Найти в Дзене

АНИСИМ ТИТОВИЧ КНЯЗЕВ

-2

Начать цикл статей по персоналиям мне хочется с рассказа от Анисиме Титовиче Князеве. И тому есть несколько причин. Во-первых, именно с него начинается та часть рода Князевых, потомками которой являемся мы. Во-вторых, о нем самом и его потомках имеются более-менее достоверные сведения, подтверждаемые документально. И, в-третьих, Анисим Титович, по моему мнению, самый известный и не ординарный представитель рода Князевых. Возможно, в дальнейшем, при рассказах о членах нашего рода я не буду строго придерживаться хронологии и неукоснительно следовать по ветвям родового дерева сверху-вниз, так как объем материала по разным людям разный, и показать, в первую очередь, хочется тех, о ком собраны наиболее полные сведения. Поэтому напоминаю, что получить файл с родовым деревом Князевых подписчики могут, запросив его на эл. почту. Это позволить моим подписчикам самим быстро и легко определить место персоны, о которой будет рассказываться в статье, в родовом дереве, при том, что я обязательно буду еще его и указывать в своих статьях.

Сразу хочу предупредить. Я придерживаюсь того мнения, что простое копирование сведений, имеющихся в свободном доступе в Сети, чтобы выдать их потом за свою работу – это просто не интересно. Поэтому в своих рассказах о тех Князевых, статьями о которых Сеть переполнена, я буду больше ориентироваться на те факты их биографии, которые малоизвестны или не известны совсем, а так же останавливаться на разборе многократно копируемых неточностях и откровенной лжи, разносимой по разным сайтам копирайтерами. Итак, начинаю.

АНИСИМ ТИТОВИЧ КНЯЗЕВ

Родился 2 ноября 1722 года в г. Кашира, скончался 4 сентября 1792 года в Санкт-Петербурге в возрасте 69 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище.

Хочу сказать, что распространяемые по Сети другие сведения о годах жизни А.Т. Князева не достоверны.

Отец – Князев Тит Лазаревич (1680-1740), подканцелярист в Каширской ратуше.

Почти случайно, в 2024 году, удалось обнаружить сведения о матери Анисима Титовича - Прасковье Ивановне.

-3

Не буду повторяться о тиражируемых сведениях с сомнениями о принадлежности отца А.Т. Князева к дворянству, но напомню, что Анисим Титович, при поступлении на службу в 1741 году (в возрасте 19 лет) числился за Каширским дворянством.

1-я жена – Аксинья Семеновна Черносвитова (1725 - до 1750). Тесть – тульский дворянин Семен Фаддеевич Черносвитов (р. ок. 1690 г.), теща – Авдотья Петровна Черносвитова (ур. Хвощинская).

Брак этот был бездетным.

Опубликованные ЦГА г. Москвы церковные документы содержат Исповедные ведомости Московской церкви Благовещенья в Старых Пыжах за 1743-1745 г.г. В них указано, что в этой церкви ежегодно исповедовались «Вотчинной Коллегии канцелярист Анисим Титов Князев и жена его Аксинья Семенова».

Из документов ясно, что женился А.Т. Князев достаточно молодым, а также, пока это единственный ориентир для определения года рождения его супруги. Кроме того, очевидно, что супруги были прихожанами этой церкви, т.е. жили в квартале вокруг церкви в середине ул. Большая Ордынка.

Храм Святителя Николая в Пыжах Фото Н. Найденова. 1882 г. (из Сети).
Храм Святителя Николая в Пыжах Фото Н. Найденова. 1882 г. (из Сети).

Кстати, церковь Благовещения в Старых Пыжах и ныне существует и действует, но именуется сейчас «Храм Святителя Николая в Пыжах» (ул. Большая Ордынка, 27А/8).

2-я жена – Ирина Афанасьевна, возможно - в девичестве Бекетова (1734 - 22.06.1785). Тесть? – Симбирский воевода полковник Афанасий Алексеевич Бекетов (? – 05.08.1769), теща? – Наталья Федоровна Бекетова (ур. Козлова) (? – 23.12.1768). Тут надо пояснить, что ряд авторитетных исследователей призывает не указывать на принадлежность Ирины Афанасьевны к роду Бекетовых, т.к. пока не найдено никакого документального подтверждения этому факту, за исключением семейных князевских записей и ряда публикаций в Сети.

