Найти в Дзене

Что влияет на вовлечённость слушателя академической музыки? О драматургии фортепианной игры

Оглавление

Вот-вот занавес откроется, и дорогой слушатель погрузится в бесконечный мир образов, переживаний и всего богатства пианистической техники, музыкальных красок и тембров… Или погружение не состоится? И раздосадованный слушатель так и останется сидеть ровно на своём месте в ожидании удачного момента, чтобы скорее покинуть зал?

Изображение категории лицензии Creative Commons
Изображение категории лицензии Creative Commons

📕 В своём очередном статейном диптихе немного расскажу о значимости интерпретации музыкальной формы и пианистической реализации всего, что её составляет. О том, что вообще есть музыкальная форма произведения и о нескольких её видах. Также приоткрою тайну дорогому читателю о том, что – музыка, это невидимый театр, игрой своей создавать который в силах лишь тот, кто видит и слышит его...

Музыкальное произведение, как театральный мир на ладони 🎭

В безграничном пространстве музыкальной литературы (в данном случае говорю конкретно о фортепианной) охватывающем значительную часть культурно-исторической хроники человечества, каждое произведение можно различать по всевозможным признакам музыкальной формы, жанра, стиля (композиторской техники), назначения т. д. и т. п.

Существует музыка подобная потоку сознания, где не определены её конкретные грани, она словно живёт загадкой внутри исполнителя, перенявшего её у композитора. И слушателю не всегда дано её раскрыть.

Однако, также существует колоссальный объём музыки, которая абсолютно поддаётся конкретному «структурно-сценарному» анализу, относясь к той или иной музыкальной форме.

Здесь есть и действующие лица, и всевозможные декорации, сменяющие друг друга в точном соответствии сценария. И самое главное – драматургический план обуславливающий весь психологизм конкретного произведения.

Что бы это означало?

«Не знаю (забываю), что играю – играю ни о чём»

И как следствие:

«Не понимаю, о чём играют. Скучно. Хочу домой» (мысли слушателя)

Если только это не Гранд-опера́, там можно просто смотреть, и этого будет достаточно...

Изображение категории лицензии Creative Commons
Изображение категории лицензии Creative Commons

Конечно, можно переместить ответственность на слушателя, мол: «Прежде чем ходить на концерты академической музыки (любого направления), изучите как следует её структуру, форму и всё прочее, а потом приходите. И будет интересно, обещаем!»

Не будет. Даже мне не интересно, когда все «действующие лица» музыкального представления «спят за кулисами». Происходит это от недостаточности осмысления исполнителем этих «действующих лиц», то есть музыкальных тем и всего того, что происходит между ними.

Безусловно одного осмысления мало, здесь требуется мастерство реализации, сама художественно-техническая работа артиста-пианиста. Но сейчас не об этом.

Музыка, как искусство визуализации

Фактически, музыкальное произведение — то же самое кино, пьеса, в которой существует своя система отношений, своя драматургия, т. е. конфликтность (её зарождение, завязка, кульминация и развязка).

Но на вряд ли прежде, чем смотреть спектакль или кино и понимать его, человеку приходится изучать литературу посвящённую искусству кинематографии или сценическому искусству. Однако никто не станет с особым интересом смотреть скучную работу, которой присуща драматургическая недостаточность, если можно так сказать.

С процессом слушания то же самое.

С музыкой, конечно, сложнее, так как её не видно, и визуальный ряд в этом случае обеспечивает активная работа мозга, считывающего информацию из музыкального материала. В этом кроется одна из причин быстрой утомляемости от академических концертов: либо от скуки и непонимания, либо от большого напряжения.

Послесловие

В этой части своего диптиха я вкратце рассказала о существовании безусловной программности в музыке, связанной со структурой её формы. О её внутренней сюжетности и о том, насколько важна её качественная интерпретация. Насколько важно уметь донести до слушателя каждый образ, каждую деталь «музыкально-сценического декора», а самое главное – погрузить в очередную невербальную историю… А может это драма, а может повесть…?

В следующей части подробнее расскажу о музыкальной форме и о том, где же там сокрыты действующие лица!

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Вторая часть статейного диптиха:

А также:

Подробнее о моём канале: