Найти тему
Иосиф Гольман

Системы и школы психотерапии. Почему они такие разные?

В медицине, конечно, тоже все не просто. И школы разные, и системы с подходами. Однако открыли, скажем, физиологи различие между группами крови. И теперь, в какой бы стране бы врач ни заканчивал вуз, какой бы преподавательский состав его ни обучал, но переливание крови будет им производиться по одним и тем же, общим для всех, правилам.

В психологии всё не так.

Из-за отсутствия единой психологической теории и невероятной сложности изучаемых биологических и философских проблем существуют много подходов и, соответственно, психотерапевтических систем и школ.

Я как раз собирался сделать популярный обзор, когда мне в руки попалась отличная книжка Федора Ефимовича Василюка.

Этот человек заслуживает отдельной статьи. Он наш современник, скончался совсем недавно, в 2017 году. Я упустил возможность услышать его очно, а такая была совершенно реальна, он работал в МГППУ. Федор Ефимович был последним по времени учеником корифея отечественной психологии, академика А.Н. Леонтьева. И, думаю, учитель бы оценил его успехи. Достаточно сказать, что Василюк создал собственную школу психотерапии – «Понимающая психотерапия». Он автор весьма интересной и необычной книги «Переживание и молитва». Но сегодня я порекомендую другую его книжку – сборник лекций «Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии».

-2

А из нее хочу показать очень сжатую, но емкую таблицу:

Вот так она выглядит
Вот так она выглядит

Здесь, по сути, собрано все, что я собирался сказать в своей заметке. Психотерапевтическая система включает в себя, как пишет Василюк, минимум два слагаемых – теорию и метод. Для лучшего понимания (в сравнении) Федор Ефимович включил в таблицу и такой вид помощи, как медицину.

Осталось только просто внимательно рассмотреть таблицу и поразмышлять над ее содержимым.

В первой колонке мы видим три главных в психотерапии системы: психоанализ, бихевиоризм и гуманистическую психологию. Все они содержат, кроме практических школ, и собственные теории. И, казалось бы, глобальная цель у них тоже должна быть одна – помочь человеку. В этом смысле она одна такая и есть.

Но, если брать в учет основные установки каждой системы, то цели-то, получается, все-таки заметно разнятся.

В психоанализе стремятся обеспечить целостность психического аппарата (как назвал его Фрейд), путем выяснения и разрешения внутренних конфликтов. Соответственно, проблемное состояние – состояние внутреннего конфликта.

В бихевиоризме сражаются за адаптированность, а проблема, соответственно – дезадаптивное поведение доверителя.

В гуманистической психологии главная цель – осмысление жизни и самоактуализация. А, значит, проблемным состоянием будет являться утрата смысла жизни.

Для сравнения ­– медицина: проблема – болезнь, а цель – здоровье.

В третьей колонке – то, с чем имеет дело терапевт. В случае медика и бихевиориста это будет организм человека. А вот в психоанализе станут рассматривать пресловутый «психический аппарат», в гуманистической терапии – личность.

Следующие три колонки стоят того, чтобы уделить им побольше времени.

Продуктивный процесс – что происходит с тем, кому мы пытаемся помочь? И что мы пытаемся передать доверителю? А, точнее, делаем, чтобы в нем появилось это недостающее (его порой никто «передать» не в состоянии).

В психоанализе продуктивный процесс, ведущий к «исцелению» – это осознание доверителем своих внутренних конфликтов.

В бихевиоризме – научение.

В гуманистической терапии – переживание. Все названное, по сути, ведет к «восстановлению функций и компенсации», как и в медицине. Только в медицине эти термины применимы без кавычек.

Оставшиеся колонки неспешно посмотрите сами.

А я скажу только про себя и от себя.

В отличие от медицины, мы имеем в психологии совсем разные подходы, даже в теории, к оказанию помощи нуждающимся в ней людям. Статистика говорит, что эффективность этих разных подходов достаточно высока (она, на мой взгляд, скорее, принципиально больше зависит от личности оказывающего помощь, чем от метода).

Ну и отсюда вывод (опять-таки, сделанный мною и лишь для меня самого): я не хочу замыкаться в рамках ни одного из существующих методов.

Я считаю самым лучшим вариантов мультимодальную, интегративную помощь, когда ты не ограничен ни рамками какой-то одной теории, ни только ее инструментарием.

Да, в силу особенностей характера, образования и взгляда на мир, мне ближе всего когнитивно-поведенческая и гуманистическая системы психотерапии. Но я с огромным интересом изучаю все, что способно приносить пользу моим доверителям, будь то психоаналитические подходы и техники, телесно-ориентированная психотерапия, суггестивная терапия или просто медицинские знания в той их части, которая еще не требует медицинского диплома.

Единственный критерий отбора – чтобы это реально работало на пользу моих доверителей и гарантированно не наносило им вред.

На сегодня - все.

На заставке - работа И.А. Сапункова "Осенний мотив" из коллекции галереи "Арт-Гнездо".

Ниже - полезные статьи и видео с конкретными советами и техниками.

Боремся с тревожностью. Часть 4. Техника Брюера

Тревожно-депрессивное расстройство. Взгляд изнутри

Аарон Бек: ученый, психотерапевт и... тест на депрессию.

Тревожное расстройство поддается коррекции. Очередной пример из практики

Вопросы по тел./вотсап +7 903 2605593

И, конечно, как всегда, любые замечания, споры, дискуссии и собственные мнения приветствуются. Чем больше лайков и активности читателей, тем большее количество новых людей будет привлечено к этим материалам.  Давайте вместе менять вредные стереотипы о психических заболеваниях и людях, ими страдающих.