Фильм «Вызов» – повод не только сходить в кино, но и вспомнить эксперименты СССР с художественными съемками в космосе. «Возвращение с орбиты» 1983 года – первая картина с кадрами, специально снятыми в космосе. Картина Клима Шипенко от классики СССР отличается тем, что при работе над ней на околоземной орбите впервые снимали профессионалы-киношники с настоящей актрисой.
40 лет назад с кинокамерами работали космонавты Владимир Ляхов и Александр Александров. То есть в 1983 году были съемки игрового фильма в космосе, но не было самой игры. Вот такая тонкая разница. А фильм-то был хорош.
Ляхов и Александров cнимали в космосе на корабле «Союз Т-9» и на станции «Салют-7». Вскоре на этой самой станции случится проблема: она отключится и замерзнет и будет вращаться, ее придется заново запускать (на эту тему Шипенко снял веселый фантастический фильм «Салют-7»).
Отличная советская производственная драма про друзей-космонавтов Кузнецова (Юозас Будрайтис) и Мухина (Виталий Соломин). Кузнецов первую половину фильма страдает, так как его снимают с полета на фоне стресса от потери жены, а в космосе он так и не был. Мухин тоже грустит, но в итоге летит с другим напарником, а Кузнецов едет домой на поезде.
В космосе происходит ЧП, серьезные проблемы со здоровьем у напарника Мухина. Поэтому на помощь летит Кузнецов. В довершение проблем станция попадает под метеориты или какой-то космический мусор. Приводить станцию в порядок придется при нехватке кислорода.
Фильм затерялся в пене перестроечной чернухи, а в 90-е новая власть довольно быстро отучила людей мечтать о космосе. В результате его сегодня даже сложно найти в сети в приличном качестве, массовый зритель о нем не знает даже в РФ, тем более – за рубежом.
Правдивая космонавтика с первых кадров десантирования капсулы с экипажем после отработки неудачного старта ракеты. Впечатляющие кадры с самолетом-амфибией. Возможность присутствия в настоящем ЦУП, видеть реальные тренировки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, в центрифугах, под водой, в самолете с эффектом невесомости.
Настоящую ракету везут на космодром и готовят к старту. Самолеты, вертолеты, отечественная техника, которая сегодня, через 40 лет, выглядит фантастикой. И все то сделано не из слепленных и собранных по миру документальных кадров, а преимущественно на основе специальных съемок для данного конкретного фильма.
Чудесная музыка Эдуарда Артемьева. Жизнь в каждом кадре. И дело не только в космонавтике. Тут отлично переданы дела земные, с разговорами в поезде, поминками в поселке, с романтическими сценами, создающими ощущение дома. Некоторые кадры в деревне, с мальчиком и чашкой, на фоне полуразрушенных церквей, как будто передают привет «Солярису».
Что касается космических съемок, их не так уж много. Виды на землю, сцена рассвета. Крутящийся в невесомости секундомер. И местами реальные космонавты, похоже, изображают героев фильма, когда не видно лиц. В сочетании с качественными павильонными сценами работы в невесомости всё это хорошо работает. Хотя, конечно, не шедевр.
Мощных технических находок, вроде завораживающих съемок американцами отделения ступени изнутри, тут нет. Но сам факт первого в истории случая работы настоящих космонавтов в качестве операторов в игровом кино заслуживает уважения и не должен быть забыт.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!