В Западной Африке сохранились такие древние социальные институты, как тайные общества. Возникшие ещё на закате матриархата мужские союзы представляли собой сильные общественные организации.
Матриархат - здесь понимается прежде всего, как счёт родства по материнской линии. Что выглядит гораздо более естественным для обществ, где установление отцовства часто было затруднительным. Мать же всегда известна. Соответственно, пожилые женщины-матриархи имели большое влияние.
Но, как считают многие этнографы, зарождение мужских союзов в Западной Африке происходило в тот момент, когда общество ещё не вполне созрело для отказа от родо-племенного строя. И в противовес мужчинам женщины тоже стали объёдиняться в свои тайные союзы.
Социальная роль таких союзов в догосударственную эпоху чем-то напоминала роль полиции, судов, а порой и коллекторов.
Один человек - мал и слаб и посему всегда приятно, когда за твоей спиной стоит некая невидимая сила. Это создаёт чувство защищённости. И если племя охраняет от внешнего врага, то тайный союз способен защитить уже от самого племени, что иногда и не лишне.
Кроме того, союзы и мужские и женские - это уже надплеменные образования. То есть человек начинает идентифицировать себя не по принадлежности к конкретному роду, а по членству в союзе.
В таком случае, ветхий человек должен умереть? Хотя бы символически. Отсюда возникают инициации со всяческими пугающе-мистическими спектаклями.
Когда неофит падает и должен лежать неподвижно порой и несколько дней, а по деревне в это время носят куски козьего мяса, убеждая всех, что это всё, что от него осталось. Затем следует обряд воскрешения и передача тайных знаний и мифов.
В Западной Африке, например, ткачество было исключительно мужской привилегией. Кто обладает тайным знанием и навыком - тот и лидер, не так ли?
Чтобы вступить в союз человек должен что-то отдать - пожертвовать какие-либо ценности. Выход же из союза и вовсе невозможен, разве что через смерть.
Мужские и женские союзы на предгосударственной стадии характерны для всех обществ. Прошли через них и римляне и кельты. Своеобразной формой союзов стали монашеские ордена, скажет тамплиеры или масонство.
Но в Западной Африке такие союзы не выродились, а продолжают оставаться до сих пор реальной политической силой.
И часто за политиком -мужчиной стоят влиятельные женские союзы.
Спасибо за внимание!
Возможно, Вас заинтересует!
Статьи: - Эфиопия - страна христиан в окружении мусульманской культуры.
Масаи - как у них всё устроено
Этнический мир Западной Африки
Видео - Африка в лицах