногда зерна из этой куколки сажали весной.
«Подорожница». Куколка уберегала путников, особенно в те далекие времена, когда путешествия были долгими и опасными.
Куклы «День и Ночь» – куклы обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
«Доля». Эта Кукла древнеславянский оберег «на счастье», помогающий притягивать радость и везение. Её отличительными особенностями является коса - поднятая вверх и поднятые вверх ручки.
Кукла «Травница» - традиционно использовалась как семейный оберег: ей приписывали способность очищать в доме воздух, отгонять болезни, уберегать от злых сил. Древние хозяйки прятали в оберег Травницу листья, стебли и цветки одного растения, а иногда помещали в нее целый сбор.
Дочка выбрала две куколки первую мы сделали Пеленашку, вторую Крупеничку. Процесс очень захватывающий и интересный, увлекательно подбирать разные красивые платочки, фартучки и бусинки, ткани и кружева и аккуратно все это скручивать и потом казалось бы из груды тряпочек появляется милая и красивая куколка.
#славянскиесимволы #мотанки #кукламотанка #славянскиекуклы #славянскиекуклымотанки #мотанк