Во втором браке родились дети: сын – Сергей Анисимович Князев (1758 - 08.10.1831), тульский дворянин, отставной бригадир гвардейской кавалерии, единственный продолжатель фамилии по мужской линии;

дочь - Мария Анисимовна Левшина (ур. Князева) (1772 - 01.09.1831), жена потомка тульских дворян, городничего г. Галича Костромской губернии, Левшина Ардалиона Алексеевича (04.02.1771 – после 1834 г.). Ряд источников тиражирует год смерти А.А. Левшина как 1819. Однако, есть документы, которые эту дату опровергают. Так, в Костромском госархиве хранятся Ревизские сказки 1834 года (Фонд 200 опись 20 дело 136). Там, на листе 1002 указано, что Левшин Ардалион Алексеевич (а не кто-то из его детей) является владельцем д. Першуково, Макарьевского уезда. А в журнале "Гербовед", в №2 от 2007 года (стр. 66-115) опубликован, найденный в том же Костромском архиве, дневник костромского помещика Ивана Ивановича Болсунова, События, описанные в дневнике происходили в 1834 г. В частности, в сноске к упоминанию Галичского городничего, в журнале, на стр. 78, значится: «В 1834 г. галичским городничим был коллежский советник Ардалион Алексеевич Левшин». Мне не известно, какую поисковую работу провел автор материала в журнале «Гербовед», Мерковский В.Г., но его данные соответствуют данным из Ревизских сказок, подтверждающим, что на 1834 год Ардалион Алексеевич еще был жив.

Теперь, кратко остановлюсь на послужном списке Анисима Титовича.

- с 1741 года — копиист в Вотчинной коллегии в Москве;

-6

- в 1743 году получил чин подканцеляриста, затем канцеляриста,

- в 1750 году произведен в чин Коллежского регистратора (самый низший, 14 чин в Табеле о рангах. Надо отметить, что шел к нему будущий статский советник весьма долго);

- с января 1752 года – секретарь комиссий по сочинению межевой инструкции и комиссии о беглых крестьянах, об утаённых от пошлин товаров, но никаких поощрений и чинов, работая в комиссиях он не получил;

- с 1755 года — вызывается в столицу и получает место секретаря в Главной межевой канцелярии в СПб. Сначала он служил без секретарского чина, но затем, подав прошение на Высочайшее имя, указом Сената от 12 октября 1755 года жалуется чином Сенатского секретаря (11 ранг). Продолжая служить в Межевой канцелярии, назначается еще секретарем Рекетмейстерской конторы (Комиссии по прошениям);

- в 1757 году, в поощрение трудов, получает обер-секретарский чин равный армейскому штабс-капитану - Коллежский секретарь (10 ранг);

- с 1764 года - секретарь Вотчинной коллегии, обер-секретарь Межевой экспедиции и обер-секретарь 2-го Департамента Сената с 1764 по 1768 годы;

- 14 мая 1767 года дворяне Крапивинского уезда Тульской губернии избрали Князева депутатом в «Комиссию для сочинения проекта нового Уложения» (учрежденную в 1766 году), где он принимал активное участие и 13 июня 1768 года избран в члены Комиссии об обязательствах. Ввиду большой занятости по депутатским обязанностям и по работе в Межевой экспедиции в 1768 году А.Т. Князев был уволен от должности обер-секретаря 2-го Департамента Сената, но с сохранением жалованья;

- в марте 1775 года получил чин статского советника (5 класс), что соответствовало армейскому бригадиру (промежуточный ранг между полковником и генерал-майором) и назначен вторым членом Губернской межевой канцелярии в Москве, переименованной в 1777 году просто в Межевую канцелярию;

- однако, в 1779 году, А. Т. Князева отстраняют от работы обвинив в крупных злоупотреблениях в Межевой комиссии (Увы, но в своих мемуарах, друг Анисима Титовича, известный русский писатель и естествоиспытатель тульский дворянин Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) пишет о Князеве, как с одной стороны о человеке просвещённом и отзывчивом, а с другой, как о типичном чиновнике XVIII века, воспринимающем взятки, как нечто само собой разумеющееся).

При этом, Генерал-прокурор Сената, князь А. А. Вяземский высоко ценил познания А.Т. Князева как в вотчинных и межевых делах (фактически возложив на него все дела по Межевой канцелярии, т.к. лично князь в СПб. сам возглавлял Межевую экспедицию), так и области истории и архивистики, поручая А.Т. Князеву руководство работой по составлению в Разрядно-Сенатском архиве «Реестра о бывших в Москве приказах» и выявлению документов о дворянских службах и сословном законодательстве (совместно с Г.Ф. Миллером, в результате чего появился сборник материалов «Выбор из законов о дворянстве»), и даже по выполнению, в 1775 году, поручения Екатерины II по разбору бумаг ее покойного статс-секретаря Г.В. Козицкого (после этой работы императрица поручила А. Т. Князеву продолжить розыск аналогичных рукописей, и, в апреле 1776 года, он представил Екатерине записку о количестве росписей конца XVII века и список 822 княжеских и дворянских семей, в котором содержались сведения о происхождении, образовании фамилий и поколенных росписях).

