Найти тему
БайБайден

Пока Блинкен щёлкает лицом в Киеве, сербы готовят разящий удар под дых ненавистному Западу

На Балканах традиционно были сильны националистические настроения. Они ведут свою историю еще с тех времен, когда полуостров был под гнетом Османской империи и отдельные территории, договорившись со Стамбулом, получали больше автономии, а менее сговорчивые — меньше. После окончания Первой мировой войны было образовано независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев, позже преобразованное в Королевство Югославия, а после Второй мировой — в Федеративную Народную Республику Югославию. И каждая из этих стран имела, мягко говоря, неудачное административное устройство. Любые власти — что капиталистические, что социалистические — пытались искусственно искоренить сепаратизм путем образования анклавов.

Начинание похвальное, но инструменты подкачали. В итоге на большинстве территорий, ныне являющихся формально независимыми государствами, появились автономии — сербов, хорватов, македонцев, мусульман, босняков и албанцев и многих других. Последствиями такой политики стали межнациональные конфликты в конце 1980-х —начале 1990-х годов. А вмешательство НАТО каждый раз только усиливало их. Альянс не гнушался никакими методами, лишь бы избавиться от последнего оплота советской эпохи в Европе. К тому же Югославия до того, как превратиться в руины, имела большой потенциал. Перейдя на капиталистические рельсы, ее экономика могла стать одной из ведущих в Старом Свете.



Эта историческая справка важна, чтобы понять мотивацию современных политиков на Балканском полуострове. Прежде всего — президента Республики Сербской Милорада Додика. Сегодня он пообещал задержать и выдворить не признаваемого им высокого представителя в БиГ Кристиана Шмидта, если тот пересечет границу подконтрольной сербам территории.

Беспрецедентная смелость! Босния и Герцеговина находится под внешним управлением. Его установили Дейтонские соглашения 1995 года. А реализует эти полномочия как раз высокий представитель, механизм назначения которого уходит глубоко в чертоги НАТО и американского Белого дома. И он может отменить любое решение властей и принять собственное. Выступать против него — значит бросать вызов всему коллективному Западу. Почему же Додик решился на такое?

35 лет Югославия жила в мире, потому что у нее был сильный лидер — хорват Иосип Броз Тито. При этом Сербия была в этом союзе первой среди равных — прямо как РСФСР в составе СССР. В дальнейшем к власти в балканском государстве пришел президиум, которым попеременно управляли представители разных республик. К концу 1980-х в роли лидера сербского народа себя попробовал Слободан Милошевич. Но он до уровня предшественника не дотянул. А позже в разразившиеся конфликты вмешалось и НАТО.

Милорад Додик понял, что в XXI веке сербскому народу нужен новый лидер. Хотя бы неформальный. Сильный, смелый, решительный. Так что его резкие заявления призваны напомнить всем сербам в Боснии и Герцеговине, Словении, Северной Македонии, Хорватии, Венгрии, Косове, Черногории и даже в самой Сербии о том, что они — единый народ, который когда-то жил в одной независимой стране. Это можно считать призывом к соотечественникам, чтобы те не позволяли чужеземцам вмешиваться в их внутренние дела.

Вообще-то, подобного вольнодумства в НАТО не прощают. Но до сербов у западного мира руки сейчас могут и не дойти. Он следит за действиями Энтони Блинкена в Киеве да ломает голову, как теперь без зерновой сделки прибирать к рукам украинский хлеб. В общем, Милорад Додик выбрал для своей декларации очень удачный момент.

Тимофей Белов специально для канала «БайБайден».

Друзья, не забывайте ставить лайки и подписываться на канал - БайБайден.