В данной статье мы рассмотрим, что такое утилизационный сбор транспортных средств, как он работает и почему он так важен.
Что такое утилизационный сбор?
Утилизационный сбор – это налог, который взимается с производителей и импортеров за каждое произведенное или ввезенное на территорию страны транспортное средство. Он распространяется на легковые и грузовые автомобили, автобусы, спецтехнику и другие виды транспортных средств. Данный сбор необходим для того, чтобы обеспечить их последующую утилизацию после окончания срока службы.
На сумму утилизационного сбора влияют масса, возраст и объема двигателя транспортного средства, а также то, произведено оно в России или импортировано.
Несмотря на свое название, утилизационный сбор представляет собой аналог таможенных пошлин. Эта мера была введена в России в 2012 году, когда страна, соблюдая обязательства перед Всемирной Торговой Организацией (ВТО), вынуждена была снижать ввозные пошлины на автомобили. Утилизационный сбор был введен, чтобы компенсировать убытки от снижения этих пошлин, и его размер практически соответствовал снижению таможенных пошлин.
Изначально утилизационный сбор распространялся только на импортные автомобили, но позднее правительство, следуя требованиям ВТО, расширило его применение и на отечественных производителей. Чтобы обеспечить главную цель утилизационного сбора — защиту местных автозаводов, правительство компенсировало его из бюджета.
Как правило, утилизационный сбор платят:
- производители – за транспортные средства, которые изготовили в стране;
- импортеры – за транспортные средства, которые они ввезли;
- покупатели (как компании, так и частные лица) – за транспортные средства, по которым утилизационный сбор ранее не был оплачен.
Утилизационный сбор по каждому транспортному средству платят только один раз. Если производитель, импортер или первый владелец единожды уже перечислил сбор, то последующие владельцы транспортного средства больше его не платят.
Если вы въезжаете в Россию на своей машине для личного пользования, то в большинстве случаев утилизационный сбор платить не требуется. Утилизационный сбор обычно взимается при ввозе автомобилей на территорию России с целью их дальнейшей продажи или использования в коммерческих целях.
Утилизационный сбор выполняет несколько важных функций:
- Снижение негативного воздействия на окружающую среду: путем обеспечения правильной утилизации и переработки опасных отходов можно уменьшить загрязнение почвы, воды и воздуха.
- Содействие устойчивому потреблению и производству: утилизационный сбор стимулирует компании и потребителей к разработке и использованию более экологически чистых продуктов и технологий.
- Финансирование экологических программ: средства, собранные в результате утилизационного сбора, направляются на финансирование программ по утилизации и переработке, что способствует сокращению количества отходов, отправляемых на свалку.
- Содействие круговой экономике: утилизационный сбор поддерживает концепцию круговой экономики, в которой ресурсы максимально эффективно используются и перерабатываются, а не выбрасываются после первого использования.
- В заключение, утилизационный сбор играет важную роль в содействии устойчивому развитию и охране окружающей среды. Он способствует обновлению автомобильного парка и стимулирует развитие более экологически чистых технологий в автомобильной индустрии.
Изменения:
С 1 августа в России вступила в силу новая система утилизационных сборов для автомобилей, которую вводили с 2012 года вместе с таможенными пошлинами. Следует отметить, что утилизационные сборы заметно увеличились, в некоторых случаях даже в сотни раз. Теперь частные лица могут ввозить автомобили по сниженным ставкам только для личного использования, о чем мы расскажем подробнее. Однако важно учесть, что при покупке импортированного автомобиля необходимо тщательно проверить документы, так как разницу в утилизационном сборе придется оплачивать не продавцу или перекупщику, а покупателю.
Базовые ставки остались неизменными: 20 000 рублей для легковых автомобилей и 150 000 рублей для других категорий. Однако, при расчете утилизационного сбора эти ставки умножаются на повышающие коэффициенты, и для юридических лиц эти коэффициенты значительно увеличились.
Например, для автомобилей возрастом до трех лет с объемом двигателя от 1 до 2 литров коэффициент увеличился с 8,92 до 15,03. Это означает, что ранее утилизационный сбор составлял 178,4 тысячи рублей, а с 1 августа он возрастет до 300,6 тысячи рублей. Для подержанных автомобилей с объемом мотора от 1 до 2 литров утилизационный сбор увеличится с 313,8 тысячи рублей до 528,8 тысячи рублей.
Хуже ситуация с машинами с двигателями большого объема. Так, для новых автомобилей с моторами 2–3 литра утильсбор возрос с 281,6 тысячи до 844,8 тысячи, то есть ровно в три раза. Для подержанных машин этой же категории он увеличился с 480,2 тысячи до 1,279 миллиона рублей.
Далее шкала идет по нарастающей, и для самой дорогой категории подержанных машин с объемом мотора более 3,5 литра утильсбор вырастет с 700,2 тысячи до 1,624 миллиона рублей, то есть более чем вдвое.