В Москве, А.Т. Князев с 1777 года и, примерно, до конца 1784 года, жил в собственном доме в Гнездиковском переулке (около Тверского бульвара).

Там же, 10 апреля 1784 года женил своего сына Сергея Анисимовича, на тот момент секунд-ротмистра Лейб-гвардии Конного полка, на дочери родовитого дворянина Павла Николаевича Ляпунова – Авдотье. 8 апреля 1787 года он был восприемником на крестинах своего внука Александра, родившегося 19 марта 1787 года у его сына Сергея, тогда уже отставного бригадира, и Авдотьи, но в другой церкви – Петра и Павла на Новой Басманной.

Уже упоминавшиеся Исповедные ведомости, опубликованные ЦГА г. Москвы, а так же найденная метрическая запись о смерти 2-й жены Анисим Титовича, позволяют точно сказать, что с 1785 года собственного дома в Москве он уже не имел: 22 июня 1785 года его жена, Ирина Афанасьевна, скончалась на съемной квартире в районе Кудринской площади (Пресня).

-9

Затем он, вместе с дочерью Марией, в 1789 и 1790 годах, значится среди исповедовавшихся прихожан церкви Николая Чудотворца Явленного на Арбате (квартал нынешнего театра им. Вахтангова), а в конце апреля 1791 года упоминается в метрической записи в церкви Живоначальной Троицы на Арбате.

Все это опровергает утверждения многих исследователей, о том, что последние 4-5 лет жизни, Анисим Титович Князев провел в Санкт-Петербурге, где и скончался 4 сентября 1792 года. Максимум, он мог прожить в Петербурге около года перед смертью. При этом, по ряду свидетельств современников, он не оставил наследникам никаких средств и даже организация его похорон стала проблемой. Однако, и это утверждение ничем не подтверждается. Конечно, Анисим Титович, не был богачом в общем понимании смысла этого слова. Но, пенсия статского советника, позволяла не считаться нищим, имение какое – никакое было, дворовые люди и крепостные – тоже (часть которых всегда можно было продать). В конце концов, не стал бы он перебираться из гораздо более дешевой Москвы в столичный Санкт-Петербург не имея средств. Кроме того, до переезда он в 1791 году выдал замуж, за Ардалиона Алексеевича Левшина, дочь, дав за ней приданое, вместе с сыном занимался обустройством тульского имения Комарево. И в Петербург уехал точно не доживать свой век, а решать вопросы с начетами за недопоставки по государственным подрядам.

Нигде не освещен вопрос чинопроизводства А.Т. Князева с 1757 по 1775 годы, но, в принципе, исходя из общих правил присвоения чинов в Российской Империи, за 18 лет получить 5 чинов (с 10 по 5-й) и стать статским советником к 53-м годам – это даже и не быстро. При этом, пожалование от Екатерины чином статского советника (гражданский почти генерал), было исхлопотано князем Вяземским за работы по выполнению А.Т. Князевым поручений императрицы, результатами которых она была весьма довольна.

Далее расскажу об основных достижениях Анисима Титовича Князева, как служебных, так и домашних:

- за время работы копиистом в Вотчинной коллегии, где он переписывал писцовые книги, для готовившегося генерального межевания, им было собрано больше 50 000 тетрадей;

- при работе в Межевой канцелярии разобрал запущенный архив Межевой канцелярии, улучшил её чертёжную часть и составил «Инструкцию землемерам»;

- поднял вопрос об упорядочении передачи казённых пустошных земель, нещадно расхищаемых помещиками, вследствие чего продажа их в 1778 году была прекращена;

- подготовил проект «Жалованной грамоты дворянству», и, в апреле 1785 года, из нескольких вариантов текста, Екатерина II выбрала именно его вариант;

- заложил основу родового гнезда – села Комарево Белевского уезда (ныне – Арсеньевский район) Тульской губернии – господскую усадьбу с садами, и начал строить в селе церковь Троицы Живоначальной (ранее - Богоявления Господня, Сергия Радонежского);

-11

- будучи прихожанином Церкви Николая Чудотворца в Гнездниках (снесена в 1930 г. , находилась по адресу: Большой Гнездниковский переулок, 4), на собственные средства украсил храм хорошим иконостасом и настенной росписью ;

