Найти тему
Эпонимы и Мы

ГВОЗДЬ КЮНЧЕРА

Перелом трубчатых костей - тяжёлая травма, особенно если это перелом со смещением, открытый перелом, а речь идёт о бедренной кости. Как вы помните, именно этим заканчивается роман Хемингуэя "По ком звонит колокол", где главный герой понимает: в полевых условиях это - всё, хана.

Понятное дело, переломы лечили и в давние времена, интуитивно понимая, что для успешного исхода надо постараться как можно точнее совместить фрагменты, зафиксировать конечность и обеспечить её неподвижность, чтобы обломки спокойно срастались, не тёрлись и в месте перелома не возник ложный сустав. Обычными шинами этого добиться довольно сложно, но до изобретения гипсовой фиксации и, тем более, АППАРАТА ИЛИЗАРОВА, было предложено немало самых разных способов, как улучшить процесс лечения.

Один из весьма оригинальных методик разработал немецкий хирург Герхард Кюнчер. Он предложил установить внутри трубчатой кости специальный металлический стержень - ГВОЗДЬ КЮНЧЕРА, который бы выполнял роль своеобразной арматуры, позволяющей совмещать обломки как при открытых, так и закрытых переломах. Для этого пациенту просто делали прокол выше или ниже травмированного участка, сверлили кость и вставляли внутрь тот самый гвоздь. А то и сразу два.

По большому счёту, идея лежит на поверхности, несмотря на то, что стержень располагается как раз внутри. Единственное, что лично меня во всём это напрягает, это судьба жёлтого костного мозга, который в ходе подобной операции сильно страдает. И хотя он, в отличие от красного костного мозга, не осуществляет кроветворной функции, как пишут учебники, это только в обычных условиях, а в случае больших кровопотерь или при некоторых патологических состояниях организма "в нем появляются очаги миелопоэза за счет дифференцировки приносимых сюда с кровью стволовых и полустволовых клеток". Но перелом - это как раз то самое "патологическое состояние", которое в данном случае усугубляется не просто нарушением целостности кости с обрывом кровеносных сосудов и нервов, но и радикальным вторжением в мир жёлтого костного мозга.

-2

Впрочем, это мои чисто дилетантские рассуждения. Потому что метод Кюнчера, на самом деле, очень неплохо показал себя во время Второй мировой войны, когда хирургам приходилось иметь дело с огромным количеством повреждений, в том числе, конечностей.

-3

Что интересно, сам ГВОЗДЬ КЮНЧЕРА имеет довольно сложный профиль, очевидно, чтобы уменьшить его массу, сохранив высокую прочность.

Как сказано в описании, методика Кюнчера была малотравматичной, не открывала место перелома, чем ограничивала распространение инфекции, требовала короткого реабилитационого периода и малых финансовых затрат.

Фото с сайта https://narod-trauma.ru/wp-content/uploads/2011/09/kuntscher.png
Фото с сайта https://narod-trauma.ru/wp-content/uploads/2011/09/kuntscher.png

Герхард Кюнчер (6 декабря 1900 – 17 декабря 1972) - немецкий хирург.

Родился в Цвиккау, Саксония. Учился в Вюрцбурге, Гамбурге и Йене. Во время работы в Киле заинтересовался вопросами хирургического лечения переломов. Там же он встретил Эрнста Поля, инженера, и владельца фирмы по производству хирургического инструментария в Киле. Их дружба и сотрудничество имели долгую жизнь.

Первые операции с использованием своего изобретения Кюнчер провёл в ноябре 1939 года на кафедре хирургии университета в Киле.

Поначалу, как и полагается, врачи встретили информацию об этом с неодобрением, и немецкие военные не одобряли инновацию Кюнчера, однако в разгар войны, в 1942 году, когда количество раненых и травмированных было огромным, было решено всё-таки внедрить идею в массы.

С 1942 по 1944 годы сам он находился в финской Лапландии и учил местных хирургов использованию своего гвоздя на практике. Говорят, благодаря этому военные врачи добились успеха в лечении солдат и умудрялись возвращать их в боевое состояние всего за несколько недель.

Среди них, например, были летчики, которые прыгали с парашютом и ломали бедра при приземлении. Все предыдущие методы лечения переломов бедренной кости требовали не менее 6 недель постельного режима, а Кюнчер умудрялся сделать так, чтобы пациенты могли ходить уже через несколько дней после операции.

С нашей точки зрения, Кюнчер сделал очень многое, чтобы война продолжалась и кровь проливалась, ибо вылеченные им солдаты возвращались на фронт и убивали наших бойцом и мирных граждан. Но он был врачом, то есть человеком, который призван помогать людям, независимо от их убеждений и взглядов, поэтому его действия по окончании Второй мировой никто не только не осудил, но, наоборот, даже одобрили. Особенно те, кого он поставил на ноги.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!