Часто спрашивают о том, какие темы будут на ЕГЭ. Мы, преподаватели, отправляем всех читать Кодификатор.
Кодификатор - это документ, который скачивается вместе с демоверсией с сайта fipi.ru. В нем описывается всё, что проверятся на экзамене: умения, навыки, грамматические и лексические темы.
Как раз в самом конце Кодификатора к ЕГЭ есть раздел "Детализированное тематическое содержание речи". Там и находим наш заветный список тем для устой и письменной частей экзамена.
Кодификатор времени от времени обновляется, что и произошло в этом году, но об этих изменениях чуть позже.
Какой уровень сложности у лексики на ЕГЭ?
Задания в ЕГЭ рассчитаны и на базовый (пороговый) уровень А2+ и B1, и высокий уровень (выше порогового), т.е. B2.
В устной части у нас первые 3 задания - базовые, а последнее - высокого уровня. Email - это базовый уровень, а эссе-отчет - высокий.
Тем не менее и в базовых заданиях может повстречаться сложная лексика и более абстрактные темы. Например, вот такие вопросы были на прошлом экзамене:
Согласно Cambridge dictionary "preserve" - это слово уровня B2, который входит в экзамен. Но это задание заявлено же как базовое.
Я не против таких слов и таких абстрактных и интересных тем для рассуждения. Просто выпускники должны быть готовы размышлять и знать достаточно слов, чтобы понимать, о чём вопрос.
Как применять темы из Кодификатора?
А теперь рассмотрим Кодификатор более прицельно. Для вашего удобства я разместила темы из нового Кодификатора вместе с прошлогодними. Раньше было 19 тем, сейчас 17. Раньше была информация по базовому и углубленному уровню, теперь всё в одном флаконе.
В Кодификаторе даётся лишь общая широкая темы и подтемы. Мы смотрим на описание и примерно представляем вопросы, например, из задания 3 - интервью. Вопросы могут быть общие (да-нет), обычно у них на конце стоит дополнительный вопрос Why or why not? И специальные (what, why, when, how often?).
Итак, самая первая и популярная тема - "Повседневная жизнь и быт". Сюда же входят отношения с семьей и друзями.
Добавили новую трактовку - Конфликты и их разрешение. Обратите на неё внимание, возможно именно это будут проверять в новом году. Например, могут спросить:
1. Have you ever had a conflict with a friend? How did you resolve it?
2. What are some common causes of conflicts between teenagers? How can you avoid them?
3. What are some effective steps to take when mediating a conflict between friends?
Следующая тема отсутствовала в прошлогоднем Кодификаторе.
Вопросы могут быть такие:
1. What is your natural hair color and do you have any favorite hairstyles or hair products that you use?
2. How would you describe your personal style?
3. In what ways do you think society's beauty standards impact your self-image?
И отдельно выделили тему покупок и моды, раньше эти темы были в "Повседневная жизнь и быт".
Тема здоровья часто появляется на экзамене. Здесь нужно иметь какие-то понятия о здоровом образе жизни, знать какие продукты полезные, а какие вредные. Важно знать, что говорить про здоровые и нездоровые привычки.
Также более подробно описали тему школы. Раньше о ней было меньше подтем. Посмотрите, и опять здесь про проблемы и их решение. Видимо, хотят из наших выпускников настоящих trouble-shooters сделать.
Обратите внимание на тему школьные социальные сети. Я не совсем понимаю, что это такое. Возможно речь идет о соц.сетях, которые мы используем для общения с одноклассниками:
1. What social networks do you use to connect with your friends at school?
2. How do you think social networks affect the way you communicate with your friends at school?
3. In your opinion, what are the pros and cons of using social networks to maintain friendships in school?
Далее идёт тема выбора профессии. Здесь ничего нового. Обязательно потренируйтесь отвечать: какие профессии востребованы сейчас, какие качества ценят работодатели, если ли профессии чисто женские и мужские и т.д.
Далее про роль иностранного языка, опять же ничего нового.
Затем идёт тема про молодежь в современном обществе. Я объединила её с несколькими похожими из прошлого Кодификатора.
Интересная подтема про ценностные ориентиры. Она была и в прошлом документе, но на углублённом уровне. Можно попробовать ответить на такие вопросы:
1. What values do you think are important for teenagers to have?
2. How do you think your values differ from those of your parents or older generations?
3. What are the recent changes in social values and how do they affect the perspectives of young people?
Ну и последняя тема на сегодня - спорт.
Раньше она входила в досуг молодежи, а сейчас её вынести отдельно. Обратите внимание на подтему Олимпийские игры. Я думаю, что её надо брать отдельно: обсуждать виды Олимпийских игр, какие соревнования бывают, возможно что-то из истории и, конечно, информация про российских спортсменов. Например:
1. What sports are played in the Summer Olympics?
2. How do the Olympic Games promote international cooperation and understanding?
3. In your opinion, what impact do the Olympics have on the host country's economy and infrastructure?
Впереди всё самое интересное: сложные темы и как с ними справиться. Но об этом в следующий раз. Stay tuned!
Навигация по моему блогу, главные статьи
А пока можно почитать вот эти статьи:
Какие слова-связки бывают, как правильно их использовать в email в ОГЭ и ЕГЭ?