Найти в Дзене
iluminary | лингвистика

Гипотеза о происхождении языка Фредерика Л. Кулиджа и Томаса Винна

Природа происхождения языка вызывает в науке споры, и начинаются дискуссии уже с определения языка. Некоторые лингвисты рассматривают язык в широком смысле в качестве коммуникативной системы, в которую включены как чувственные и двигательные системы живого организма, так и понятийно-интенциональные системы, которые обеспечивают намеренное или ненамеренное общение в основном внутри одного и того же вида. Сторонники такого широкого взгляда на язык рассматривают данную систему коммуникации как присущую всем животным, включая человека. Система связи, присущая только людям, то есть языковая способность в узком смысле, обладает рекурсией, теоретически бесконечной способностью языка последовательно повторять элементы или грамматические структуры определенного типа (He can take a letter from you to her and then one from her to you and then one from you to her and then one from her to you and then one from you to her and then one…). Рекурсия является отличительной чертой современного языка. Язык человека в данном случае является частью языка в широком значении. Другие лингвисты и антропологи считают, что язык присущ только человеку и не наблюдается даже у приматов. Они также полагают, что никто кроме человека разумного не имел языка, следовательно, язык рассматривается ими как дар человеку. Они признают, что у животных есть свои способы общения, но они не имеют ничего общего с человеческим языком.

Давайте посмотрим на то, как рассуждают психолог Фредерик Л. Кулидж и археолог и антрополог Томас Винн относительно происхождения языка. Язык нужен для коммуникации, он развивался на протяжении миллионов лет, а в его основе находятся более простые устные формы общения у первых социализированных приматов, которые впервые появились 65 миллионов лет назад. Затем эти устные формы общения превратились в протоязык, чьим первым пользователем, возможно, оказался человек прямоходящий. Вероятно, у него был существенный словарный запас, но синтаксис и грамматика либо были очень простыми, либо отсутствовали. Сравнительные исследования современных животных проливают свет на эволюцию языка.

Вполне вероятно, что на развитие языка самое большое влияние оказала прагматика. Мартышки мона издают по крайней мере два разных звука для предупреждения о хищниках и комбинацию звуков для влияния на поведение членов группы, которая никак не связана с хищниками. Современные верветки издают как минимум три разных звука для предупреждения о трех разных хищниках и учат произношению этих звуков своих детенышей. Человек прямоходящий, появившийся около 2 миллионов лет назад, обладал мозгом в 12 или 15 раз больше, чем у современных мартышек, что означает, что они должны были уметь произносить даже больше звуков, чем современные обезьяны. У человека прямоходящего мозг был устроен сложнее, чем у современных обезьян. По этой причине было бы неверным думать, что человек прямоходящий или неандертальцы, у которых мозг был на 50 процентов больше, чем у человека прямоходящего, были немыми и только умели жестикулировать, петь, свистеть или вообще не были знакомы с языком. Крайне важно помнить, что простейшие организмы, такие как планарии, имеющие рудиментарный мозг и нервную систему, приспосабливаются к окружающей среде и реагируют на внешние стимулы. У них не наблюдается проведение связи между звуком и значением в качестве некоего символа, то есть стимулы окружающей среды связаны именно с определенным подходящим вариантом поведения. Такое использование звуков, наполненных значением, должно было внести свой вклад в развитие фонологической и декларативной памяти, позволить запоминать сведения о родственных связях, лидирующих особях и пр.

По всей видимости ранние приматы использовали звуки в виде эмоциональных восклицаний для выражения удовольствия, боли, предупреждения о хищниках, оповещения о наличии еды. Иными словами, первоначально язык был способом выражения внутреннего эмоционального состояния через восклицания. Интересно, что пациенты с афазией Брока (не способные говорить, но сохраняющие понимание языка), часто могут ругаться, но делают это не намеренно короткими заученными ругательными словами, особенно когда уронили что-то или удивлены. По всей вероятности, эти восклицания, отражающие внутренние переживания, быстро эволюционировали в межличностные средства общения между сородичами. В результате крик, который указывает на внутренний страх перед хищником, стал способом оповещения об опасности других.

Затем возникла потребность в командах. Современные приматы, млекопитающие и рептилии знают иерархию, в которой одни особи доминируют, а другие подчиняются. Хотя звуки команд, вероятно, не сильно отличались от обычных восклицаний, можно наблюдать, что рычание, визг животных сопровождаются разными позами, мимикой, указывающими на намерение животного.

Для третьего этапа развития понадобился существенный скачок в развитии когнитивных способностей. Переход от приматов к первым человекообразным обезьянам произошел примерно 35-40 миллионов лет назад. В результате него изменилось соотношение мозга и тела. Некоторые современные обезьяны дают названия хищникам и обучают им своих детенышей, весьма вероятно, что так поступали и ранние обезьяны.

Для четвёртого этапа характерно появление вопросительных предложений, что также потребовало существенного скачка в эволюционном развитии, который, вероятно, произошел примерно 4-2,5 миллиона лет назад. Вероятно, человек прямоходящий был первым человеком, который умел задавать вопросы и отвечать на них.

