Мало кто знает, но одна из самых богатых семей, наиболее уважаемых меценатов в царской России происходили из крепостных. Еще сложнее поверить в то, что сделавшим немало для простых людей добрых дел, пришлось узнать, что такое нищета, проходить через лишения в эпоху перемен.
Если очень захотеть
Родоначальник известной династии обладал удивительным чутьем и жилкой. Иначе довольно трудно объяснить, как простому крепостному Савве Морозову удалось не просто стать свободным человеком, но и оставить для своей семьи прочный фундамент.
Он готов был трудиться, не зная сна, чтобы собрать нужную сумму и получить вольную, и следом поднять и развить собственное дело. Иногда семье Саввы приходилось голодно, но он не сдавался и двигался к своей цели.
Едва получив вольную и собрав первый капитал, он купил ткани, лошадь, поддержанную повозку и отправился на Урал. Постепенно такие торговые вылазки он стал делать все увереннее, и так сумел оставить свои потомкам капитал. Более того, потомки продолжили его дела и стали одними из самых обеспеченных купеческих родов, создали и развили свои мануфактуры и даже стали «ситцевыми королями».
Удивительно, но внук родоначальника купеческого рода (которого назвали в честь деда Саввой) основал собственный театр. Буквально все представители этой семьи отлично помнили с чего начинали, а потому готовы были выделять огромные средства на благотворительные нужды.
За счет выделяемых ими средств возводили учебные заведения, открывали приюты и госпитали. Несмотря на огромный капитал, которым обладала эта семья, дети всегда воспитывались строго, и их не принято было баловать дорогими дарами.
Например, во время учебы Михаилу Морозову приходилось довольствоваться жизнью на собственную стипендию в семьдесят пять рублей в год, несмотря на наличие обеспеченных родственников. Лишь когда его матери не стало, он стал собственником огромных капиталов.
Дорогие друзья, прежде чем вы продолжите чтение, просим вас поставить лайк этой публикации, тем самым помочь в развитии канала. 👍👍👍 Благодарим заранее.
Более того, когда сам Михаил женился, при наличии огромного состояния, сам он продолжал работать, как и его жена. Его супруга Маргарита трудилась в конторе наравне с обычными людьми. При этом она же стала инициатором открытия в России первой клиники, занимающейся лечением онкологических проблем.
Сам Михаил успевал писать научные труды, публиковать романы, и привозить перспективные картины. С его лёгкой руки в Россию попали полотна Мане.
Вдова с золотым сердцем
К большому сожалению, Михаилу Морозову было отмерено всего тридцать три года. Овдовела Маргарита совсем молодой, но пыталась держать себя в руках и поддерживать семейные традиции. Она проводила литературные вечера, где во всю обсуждали военные проблемы.
Долгое время она пыталась поддерживать богемную и духовную жизнь в Москве и оставалась законодательницей моды. Она готова была выделять стипендии для перспективных музыкантов, пожертвовала огромную коллекцию картин мужа Третьяковской галерее.
Годами она жила ради искусства, культуры, помогала простым людям…Так было до революции…
Но новым властям были безразличны заслуги вдовы. Ее имущество и дом без раздумий национализировали, большую часть ценностей продали королю Дании. Датский монарх предложил Маргарите уехать в его государства и даже готов сразу обеспечить ее гражданством. Но она не желала покидать Родину.
Маргарита получила пару комнат в ветхом доме. Вместе с ней жила больная сестра, возрастная нянька, служившая в доме Морозовых, кухарка. Дочь Михаила и Дарьи предпочла жизнь в Дании, а сын остался с матерью.
Дарье самой приходилось носить воду и реки, рубить дрова. Постепенно из жизни ушла ее сестра, потом нянька и кухарка. Вдове и ее сыну Михаилу помогли перебраться в центр столицы, но выделили всего одну комнатушку.
Из вещей у вдовы купца осталось всего несколько платьев и припрятанные ценности, которые помогали хоть как-то прокормить сына и дать ему образование. Помнящие ее заслуги люди, часто приносили некогда обеспеченной купчихе немного сухарей.
Как только Михаил подрос и смог получить работу, он перевез свою возрастную мать в более приличное жилье. Правда ушел он из жизни в сорок лет...Маргарита всего ненадолго пережила сына…
Удивительно, но строя новое государство, советские власти временами бывали невероятно слепы. Беспощадно, они привыкли поступать и с теми, кто мог бы сделать невероятно много для культуры молодой страны.