Краснодар уже много лет входит в топ-3 городов России по количеству людей, желающих переехать в него навсегда, опровергая тем самым существующий миф о том, что все стремятся в города на Черноморском побережье.
Причём стремятся в столицу Кубани не только жители холодных регионов, но и кубанцы, проживающие в различных населённых пунктах Краснодарского края, жители Ставрополья и Ростовской области.
Современному краснодарцу кажется, что подобное нашествие началось лишь недавно. На самом деле - южный город притягивал людей со всех концов России со времён своего основания.
Город, построенный промышленниками и предпринимателями, всегда расширялся быстрыми темпами. Даже послереволюционная неразбериха и послевоенная разруха не смогли остановить его развитие, а даже послужили толчком к ускоренному росту новых городских территорий.
Таблица статистических данных показывает, что увеличение количества населения столицы Кубани началось с 1794 года и не останавливается по сей день.
Переезжающим нравится тёплый климат, большое количество рабочих мест, торгово-развлекательных центров, театров, детских развивающих центров, ухоженность центральных улиц, близость моря и гор.
Но пожив 5-6 лет в Краснодаре они начинают окунаться в проблемы, которые не видели за лоском фасадов: транспортный коллапс, дефицит социальных учреждений, отсутствие нормальных дорог и тротуаров, ветхие инженерные сети, низкие зарплаты. Но теплится в их душе надежда, что рано или поздно все проблемы разрешаться.
Уроженцы Краснодара в этом не уверены. Более того - их жизненный опыт подсказывает - выхода нет и не будет. Давайте и мы рассмотрим подробнее, как власти города решают задачи по развитию города.
Краснодарский транспортный хаб
Краснодар занимает уникальное положение, находясь на пересечении путей, связывающих Европу, Азию, Америку.
В России есть всего лишь две уникальные площадки для международных полетов мировой авиации - Краснодар и Красноярск. Краснодар находится на кратчайшем пути Чикаго-Дубай. Из краснодарского аэропорта можно очень быстро долететь по главным воздушным магистралям в любую точку мира.
В 90-е главный архитектор Краснодарского края А.Е. Мокроусов, предлагал построить авиационный хаб, котрый даст новый толчок в развитии города, рабочие места и деньги. Строительство современного авиационно-транспортного хаба началось только сейчас, благодаря кубанскому олигарху. Чем закончится эта затея и что принесёт городу - пока непонятно.
Ситуация на дорогах Краснодара
Краснодарские пробки известны наверно во всей России.
Очень долго горожан кормили обещаниями о ликвидации железной дороги, которая разрезает город на две части и сковывает автомобильное движение. Северные мосты, перекинутые через железнодорожные пути, давно перестали справляться с потоком транспорта.
На проекты переноса рельсовой магистрали было потрачено много времени и денег, но теперь оказалось, что железную дорогу вынести из города никто не позволит, поскольку это кратчайший путь из Москвы на юг. Удлинять его, заводя в обход Краснодара, нерентабельно.
Специалисты предложили выход - строительство скоростного путепровода с мостами и развязками прямо над железнодорожными путями. Тогда водители, заезжая в город, не мельтешили бы в сети узких улиц, а проехав по путепроводу съезжали в нужном им месте.
Поднимать автодороги на второй уровень - это мировая тенденция, но только не в Краснодаре. У властей отговорка всегда одна "денег нет".
Был, помнится, проект про перехватывающие парковки. Он быстро канул в лету из-за своей фантастичности. Ведь подобные объекты для стоянки двухсот тысяч автомобилей (именно столько ежедневно въезжают в Краснодар) заняли бы огромные территории. А где взять столько свободной земли? если каждый клочок Краснодара давно занят или продан. Да и нет в городе развитой сети общественного транспорта, чтобы проехать без пары пересадок в нужное место. И какой водитель захочет пересесть из чистого, комфортного авто в дребезжащие, старые, без кондиционеров, муниципальные транспортные средства?
