Эта статья завершает рассмотрение эсхатологических, то есть относящихся к последним временам существования мира, пророчеств из Книги Исаии.
И у пророка есть такой образ:
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. (Ис. 27, 1).
Левиафан — это образ диавола, который не имеет власти в Царстве Божием, но обладает некоторой, мнимой властью на земле.
Сущность Левиафана в полной мере раскрывается в Книге Иова, когда Бог показывает Иову в виде образов могучее и страшное чудовище, изначально непобедимое по своей природе.
Ни одно живое существо сотворённое Богом, не может сравниться с этой тварью и даже человек не в силах приблизиться к нему.
И Бог назвал Левиафана — царем царствующим над сынами гордости.
В предыдущей статье был рассмотрен образ Вавилона, как символ всего мира. Весь наш мир — это Вавилон, в котором царствует сатана, основой бытия которого является гордыня.
Все существа, которые слушаются и повинуются ему наречены сынами гордости.
Это имя получили не только все бесы, но также и люди, но не все люди.
Человеку Бог даровал свободу и он может выбрать свое сыновство: если захочет быть сыном Божиим, то должен полюбить кротость и смирение, а если — сыном гордости, то станет похожим на своего хозяина.
Дьявол назван Христом человекоубийцей, а поэтому сыны гордости тоже становятся человекоубийцами.
Гордый человек даже если не убьет кулаком или ножом, он убивает медленно каждый день своим видом, своим отношением, своим словом "распиливая" другого человека…
Поэтому Христос сказал фарисеям не любившим смирение и кротость:
Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Ин. 8, 44).
И как известно, благочестивые по своей наружности фарисеи стали убийцами — они распяли Христа.
Гордыня лежит в основании каждого греха совершённого человеком.
Чем больше человек заражён гордыней, тем сильнее в нём проявляется эта болезнь и тем больше он грешит: помыслами, словами и делами.
Излечить от этой тяжёлой порчи может только Господь.
Если сам человек не желает лечиться, то ему посылаются для смирения различные физические болезни, чтобы вечная душа от гордыни не погибла.
А для тех, кто хочет исцелиться, Бог дал Церковные Таинства.
Перед Таинством Исповеди священник произносит молитвы и даёт такое наставление:
- "Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши". (Вразумись же, что ты пришёл в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцелённым).
По сути, когда человек приходит в Церковь и обращается к Таинствам, он проявляет смирение и подтверждает, что своими силами он сделать ничего не может.
Это относится ко всем Церковным Таинствам.
Их сущность в том, что посредством определённых священнодействий, человеку подаётся благодать, которая исцеляет, преображает и наполняет его силой с достоинством совершать то, к чему он призван.
В Церкви всё благоприятствует тому, чтобы человек стяжал дух смирения — это не только Таинства, но и покаянные молитвы на Богослужении и дома, поклоны, чтение Евангелия, многодневные посты, послушания и проч.
И в какой мере человек смиряется, в такой мере он и получает благодать, которая его делает здоровым.
До какой степени он смиряется, в такой степени он приближается к Богу, усыновляется Им и становиться сыном Света.
И в заключении этой темы, хочется вспомнить притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне.
История блудного сына известна. Множество верующих людей чувствуют, осознают и считают себя такими же блудными сыновьями…
Но если обратить внимание на его старшего праведного брата, который ни одной заповеди не нарушил и сам об этом говорил отцу:
вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего (Лк. 15, 29),
что мы можем увидеть в этом образе?
Старший сын — благочестивый праведник, делал всегда угодное Богу, был послушен Господу даже в мыслях…
Но оказалось, что в сердце у него не было истинного смирения.
И подтверждение этому выводу находится в той же притче Господа:
Он осердился и не хотел войти. (Лк. 15, 28).
То есть, старший сын так разгневался на брата и обиделся на отца, что даже не пошёл на праздник.
И это его душевное состояние свидетельствует о том, что духа смирения и любви в нём нет, а есть дух гордости, который не давал ему нарушить послушание и ослушаться отца.
Поэтому Господь, Его апостолы и все святые отцы призывают нас бодрствовать и трезвиться духовно, чтобы страсти, которые коренятся в каждом человеческом сердце не сотворили из званных и избранных людей — сынов гордости.
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Что связывает царя Вавилонского с денницей? Смирение, как символ вечного бытия