После смерти супруги Андрей Иванович решил, что все их имущество с покойной супругой должно достаться дочери во избежание необходимости после его смерти повторно заниматься оформлением наследственных прав. Он подал нотариусу заявление о том, что отказывается от наследства и заодно написал, что отказывается выделять свою долю пережившего супруга в совместно нажитом с покойной супругой имуществе.
Процесс оформления наследства, как известно, занимает немало времени - 6 месяцев, и за это время отношения Андрея Ивановича с дочерью дали трещину. Дочь проявила неуважение к отцу и высказала угрозы, требуя полного послушания от отца, ведь он теперь зависит от ее воли.
Андрей Иванович осознал, что допустил ошибку, поторопившись все передать дочери и решил исправить эту оплошность. Он повторно обратился к нотариусу, теперь уже с заявлением о выделении из совместно нажитого имущества во время брака его доли, поскольку на вкладах в банках размещены денежные средства, нажитые в период брака.
Дочь обратилась в суд с иском к нотариусу, поскольку считала, что действия нотариуса по принятию последнего заявления отца о выделении супружеской доли являются незаконными. Она указала, что отец отказался от своей доли, о чем писал в заявлении нотариусу, такое заявление является безотзывным.
В свою очередь, Андрей Иванович заявил в суд иск к дочери с требованием о признании его права на 1/2 долю в общем имуществе супругов на денежные средства во вкладах, открытых на имя покойной супруги. По его мнению, первоначальный отказ от супружеской доли не лишает его права, как пережившего супруга, претендовать на 1/2 долю в праве общей собственности.
И вот что решил суд: отказать в удовлетворении требований, заявленных дочерью, удовлетворить требования, заявленные Андреем Ивановичем.
В обоснование своего решения суд привел следующие доводы:
Из ст. 1150 ГК РФ следует, что после смерти одного из супругов (бывших супругов) в его наследственную массу входит имущество, составляющее его долю в общем имуществе, а остальная часть общего имущества поступает в единоличную собственность пережившего супруга. Тем самым общая совместная собственность на такое имущество прекращается, а принадлежащая умершему доля в имуществе переходит к его наследникам. Однако в том случае, если переживший супруг (бывший супруг) откажется от принадлежащей ему доли в общем имуществе, в состав наследственного имущества подлежит включению не доля умершего супруга, а все имущество в целом.
При этом отказ от выделения супружеской доли не является безотзывным и окончательным, поскольку такого условие в законе не названо (в отличие от отказа от наследства).
Напротив, статьей 236 ГК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо действительно может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Однако такой отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из этого следует, что, отказавшись от своего права на супружескую долю, переживший супруг, в данном случае Андрей Иванович, вправе до приобретения права на долю иным лицом (в данном случае - его дочери) переменить свое намерение и вновь принять вещь во владение (либо, как в данном случае, высказаться о наличии права общей долевой собственности супругов).
(Апелляционное дело №33-587/2020 Калининский районный суд г.Чебоксары)
Андрею Ивановичу повезло, что он передумал "вовремя" - до момента выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство его дочери, иначе судебное решение состоялось бы не в его пользу.
Запись на юридическую консультацию по тел: +7(985)536-21-85