Друзья, я решила иногда писать о том, как сложилась судьба героев самых ярких, самых шумных историй на канале. По крайней мере о тех, кто готов через время поделиться этим. Решила назвать эту рубрику «Как дела у…».
Сегодня расскажу про Вику. Это была одна из самых самых страшных школьных историй на моей практике, опубликованная в октябре 2021 года. Совершенно неадекватные, я бы даже сказала, фашистские методы, используемые учителем в младших классах. Мама Вики, которая не согласилась с этими методами, когда остальные родители предпочли не поднимать пыль, притом что саму Вику на тот момент эти методы не успели коснуться. Маму посчитали скандалисткой, и это классика. Практически всегда, когда родитель встаёт на защиту своего ребёнка от системы, большинство остальных родителей сплачиваются против, как бы чего не вышло, как бы и их ребёнку не досталось.
Как итог – «особое» отношение учителя к девочке (ко всему прочему, отличнице, которую отметками трудно прессовать). Далее по цепочке опять классика (классика не в смысле, что так делают все учителя, а в смысле, что когда травля исходит от учителя, то сценарий обычно именно такой) – «особое» отношение учителя переросло в травлю одноклассников, перевод в другой класс ничего не изменил, так как новый учитель не стал включать никаких специальных методов адаптации ребёнка, пережившего травлю, и предыдущие одноклассники с удовольствием погрузили новых одноклассников в то, что Вику можно травить. А это очень важно, если мы переводим из-за травли ребёнка в другой класс в той же школе (хотя правильно не переводить, а лечить класс), новый учитель и школьная администрация должны включить специальные методы по восстановлению ребёнка, по его адаптации в новом коллективе, по исключению деструктивного влияния предыдущего класса и так далее. Но это ведь делается только при условии, что школа признаёт, что случилось что-то ненормальное. В случае Вики этого так никто до конца и не признал и несколько лет звучали обещания, что с учителем поговорят, что всё станет лучше.
Как итог, ад для Вики тянулся до пятого класса. Когда Ирина, мама Вики, нашла меня, всё уже достигло кульминации. Вика была в тяжелейшей депрессии, несколько дней не выходила из комнаты, не ела, бесконечно рисовала. В прошлой публикации есть её рисунки того времени. На них невозможно смотреть без содрогания. Пока мы писали статью с Ириной, они успели сходить к психиатру. Скорую вызывали прямо туда. Навязчивые суицидальные мысли. Потом была госпитализация в центр психического здоровья детей и подростков им.Г.Е.Сухаревой, уход из школы в Foxford, долгое восстановление.
Я поговорила с Ириной о том, как Вика сейчас и какой путь они вместе прошли за 2 года. Я задала Ирине такие вопросы:
- Как сейчас дочка?
- Где она училась эти два года?
- Как проходила реабилитация? Как восстанавливали Вику?
- Удалось ли вернуть доверие к школе и к учителям?
- Известно ли что-то про самого первого учителя?
Вот что рассказала Ирина:
«У нас всё хорошо. В январе Вику зачислили в художественную школу сразу в 4-й класс. Мы поехали показать работы, директор принял сразу, увидев их. Сказали: «Талант», организовали бюджетное место.
Вот работы, которые мы тогда принесли:
Вика недавно сказала, что, возможно, если бы не тот стресс, она не рисовала бы. Всё плохое уходило в бумагу, и это вылилось в серьёзное увлечение. Недавно ездили на фан-встречу, Вика собирала автографы. В будущем хочет быть архитектором.
Вика продолжает учиться в школе Foxford. Сейчас седьмой класс. Уже третий год там. В художественную школу она ходит очно, причём филиал находится в её старой школе. Но занятия вечером, она не пересекается с педагогами. Если честно, про судьбу учителя со странными садистскими методами мы ничего не знаем. На момент, когда мы писали первую статью, она так и работала в школе и, кажется, это никого не смущало.
Одноклассницы иногда видят Вику. Они очень удивляются, когда видят её работы. Иногда приходят посмотреть, там в кабинете есть окна в пол. Негатива сейчас нет. Наоборот, удивление, восторг.
Вика занималась с психологом до весны 2022 года, то есть почти год. Всё ещё наблюдается у невролога. Спать начала только недавно.
Что ещё? Дома всяческая поддержка, конечно же. У меня есть группа детей из 30 человек от 5-го до 7-го класса, я вывожу их на экскурсии. Вику брала с собой. И сами тоже стабильно 2 раза в месяц ходим по музеям, много гуляем. Ей нравится Царицыно, Китай-город.
Раз в неделю Вика ходит на занятия по гитаре. Её и там считают одной из лучших учениц. Периодически выступает в клубе с концертами.
Иногда она говорила, что хочет вернуться в школу. Но вместе решили, что не стоит, решили совсем уйти от стресса. Она выбрала сосредоточиться на рисовании и тех предметах, которые нужны для поступления на архитектуру. А вот в художественную школу бежит, как на крыльях. Кажется, Вика поверила в свои силы, и за это мы очень благодарны её учителям по гитаре и по рисованию.
О чём я думаю после всей этой истории? Говорят, что надо было забрать Вику силой гораздо раньше, перевести и т.д. Но когда ты сталкиваешься впервые с таким ужасом, ты не можешь представить, что это будет тянуться, и никто никогда не вмешается. Ты думаешь, что такое просто не может остаться без внимания взрослых, ответственных за безопасность детей в школе. Я сначала искренне верила, что ситуация изменится после перевода, тем более я была на приёме в отделе образования. Потом я искренне верила в нового классного руководителя. Когда началась симптоматика, думала, что это здоровье и не связывала это воедино до того момента, как мне сказал об этом доктор. И уже с того момента Вика была на постоянных больничных и в школе практически не появлялась. А после стационара она перешла на домашнее обучение. Иногда анализируя ситуацию, ставшую катализатором (Ирина имеет ввиду, когда она возмутилась методами учителя, хотя Вике в тот момент не доставалось), я задаю вопрос - правильно ли я сделала, что влезла. Вика всегда говорит- правильно, если бы не ты, то издевательства над детьми не прекратились бы. Единственное, о чём я жалею, что не довела до конца. Учителя надо было убрать из школы».
А я, как всегда, напоминаю, что за любые нападки, оскорбления и оценочные высказывания в стиле «зачем долго терпела» маме, которая, итак, уже прекрасно понимает, где и что именно нужно было делать иначе, буду банить. Единственное, что мы можем сейчас сделать, это пожелать Вике успехов. Пусть этот опыт, когда Вику подвели взрослые, останется самым страшным в её жизни.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.