Найти тему
Мекленбургский Петербуржец

🟢🇩🇪📰(+)Handelsblatt: «Германия предпринимает новую попытку создания танкового альянса» (перевод с немецкого)

Обзор немецких медиа

🗞(+)Handelsblatt в статье «Германия предпринимает новую попытку создания танкового альянса» рассказывают, что Германия, Италия, Швеция и Испания хотят разработать новый боевой танк. Этот проект конкурирует с текущим сотрудничеством между Берлином и Парижем. Уровень упоротости: отсутствует 🟢

Немецкий танк Leopard 2 в Литве. Бундесвер планирует закупить замену тяжёлым боевым танкам в ближайшее десятилетие © dpa
Немецкий танк Leopard 2 в Литве. Бундесвер планирует закупить замену тяжёлым боевым танкам в ближайшее десятилетие © dpa

Германия предпринимает новую попытку разработать преемника Leopard 2. Как стало известно Handelsblatt из промышленных и политических кругов, под руководством компаний Krauss-Maffei Wegmann (KMW) и Rheinmetall альянс с партнёрами из Италии, Испании и Швеции должен разработать новый боевой танк.

Несколько дней назад стороны подписали соответствующие контракты, и теперь партнёры вместе хотят подать заявку на финансирование из Европейского оборонного фонда (EDF). На кону стоит трёхзначная миллионная сумма.

Слияние стало неожиданностью, поскольку Германия уже заключила аналогичное сотрудничество с Францией. В 2017 году правительства договорились о проекте основного боевого танка под названием Main Ground Combat System (MGCS), который должен прийти на смену Leopard 2 и французскому танку Leclerc с середины следующего десятилетия.

Обе страны доверили этот проект KMW и французскому производителю танков Nexter, которые впоследствии объединились в совместную холдинговую компанию KNDS. В проекте также участвует компания Rheinmetall. Однако спор о разделении труда между партнёрами уже несколько лет тормозит реализацию проекта вооружения [франко-германский танк… Ни де Голль, ни Роммель бы такого не поняли 😀— прим. «Мекленбургского Петербуржца»].

Теперь правительство Германии продвигает планы нового старта совместно с Испанией, Швецией и Италией. Интересно, что в этом проекте участвуют также Rheinmetall и KMW. А вот французская компания Nexter, родственная KMW, остаётся вне проекта, сообщил человек, знакомый с планами.

Официально, однако, Германия и Франция придерживаются проекта MGCS. Французские правительственные круги не захотели комментировать слияние Германии с другими европейскими партнёрами и сослались на продолжающиеся переговоры между министром обороны Борисом Писториусом (СДПГ) и его французским коллегой Себастьеном Лекорню. По его словам, проект танка будет обсуждаться на запланированном на начало октября выездном заседании франко-германского правительства.

Представитель федерального министерства обороны подтвердил в понедельник в Берлине, что в проекте MGCS произошли задержки. Однако никаких решений о продолжении проекта пока не принято. Пресс-секретарь правительства Штеффен Хебестрейт на вопрос, верит ли он по-прежнему в успех франко-германского танкового проекта, ответил: «Надежда всегда умирает последней».

Компании KNDS и Nexter не стали комментировать новое развитие событий. «Слишком многое ещё неясно», - сказал человек, знакомый с ходом событий. Однако даже если франко-германский танковый проект продолжит функционировать наряду с новым альянсом четырех стран, сигнал для франко-германского сотрудничества в области вооружений будет катастрофическим.

Борис Писториус (СДПГ) на Leopard 2. ЕС внесёт часть средств на проект нового танка © IMAGO/Chris Emil Janayen
Борис Писториус (СДПГ) на Leopard 2. ЕС внесёт часть средств на проект нового танка © IMAGO/Chris Emil Janayen

Даже в прошлом совместные планы по созданию наземных военных систем не увенчались успехом. В конце 1950-х годов Германия и Франция предприняли первую неудачную попытку совместной разработки танка. Затем, в начале 1980-х годов, провалился «Боевой танк-90» [«…никого нет дома!», — догадался Штирлиц» © — прим. «М.П.»].

С проблемами сталкиваются и другие текущие проекты вооружений, которые Берлин и Париж запустили параллельно с боевым танком. В случае с перспективным боевым самолётом (FCAS) правительствам удалось достичь лишь трудоёмкого соглашения с компаниями-участниками Airbus и Dassault о том, как действовать дальше. Берлин вообще отказался от участия в запланированной модернизации совместного боевого вертолёта Tiger.

Политические разногласия в политике вооружений по обе стороны Рейна становятся всё более очевидными. Елисейский дворец оказывает посильную поддержку французской оружейной промышленности, а также помогает экспорту в целях укрепления своей внешней политики.

Но после вторжения России на Украину канцлер Олаф Шольц (СДПГ) также придаёт оружейным компаниям более высокий приоритет. Для повышения обороноспособности Германии необходимо укреплять эту отрасль. Бундесвер должен быть оснащён новой техникой, в которую будут вложены миллиардные инвестиции. Берлин хочет занять лидирующие позиции, в частности, в области наземных систем. Центральную роль в этом играют KMW и Rheinmetall.