В общем ближайшее будущее не избавит город от пробок.
Краснодарская диспропорция между строительством жилья и социальных объектов
Первый класс "Я" это не анекдот. Это реалии Краснодара.
Жилые комплексы строятся непрерывно более 15 лет. Квартиры уже не продаются, а строительство всё равно не останавливается. При этом рядом не возводится ни детских садов, ни школ, ни поликлиник, ни прочих социальных объектов необходимых для жизни.
Старые школы, с устаревшей планировкой и тесными классными помещениями, "трещат" по швам от количества детей.
Городу, с населением 1,3 миллиона человек, катастрофически не хватает около 80-ти школ, 300 детских садов, десятка поликлиник и больниц.
В этом году было сдано в эксплуатацию 5 новых школ - капля в море проблем, на решение которых нужны миллиарды рублей, которых как всегда - нет.
Рабочие места в Краснодаре
Краснодар входит в топ-3 городов России по объёму сданного жилья. Строительный бум не останавливается, а значит ежегодно в город переезжают сотни тысяч новых переселенцев.
Что с ними делать? Где они будут работать? В торговых центрах и офисах?
Все понимают, что для вовлечения населения города-миллионника в созидательный трудовой процесс необходимы производства, которых нет.
И если к восточной части Краснодара примыкает свободная огромная площадка, где сейчас строят какие-то склады и небольшие предприятия, то западная часть заполнена только магазинами. Это немыслимо - в 21 веке жить в городе, где востребованы только услуги продавцов, парикмахеров и грузчиков.
Столица Кубани, славившаяся своими инженерами, изобретателями, учёными, медиками превращается в базар "купи-продай".
Зарплата в Краснодаре 40-50 тысяч считается огромной. Большинство довольствуется суммой 25-35 тысяч в месяц.
Фекальная канализация Краснодара
В свете всех проблем уже не удивительно, что в распиаренном на всю страну городе не хватает коллекторов фекальной канализации.
Когда частный сектор столицы Кубани сидит на септиках и выгребных ямах - это печально, но терпимо. Но когда многоквартирные дома тоже производят водоотведение в ёмкости, которые раз в неделю выкачивает ассенизатор, а то и вовсе сбрасывают в Кубань - это позорно.
В начале нулевых немецкие подрядчики предложили построить за три года современный канализационный коллектор на глубине 10 метров. Они готовы были взять часть средств в "Дойче-банке" под небольшой процент. От города требовалось вложить лишь 15 % от стоимости объекта.
Администрация города на такую сделку не пошла. Видимо прозрачность расчётов, где нельзя ничего "распилить", её не устроила. Поэтому в Кубани купаться будет невозможно ещё долгие десятилетия, а может и всю нашу жизнь. Ведь городские власти не спешат строить новые подземные городские коммуникации.
Хорошо хоть иногда реконструируют существующие водопроводы, канализацию и теплотрассы.
Реконструкция старого фонда в Краснодаре
Ветхие коммуникации в Краснодаре можно было бы полностью перестроить при полной реконструкции старых жилых кварталов.
Второй год власти города уверяют нас, что вскоре начнётся реновация исторического центра. Но время идёт, а существенных изменений нет.
Разве что, то там, то сям, появляются нелепые новостройки среди трущоб.
Старые кварталы "хрущёвок", которые обещали снести в жирные 2010-е, так же оставили в покое на ближайшие сто лет.
Между ними, то и дело, втискивают высотки на месте старых промзон, пустырей, где предполагалось разбивать парки, а то и вовсе - в просторных дворах.
Вывод
Друзья, если вы очарованы Краснодаром, посетив пару раз раз, и мечтаете переехать сюда навеки, то прочитав статью - задумайтесь, нужно ли вам окунаться в неразрешимые проблемы тесного и шумного миллионника? Ведь в России так много красивых городов, где есть работающие предприятия, проведена канализация, отсутствуют пробки на дорогах и достаточно мест в школах и детских садах.