Предполагается, что человек прямоходящий совершил полный переход к наземной жизни. Антрополог Робин Данбар предположил, что мозг человека прямоходящего в то время подвергался воздействиям со стороны социальных потребностей больших групп, поскольку их группы стали составлять примерно по 100 особей. Поскольку число членов группы увеличивалось, то возникали потребности в увеличении территории проживания. Исследование новых территорий стало предъявлять требования к расширению словарного запаса. Умение приспосабливаться и выживать в опасной и изменчивой среде также связано с базовыми языковыми навыками.

Как уже говорилось, путь эволюции языка рассматривается учеными по-разному. Одни считают, что язык развивался постепенно, то есть сначала появились крики, а затем протоязык у человека разумного. Другие считают, что язык появился внезапно примерно 100 000 лет назад в результате некой генной мутации.

Несмотря на то, что нет достоверных доказательных о некой генной мутации, приведшей к возникновению языка, есть все основания полагать, что 100 000 назад с человеком действительно что-то случилось. У неандертальцев и человека разумного, которые жили 100 000 – 150 000 лет назад, мозг существенно не отличается, а их культуры были похожи: они хоронили умерших, не создавали художественных фигурок, не рисовали в пещерах и не делали украшений. Примерно 75 000 лет назад обе культуры начали меняться, причем у человека разумного изменения были более существенными. Неандертальцы и человек разумный стали изготавливать украшения, но только человек разумный изобрел технологию изготовления лука и стрел, которой никогда не было у неандертальцев. Примерно 50 000 лет назад человек разумный направился в Европу, где уже жили неандертальцы примерно 200 000 лет или более, и принесли культуру, которую археологи называют ориньякской. Ее представители делали сложные наскальные рисунки, отличающиеся от простых картин неандертальцев. Захоронения человека разумного стали включать определенный инвентарь. Несмотря на то, что в то время наблюдались межвидовые скрещивания между человеком разумным и неандертальцами, обе культуры оставались в значительной степени генетически различными. В течение короткого периода времени (примерно 10 000 лет) сосуществования на одной территории, неандертальцы исчезли. Считается, что тогда у человека разумного произошел расцвет культуры, хотя некоторые ученые не видят качественных различий между рисунком неандертальца из Гибралтара, сделанным примерно 41 000 лет назад, и сложным наскальным рисунком в пещере Шове, сделанном несколько тысяч лет спустя человеком разумным.

Большинство антропологов и археологов, однако, видят разницу между ориньякской культурой человека разумного и неандертальцев. Некоторые утверждают, что огромные культурные различия можно было бы объяснить разными культурными традициями. Биолог Э. Уилсон указывал, что гены оказывают влияние на культуру и вероятно, что генетические различия неандертальцев и человека разумного привели к фенотипическим различиям.

Насколько вероятно, что единичная генная мутация могла привести к значительным различиям между культурами? Есть основания полагать, что могла. Учеными был обнаружен ген, который в связке в другими привел к росту мозга у человека разумного где-то в промежутке между 60 000 и 12 000 лет назад. Хотя мозг человека разумного значительно изменился, точная природа генотипических и фенотипических изменений все еще не ясна. Ученые указывают, что мозг человека разумного изменился в промежутке от 100 000 до 30 000 лет назад и эти временные промежутки совпадают со случившимся культурным расцветом.

Следующим этапом в развитии языка стало появление условного наклонения. Сослагательное наклонение высказывания выражает желания и гипотезы. Интересно, что по крайней мере в английском языке условное наклонение почти всегда состоит из двух простых предложений, каждое из которых содержит глагол, одно в повествовательном и одно в сослагательном наклонении. Например, в предложении «I wish that I were stronger», первое предложение «Я желаю» носит повествовательный характер, в второе предложение «чтобы я был сильнее» представляет сослагательное наклонение, потому что это утверждение противоречит фактам.

Как отмечалось ранее, существуют данные о том, что у человека разумного по сравнению с неандертальцем произошли существенные изменения строении тех частей мозга, которые отвечают за функционирование внутренней речи и понимание языка. Ученые полагают, что это могло сыграть решающую роль в развитии современного рекурсивного мышления у человека разумного, особенно в появлении эпизодического буфера или эпизодической памяти. Возможно, культурный расцвет был, по крайней мере частично, связан с улучшением эпизодической памяти. Возможно, человек разумный извлекал из памяти некоторые эпизоды, проводил над ними мысленные эксперименты, и так появилось условное наклонение.

Итак, в научном сообществе выдвинута гипотеза о том, что рабочая память и язык развивались в тандеме. При этом язык развивался постепенно, начиная от криков ранних приматов до протоязыка человека прямоходящего. Одной из первых функций языка было общение. Вероятно, прагматика речи влияла на развитие рабочей памяти. Первоначально человек пользовался восклицаниями, командами, повествовательными и вопросительными предложениями. Примерно 100 000 лет назад что-то произошло, вероятно, тогда появилось сослагательное наклонение, которое требует развитой рабочей памяти, а также в это время произошла генная мутация, которая привела к расширению теменной доли, связанной с эпизодическими воспоминаниями. В результате появилось рекурсивное мышление. Вероятно, результаты культурного расцвета человека разумного – это выражение желаний, представлений и мыслей, которые не соответствовали действительности (в речи выражаются в сослагательном наклонении).

Спасибо за прочтение и лайки:)