Помимо политического аспекта, существуют и другие проблемы. Например, страны не могут договориться о технологических элементах планируемого нового основного боевого танка. По их словам, Франция хочет получить максимально лёгкий танк по примеру Leclerc [это «Леклерк»-то лёгкий?! – прим. «М.П.»]. Это облегчит транспортировку машины, но при этом солдаты будут менее защищены, чем в Leopard 2.

С другой стороны, Бундесвер традиционно делает ставку на тяжёлую броню, что делает танки более тяжёлыми и громоздкими. По имеющимся сведениям, между Германией и Францией существуют разногласия и по поводу калибра танковой пушки.

Если франко-германский танковый альянс действительно распадётся, это может нарушить и политическую поддержку истребителя FCAS. Опасения по поводу проекта неоднократно высказывались французским производителем истребителей Dassault, играющим ключевую роль в разработке совместной системы воздушного боя. В конце мая глава Dassault Эрик Трапье на слушаниях во французском парламенте поставил под сомнение запланированный на 2040 год срок запуска: «Это очень оптимистичная дата».

В конце августа Трапье в интервью сообщил, что для его компании разработка нового французского истребителя стандарта Rafale F5 имеет приоритет перед проектом FCAS. В принятом перед летними каникулами многолетнем оборонном бюджете, определяющем военные расходы Франции на период до 2030 года, Париж повысил требования к новому стандарту Rafale.

В будущем истребитель должен быть объединён в сеть со стаями беспилотников, что также является одной из планируемых инноваций в FCAS. Фактически Rafale может стать конкурентом для совместного проекта с немцами - даже если французское правительство об этом не говорит. Но разочарование в Париже велико после того, как Берлин вновь решил закупить американские истребители F-35.

Брюссельские чиновники тем временем подтвердили новую танковую инициативу, возглавляемую Германией, в которой также участвуют шведская Saab и итальянская Leonardo Group.

Это вписывается в планы Комиссии ЕС по оказанию большей поддержки трансграничным оборонным проектам в Европе и, таким образом, объединению раздробленного европейского оборонного сектора. Из восьмимиллиардного Европейского оборонного фонда на эти цели выделено €5,3 млрд.

Писториус и Шольц с министром канцелярии Шмидтом (все - СДПГ). Канцлер неоднократно критиковал сотрудничество с Францией в прошлом © dpa
Писториус и Шольц с министром канцелярии Шмидтом (все - СДПГ). Канцлер неоднократно критиковал сотрудничество с Францией в прошлом © dpa

В рамках подготовки нового «Стратегического компаса» ЕС, принятого странами-членами в марте прошлого года, Европейское оборонное агентство (EDA) определило шесть областей, обладающих наибольшим потенциалом для совместных разработок и закупок: основные боевые танки, пехотные боевые системы, противовоздушная оборона, улучшение возможностей боевого развёртывания, космическая оборона и патрульные корабли.

Если несколько стран разрабатывают танк совместно, то это даёт не только снижение стоимости, но и уменьшение разнообразия типов танков в европейских армиях, что облегчает логистику и поставку запасных частей.

В Брюсселе не скрывают, что канцлер Шольц скептически относится к сотрудничеству с Францией в области вооружений. Дипломаты сообщают, что Германию расстраивает тот факт, что экономические выгоды от этих проектов в прошлом доставались преимущественно французам. Теперь Шольц хочет отдать приоритет немецким интересам, даже если в результате этого пострадают франко-германские отношения [немецким или американским интересам? А, Шольц? — прим. «М.П.»].

Критики опасаются, что разногласия между Берлином и Парижем будут противодействовать усилиям по европеизации оружейной промышленности. «Мелкомасштабная национальная структура европейской оборонной промышленности была и остаётся проблемой. Это приводит к росту цен на единицу продукции и досадной несовместимости наших национальных потенциалов», - говорит Дэвид Макаллистер (ХДС), председатель комитета по иностранным делам в парламенте ЕС.

Поэтому, по его словам, нельзя отказываться от идеи объединения усилий на европейском уровне при разработке боевого танка нового поколения. «Различные идеи должны быть согласованы без промедления», - требует Макалистер. «Прекращение франко-германского партнёрства по этому крупному проекту будет иметь разрушительные внешние последствия - как внутри Европейского Союза, так и за его пределами».

Авторы: Мартин Мёрфи, Мориц Кох, Франк Шпехт, Грегор Ващински. Перевёл с немецкого: «Мекленбургский Петербуржец».

@Mecklenburger_Petersburger

P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: по-моему, проект изначально был мертворождённым.

🎚Об упорометре канала «Мекленбургский Петербуржец» 🟤🔴🟠🟡🟢🔵

🤝Поддержать проект «Мекленбургский Петербуржец»