Найти тему

Босх, который не хочет пугать

Иероним Босх (около 1450 – 1516) – художник, который, как и Дали, давно стал частью массовой культуры. Его имя можно встретить не только в названиях серьезных монографий об искусстве, но и на обложках глянцевых журналов. В XX веке Босх, с легкой руки сюрреалистов, получил почетный титул «профессора ночных кошмаров» и превратился почти в автора рисованных ужастиков на адские сюжеты.

Действительно, отталкивающие, совсем не величественные, в отличие от средневековых химер, чудовища Босха известны каждому. Как только не называют их создателя! Еретиком, сумасшедшим, сектантом, даже любителем галлюциногенных грибов. Учитывая, что биографию его мы знаем плохо, любители спекуляций и дешевых сенсаций придумывают все что угодно. Но немногие документальные свидетельства (например, о его членстве в Братстве Богоматери) говорят о художнике совсем другое: он был убежденным христианином и моралистом, призывавшим людей остановиться на краю пропасти, ужаснуться и измениться. Этой цели и служат страшные босховские личины, заслонившие лики Христа и святых на его картинах.

Среди немногих сохранившихся картин нидерландского мастера примерно половина не имеет к «ужасам» никакого отношения – это сцены крестных мук Христа, трогательные сцены в вертепе с пришедшими к младенцу волхвами, бичующие глупость полотна вроде «Корабля дураков», забавные сценки вроде «Фокусника» и поэтичные изображения святых. Даже появляющиеся в этих работах «мелкие бесы» выглядят не страшными, а скорее забавными и даже трогательными. Например, существо на картине «Святой Иоанн на Патмосе», которое подбирается к лежащему письменному прибору.

Интересно, что картины высоко ценил испанский король Филипп II, ненавидевший любую ересь. Очевидно, для «вдохновения» монарх распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Трудно сказать, понравилось бы Босху, что его картины служат чем-то вроде иллюстрированного пособия для Инквизиции…

Другой испанец, мало кому известный монах Хосе де Сигуэнца, сказал о Босхе едва ли не лучше всех искусствоведов: «Если на этих картинах мы видим нелепости, то это наши нелепости, которые художник изобразил в назидание нам… Там, где другие художники пишут человека снаружи, Босх показывает его изнутри».

Мудрые слова.

Фокусник
Фокусник
Искушение святого Антония. Центральная панель
Искушение святого Антония. Центральная панель
Извлечение камня глупости
Извлечение камня глупости
Корабль дураков
Корабль дураков
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Сад земных наслаждений. Правая створка
Сад земных наслаждений. Правая створка
Святой Иероним за молитвой
Святой Иероним за молитвой
Святой Иоанн на Патмосе
Святой Иоанн на Патмосе
Восхождение в Эмпиреи. Из цикла "Блаженные и проклятые"
Восхождение в Эмпиреи. Из цикла "Блаженные и проклятые"