-12

- и главное достижение, за которое его помнит вся просвещенная Россия, десятилетний труд по созданию первого отечественного Гербовника дворянских родов Империи, а точнее «Собрание фамильных гербов, означающих отличие благородных родов обширной Российской Империи, частично снятое с печатей и приведенное в алфавитный порядок». Этот титанический уникальный труд, который он закончил к декабрю 1785 года, представляет из себя переплетенную рукописную книгу из 77 листов и содержит алфавитные списки 377 дворянских родов и подробные рисунки 527 принадлежащих им печатей и охватывает материалы практически за целое столетия - с 1680-х до 1780-х годы. При этом, готов он был на 13 лет раньше издания 1-го тома «Общего Гербовника дворянских родов Российской Империи», работа по которому началась по указу императора Павла I только в 1797.

-13

Очень жаль, но составители Общего Гербовника с работой А.Т. Князева были не знакомы, т.к. в декабре 1785 года он преподнес свою рукопись, с дарственной надписью, Екатерине II, а та презентовала ее Потемкину, в библиотеке которого, в Новороссийске, рукопись пролежала более 100 лет, потом попала в Казанский университет и была издана, с комментариями, только в 1912 году в Санкт-Петербурге издательством Тройницкого тиражом всего в 400 экземпляров и, репринтом, в 2008 году тиражом в 1000 экземпляров. Учитывая, что многие гербы в труде А.Т. Князева и в Общем гербовнике не совпадают или имеют значительные отличия, предпочтение, как мне кажется, стоит отдавать все-таки данным Князева, т.к. он работал с подлинными дворянскими печатями, являвшимися предтечами будущих дворянских гербов.

Теперь несколько слов о негативных моментах в жизни Анисима Титовича, не считая вышеописанных малоприятных обвинений в мздоимстве:

- не вдаваясь в подробности, просто укажу, что в финансовых делах он был не удалив: срывал казенные подряды (за что лишился права на их получение и был оштрафован), потерял несколько имений из-за долгов по закладным (в частности - село Зюзино (ныне – одноименный район г. Москвы)), имел многочисленные имущественные тяжбы;

- числясь обер-секретарем 2-го Департамента Сената, А.Т. Князев в январе 1775 года был прикомандирован к Следственной комиссии по расследованию дела Емельяна Пугачева для помощи в составлении обвинительного заключения и приговора. В семейной летописи, как отмечал его праправнук Н.В. Князев, указано, что Анисим Титович предложил казнь для Е. Пугачева и А. Перфильева через колесование. Ну, 18 век, время такое было. Анисим Титович искренне считал Пугачева врагом государства.

В заключении, хочу несколько слов сказать о портрете А.Т. Князева, приведенного в начале статьи. Это гравюра с работы его правнука Валериана Валериановича Князева, работы не позднее 1884 года, когда самому художнику было 37 лет. Часть исследователей считают, что портрет фантазийный, т.к. он выполнен спустя почти 100 лет после его смерти и художник, якобы, не мог рисовать с самой натуры. Однако и его пра(3)внучка, Н.Б. Гюне в своих мемуарах, и журнал "Нива", в котором, в №21 за 1885 год, данный портрет был опубликован, вместе со статьей о жизни и работе А.Т. Князева, упоминают, что портрет А.Т. Князева долгие годы (как пишет "Нива" - "... и поныне сохранился") висел в присутственном зале Московской межевой Канцелярии.

Московская межевая канцелярия. Чертеж 1885 года. Москва, Хохловский пер. , дом 10 (из Сети)
Московская межевая канцелярия. Чертеж 1885 года. Москва, Хохловский пер. , дом 10 (из Сети)

Просто так, без соответствующего соизволения, портрет в Канцелярии повесить не могли и висела там явно не гравюра, а портрет маслом (как это было принято для парадных портретов). Следовательно, В.В. Князев мог сделать копию с того портрета для гравюры. Я нашел альбом начала 20 века с интерьерами Московской межевой канцелярии. На одном из них виден портрет какого-то чиновника, естественно, едва различимый. Как же хочется верить, что это А.Т. Князев!

-15

Да и сотрудники журнала "Нива", который читали по всей России, без труда могли проверить соответствие двух изображений А.Т. Князева, дабы не публиковать недостоверный портрет.

Вот и все, что мне хотелось сообщить об Анисиме Титовиче Князеве. Если у кого-то есть дополнительные факты из его жизни – пишите.

Наука
7 млн интересуются