Интервью для сайта Мастер - Сибирь Даже жонглирование у нас было: Чем живут галереи Барнаула (makersofsiberia.com) В материале несколько текстов о барнаульских галереях. В том числе и я ответил на вопросы журналиста Юлии Шеламовой. А теперь не отредактированная версия интервью.
- Когда и как была создана галерея?
В 2012 году, кажется, 28 января была открыта галерея «Республика изо». Всем, почему-то любопытно знать, когда появилась галерея, я думаю, что это не важно. Главное, что она работает. Я даже не вспомню, какой была первая выставка. Вся эта информация никому не нужна. Никто не помнит когда была открыта Третьяковская галерея или Guggenheim Museum. Все помнят, кто их основал. Я не такой и поэтому в название галереи нет моего имени. На самом деле организация галереи, это интересная история, но она касается всего двух человек, меня и моего друга.
- Почему её назвали "Республика ИЗО"?
Так как галерея находится в торговом центре «Республика», то называть ее еще как-то было просто не удобно. Все равно пришлось бы говорить, например, галерея «Эстет» в торговом центре «Республика». Я решил, что «Республика изо», это простой маркетинг. Есть же магазин «Мир ковров, трусов и детских колясок», почему не быть «Республики изо». Можно было назвать «Республика арт», но это совсем плоско, как в инстаграме у начинающей художницы @наташаарт. Был соблазн назвать галерею «Достояние республики», но воспитание и скромность меня остановили. Правда, оказалось, что не всем понятно, что такое «изо», приходится часто объяснять, что «ИЗО»- это изобразительное искусство.
- Почему Вас называют её комиссаром?
Я называю себя комиссаром галереи «Республика изо», потому что так принято в большом мире арт-бизнеса. Например, есть комиссар Biennale di Venezia, или комиссар «documenta». В галерее работает несколько кураторов, а я только уполномоченный галереи. И потом, директор республики звучит коряво. Можно было назвать себя президентом «Республики изо», но кто-нибудь начнет говорить про выборы и демократию, а я диктатор. У меня в галерее диктатура искусства, а я только комиссар. Стою такой в очках и шляпе в центре зала по колено в конском навозе и по локоть в крови художников.
- Что можно увидеть в галерее?
Тот, кто имеет глаза может увидеть в галерее произведения изобразительного искусства. А тот, кто имеет уши – услышит.
- Как вы находите своих авторов?
Всегда задавал себе вопрос, зачем люди рисуют, а другие на это смотрят? Согласитесь, стены покрашенные в белый или в черный цвет намного прекраснее, чем стена, на которой висит картина. Если не нравится однотонная стена, то проведите по ней синюю полосу. Если вы фанат «Спартака», то нарисуйте - красную. Зачем люди рисуют, это большой секрет мироздания. И как не странно, художников с каждым годом становится больше. Их даже искать не надо, они сами в галерею приходят, как осы на виноград.
- Галерея собирает коллекцию и продаёт произведения искусства. Наверное, вы единственные в городе, кто занимает действительно галерейной деятельностью?
«Республика изо» не единственная в Барнауле галерея, которая собирает коллекцию и занимается продажей произведений искусства, есть галерея «Турина гора» и галерея Щетининых. Я их ценю и уважаю. Хотя правильнее было бы сжечь всех конкурентов. И глядя на огонь декламировать: «В граде, тобою основанном, боги в чести непрестанной». Пока мне только удалось договориться со строителями, и они заморозили стройку Государственного художественного музея.
- У вас самая большая галерея в городе. За счёт чего удаётся выживать?
Если вы такой умный человек и доросли до того, что вас интересует изобразительное искусство, и вы даже готовы купить картину, приходите ко мне я расскажу вам какую картину купить и почему она такая дорогая. А спрашивать, за счёт чего удается выживать, это бестактно. Но я вам отвечу. Мы много молимся и просим у господа помощи, а господь наш щедрый и не дает нам сгинуть. Бог велик.
- Какие самые значимые ежегодные проекты Вы можете назвать?
Наверное, я откажусь от ежегодных проектов. Была у нас выставка молодых художников Барнаула «Собрание», мы проводили её 10 лет подряд. Потом я придумал выставку несоюзных художников старшего возраста «Слет», то есть тех авторов, кто не состоит в постсоветском «союзе художников». Было несколько попыток организовать ежегодную выставку фотографии, но современные фотографы не понимают смысла выставочной деятельности. Я называю их жертвами интернета. Я не знаю, какой из наших ежегодных проектов самый релевантный. Может быть зал коллекции? Это постоянно действующая выставка из собрания галереи. Наверное, это самый значительный проект.
- Какое значение ваша галерея имеет для молодых начинающих авторов?
Иногда я с умным видом сижу на диване, ковыряю в носу указательным пальцем, долго медитативно смотрю на козюлю и думаю, о том, как много галерея дает начинающим художникам. Потом меня окликает санитар, и я стыдливо вытираю палец о спинку дивана. Ничего галерея не дает начинающим художникам. Если это хороший художник, то мы у него забирает картины. Если художник желает показать свои работы, то галерея предоставляет место, для выставки. Наблюдая за участниками выставки молодых художников, я понимаю, что все это баловство, но такой интересное и полезное баловство, что от него всем только хорошо и приятно.
- В чём сложность работы галериста в Барнауле?
Галерея это серьезный процесс организации выставочной деятельности, мы сталкиваемся с огромным количеством проблем и сложностей, то крыша протечет, то еще что-нибудь случится и тогда я переодеваюсь в Ван Гога, и брожу по этажам торгового центра с перевязанным ухом. А то придет в галерею дебил и начнет спрашивать, где тут продают Славянский шкаф. Мне кажется, что в Барнауле любым делом сложно заниматься, легко, сидя на завалинке, семечки щелкать.
- Почему вы продолжаете своё дело?
Наверное, я скоро закрою галерею. Я не живу в Барнауле, управляю галерей дистанционно. С Барнаулом меня ничего не связывает, кроме хороших друзей и веселого прошлого. Пришло время серьезно подумать и может быть закрыть галерею «Республика изо». Или повесить там фотокопии картинок никосасафронова. А чо?
- У галереи есть друзья? С кем сотрудничаете?
Наверное, у галереи есть друзья, надо у нее спросить. Следует выбрать время, когда она отвлечется, расслабится и резко спросить: «Дорогая, у тебя есть друзья?» Я могу ответить за своих друзей. У меня в Барнауле есть друзья. Есть люди, которые понимают нужность галереи, иногда они оказывают поддержку. Был удивительный случай, когда молодой человек помог финансами. Большое спасибо, Савелий. А еще мне везет на кураторов. Уже 4 года в галерее работает Юля Ломакина, она делает огромный объем работы, старается быть в курсе мировых трендов и брендов. Благодаря её профессионализму появились новые выставки, интересные авторы и другие культур-мультурные проекты. А до этого с галерей сотрудничали Алена Воеводина, Александр и Лидия Рыжовы. Всем спасибо.
- Какие у вас творческие планы на новый сезон?
Этот сезон будет очень тяжелым. Надо принять решение, оставлять галерею или закрыть этот проект. Пока есть план на несколько выставок. Есть договоренность с авторами, и я не хочу их подводить. Попробуем работать. Могу точно сказать, что выставки молодых художников Барнаула «Собрание» в этом году не будет. Все молодые художники пусть идут в музей «Город».
В. Климов 12. 08. 2023 г.